Градостроительные особенности Петербурга ХVIII века
За три столетия своего существования Санкт-Петербург сложился как один из самых прекрасных и великолепных городов мира, имеющих неповторимый архитектурный облик. Благодаря Петру Первому, который задумал построить Петербург по европейским канонам, в городской архитектуре чувствуется влияние голландских, немецких и итальянских традиций зодчества.
По своим планировочным и художественным качествам, центральная группа архитектурных ансамблей города очень значительна. Это комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей, а также Марсова поля и Невского проспекта. В период XVIII века появились архитектурные композиции, построенные в традициях высокого елизаветинского Барокко (Зимний, Воронцовский и Строгановский дворцы, Смольный монастырь, Федоровская церковь, Андреевский собор, Морской собор, Шуваловский и Шереметьевский дворцы). К выдающимся строениям эпохи Классицизма относятся Академия художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии, Мраморный дворец, Таврический дворец.
Казанский собор, архитектурный ансамбль Адмиралтейства, Нарвские ворота, Александровская колонна и Исаакиевский, Спасо-Преображенский и Измайловский соборы относятся к стилю высокого классицизма - "ампир". Архитектурные композиции XIX века выполнены в различных проявлениях эклектики, а в стиле "модерн" созданы архитектурные сооружения XIX-XX вв. Помимо достопримечательностей центрального Питера, восхищение вызывают также дворцово-парковые ансамбли и дворянские усадьбы окрестностей города (Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов), а также архитектура мостов, каналов Питера и невской акватории. Северный климат Питера оказал большое влияние на выбор строительных и отделочных материалов. Так, насыщенные оттенки желтого и зеленого цвета, покрывающие каменные здания, придают городу еще большую парадность и великолепие, которое вызывает искренний восторг гостей Питера. Сегодня Санкт-Петербург стремится быть как можно более удобным не только для своих жителей, но и для туристов. Строятся новые дома, дороги, новые отели и гостиницы. Появляется всё больший интерес к истории Санкт-Петербурга, к его культуре, к знаменитым людям которые здесь жили и работали. Надеемся, что сайт поможет вам в знакомстве с Санкт-Петербургом, будет полезен и петербуржцам, и гостям города.
1. Стекло и керамика Древнего Египта.
2. Мебель Древнего Египта.
3. Античное стекло.
4. Краснофигурная керамика Древней Греции.
5. Чернофигурная керамика Древней Греции.
6. Древнеримское стекло.
7. Средневековые типы мебели и их декор.
8. Ренессансная мебель.
9. Итальянская майолика.
10. Французская майолика. Керамика Сен-Поршер.
11. Венецианское стекло.
12. Стекло Ар-Нуво.
13. Английская мебель XVIII века.
14. Французская мебель XVII-XVIII вв.
15. Декоративно-прикладное искусство французского ампира. Персье и Фонтен и их последователи.
16. Китайский фарфор: основные типы и способы декора.
18. Японский фарфор: основные типы и способы декора.
19. Японские лаки.
20. Японское художественное оружие.
21. Художественное ремесло Киевской Руси.
22. Памятники художественного ремесла Новгорода XI-XIV веков.
23. Искусство лицевого шитья Москвы и Новгорода XV-XVI вв.
24. Кремлевские мастера в эпоху Ивана Грозного.
25. Работы мастеров Золотой и Серебряной палат.
26. Классицизм в русском декоративно-прикладном искусстве XVIII – начала XIX ве-ка.
27. Творчество русских мебельщиков XVII-XIX вв.
28. Художественная обработка металла XIX века (серебро, бронза, чугун).
29. «Русский стиль» в декоративно-прикладном искусстве XIX века.
30. Талашкино в развитии декоративно-прикладного искусства.
31. Декоративно-прикладное искусство первых лет революции. ВХУТЕМАС и разви-тие предметной культуры.
32. «Агитфарфор». Творчество С. Чехонина и художников Гос. фарфорового завода.
33. Декоративно-прикладное искусство 1930-1950-х годов. Основные тенденции.
34. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда 1960-х годов.
35. Художественный фарфор и художественное стекло 1960-1980-х годов: ведущие производства и художники.
36. Авторское холодное оружие 1980-2010-х гг.
Литература:
Ашарина Н.А. Русское стекло XVII - начала XX века/ Н.А. Ашарина; Гос. Ист. му-зей. – М.: Галарт, 1998. – 255 с.
2. Горбунова К.С. Памятники античного прикладного искусства/ Ред. Горбунова К.С. – Л.: Эрмитаж, 1973. – 159 с.
3. Кулинский А.Н. Европейское холодное оружие / А.Н. Кулинский. - СПб.: Атлант, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 547 с.
4. Макаров К.А. Советское декоративное искусство./ К.А. Макаров. – М.: Советский художник, 1974. – 323 с.
5. Моран А., де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших вре-мен до наших дней: С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне: [Пер. с фр.]. – М.: Ис-кусство, 1982. – 577 с.
6. Русское декоративное искусство. В 3-х т. / Под. ред. А.И. Леонова. – М.: Изд. Ака-демии Художеств СССР, 1962-65. – Т.1. – 504 с. – Т.2. – 695 с. – Т.3. – 434 с.
7. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв./ Т.М. Со-колова. – Л.: Советский художник, 1967. – 164 с.
8. Эмме Б.Н. Русский художественный фарфор/ Б.Н. Эмме. – М.-Л.: Искусство, 1950. – 164 с.
1. Альбедиль М.Ф. Русская лаковая миниатюра: Палех. Мстера. Федоскино. Холуй/ М.Ф. Альбедиль. – СПб.: Яркий город, 2007. – 287 с.
2. Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920-1930-е годы. М.: 1975
3. Аствацатурян Э. Г. Дагестанское оружие / Э.Г. Аствацатурян. - Махачкала: Эпоха, 2009. – 214 с.
4. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие в собрании государственного Исторического музея / Э.Г. Аствацатурян. - СПб.: Атлант, 2002. - 335 с.
5. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа / Э.Г. Аствацатурян. - СПб.: Атлант, 2004. – 430 с.
6. Аствацатурян Э.Г. История оружейного и серебряного производства на Кавказе XIX-XX в./ Э.Г. Аствацатурян. – М.: Наука, 1977. – Вып.1.– 169 с. – Вып. 2. – 260 с.
7. Ашарина Н.А. Русское стекло XVII - начала XX века / Н.А. Ашарина; Гос. Ист. музей. - М.: Галарт, 1998. - 255 с.
8. Баранов С.С. Заводная игрушка: Расчет и конструкция завода/ С. С. Баранов. – М.: КОИЗ, 1937. – 79 с.
9. Бартрам Н.Д. Игрушечный промысел Московской губернии // Кустарная про-мышленность России. – СПб, 1913. – Т.1. – С. 219-291.
10. Бирюкова Н.Ю. Севрский фарфор XVIII века: каталог коллекции / Н. Ю. Бирюкова, Н. И. Казакевич. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. – 479 с.
11. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики/ В.Д. Блаватский. – М.: Издательство МГУ, 1953. – 304 с.
12. Бобровницкая И.А. Русская расписная эмаль конца XVII-начала XVIII века: Кат. / И. А. Бобровницкая; [Гос. ист.-культ. музей-заповедник "Моск. Кремль"]. - М.: Моск. Кремль, 2001. - 148 с.
13. Богородская игрушка и скульптура XIX-XX веков: [альбом / авт. ст. Мария Плот-никова]. - Санкт-Петербург: Palace Editions-Graficart, 2008. – 59 с.
14. Виданов С.В. Бабенская игрушка: энциклопедия/ С. В. Виданов. – Подольск: Мос-ковия, 2006. – 99 с.
15. Голдовский Б.П. Очерк истории вертепа в России // Традиционная культура: Науч-ный альманах. М.: «Традиционная культура», 2003. – № 4. – С. 8-15.
16. Голдовский Б.П. Русский народный кукольный театр: Генезис, функции, образы // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: «Традиционная культура», 1988. – Вып. 8. – С. 221-234.
17. Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. – М.: НОМ, 2005. – 320 с.
18. Горбунова К.С. Мастера греческих расписных ваз/ К.С. Горбунова, А.А. Передоль-ская. – Л.: Эрмитаж, 1961. – 114 с.
19. Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже: Каталог. - Л.: Искус-ство. Ленингр. отд-ние, 1983. - 223 с.
20. Гребенщикова Л.В., Основы куклотерапии. – СПб.: Галерея кукол, «Речь», 2007. – 156 с.
21. Грэг Г. Актёр и сверхмарионетка // Грэг Г. Искусство театра. – СПб. 1912. – С 118-156.
22. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка/ Г.Л. Дайн. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1981. – 191 с.
23. Дальневосточный фарфор в России XVIII – начало XX века: Кат. выставки. - СПб.: Славия-Интербук, 1994. – 63 с.
24. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет: иллюстрирован-ная энциклопедия / Гос. Эрмитаж; [Т.Т. Коршунова и др.; рук. проекта М.Б. Пиот-ровский]. – СПб.: Изд-во Гоударственного Эрмитажа: АРС, 2004. – 295 с.
25. Деревянная игрушка и ее производство. – Свердловск- Москва: Гослесотехиздат, 1935. – 82 с.
26. Дымковская игрушка в собрании Загорского музея: Каталог / Загор. гос. ист.-худож. музей-заповедник; Авт. вступ. статьи и каталога Л.Г. Водяева. - М.: Б. и., 1981. - 85 с.
27. Евдокимов И.В. Русская игрушка / И.В. Евдокимов. - М.: Гос. изд-во, 1925. – 36 с.
28. Егоров М.В. Цветные глазури и эмали (майолика)/ М.В. Егоров, А.В. Соловьев; Под ред. проф. И.И. Сильвестровича. – М.: Всес. кооп. объединенное изд-во, 1931. – 80 с.
30. Златоустовское художественное оружие XIX века: Из собр. Воен.-ист. музея артил-лерии, инж. войск и войск связи / [Авт. вступ. ст., с. 5-25, и сост. Т.И. Абольская]. - Л.: Художник РСФСР, 1986. – 25 с.
31. Игрушка в России восемнадцатого – начала двадцатого веков: Каталог врем. вы-ставки / Гос.Эрмитаж; [Сост. Г.В. Вилинбахов, И.Н. Уханова]. – Л.: Б. и., 1979. – 23 с.
32. Игрушка, ее история и значение: Сб. ст. под ред. Н.Д. Бартрам / В. Боруцкий, С. Глаголь, В. Зарузина [и др.]. – М.: И.Д. Сытин, 1912. – 246 с.
33. Игрушка. – М.: Всесоюз. кооп. Объединённое изд-во, 1935-1939.
34. Ильина Т.И. Игрушка не игрушка. - М. - Л.: Искусство, 1964. – 303 с.
35. Каган Ю.О. Камеи уральских мастеров: Кат. выст. - СПб.: Гос. Эрмитаж: Славия-Интербук, 1994. - 189 с.
36. Казакевич Н.И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже: история собрания / Н.И. Казакевич. – СПб.: Нестор-История, 2005. – 378 с.
37. Казакевич Н.И. Севрский фарфор в XVIII веке в Эрмитаже: Вазы, посуда, туалет. принадлежности: Кат. / Н.И. Казакевич. – СПб.: Нестор-История, 2003. – 318 с.
38. Каморин А.А. Лаковая миниатюра. Холуй: [Альбом] / А. Каморин. - М.: Интербук, 1995. - 151 с.
39. Каневская Н.А. Традиционный японский фарфор XVII - XX века: по материалам коллекции Государственного музея Востока / Н.А. Каневская. – М.: Государствен-ный музей Востока, 2004. - 72 с.
40. Катаев В.А. Игрушка как индустрия / В.А. Катаев, Е.А. Лишанкова. - Москва: Спутник+, 2010. – 103 с.
41. Катаев В.А. Отечественная игрушка 20-21 вв.: очерки / В.А. Катаев, Е.А. Лишанко-ва. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 136 с.
42. Квач Н.И. Нижегородская игрушка / Н. Квач, С. Квач. - Нижний Новгород: Литера, 2010. – 200 с.
43. Кверфельдт Э.К. Фарфор: Краткий ист. очерк / Э.К. Кверфельдт. – Л.: Б. и., 1940. - 80 с.
44. Кей X. Куклы, игры и игрушки. – М.: ACT, 2003. – 58 с.
45. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV - первая треть XVIII века: Каталог. – Л.: Аврора, 1977. - 135 с.
46. Ковалевская Н.М. Тавологская глиняная игрушка: [Свердлов. обл. дом фольклора]. - Екатеринбург: Свердлов. обл. дом фольклора, 1995. - 16 с.
47. Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. – СПб.: Ис-кусство-СПБ, 1995. – 332 с.
48. Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали / Н.П. Кондаков. – СПб.: А. Звенигородской, 1892. – 395 с.
49. Кубе А. Испано-мавританская керамика. –М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 76 с.
50. Кубе А.Н. Майолика и французский фаянс XVIII в. из собрания Штиглица/ А.Н. Кубе. – Пг.: Рос. Гос. акад. тип., 1923. – 43 с.
51. Кубе А. История фаянса/ А.Н. Кубе. – Берлин-Пг., Гржебин, 1923. – 122 с.
52. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII вв./ А.Н. Кубе. – М.: Искусство, 1976. – 60 с.
53. Кубе А.Н. Лиможские расписные эмали /А. Н. Кубе. – Л.: Ком-т популяризации худож. Изданий при Госуд. акад. истории материальной культуры, 1927. – 42 с.
54. Кубе А.Н. Майолика и французский фаянс XVIII в. собрания Штиглица/ А.Н.Кубе. - СПб.:Рос. гос. акад. тип., 1923. – 43 с.
55. Кубе А.Н. Венецианское стекло/ А.Н. Кубе. – Пг.: Аквилон, 1923.- 98 с.
56. Кубе А.Н. Французские расписные эмали XV-XVI веков: [Собрание гос. Эрмита-жа] / Гос. Эрмитаж. – Л.-М.: Искусство, 1937. - 69 с.
57. Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор/ Т.В. Кудрявцева; Упр. делами Президента Рос. Федерации, Гос. Эрмитаж. – СПб.: Славия, 2003. – 279 с.
58. Кузьменко Л.И. Китайский фарфор XVII - XVIII веков: [альбом] / Л. И. Кузьменко; [М-во культуры Рос. Федерации, Гос. музей Востока]. - Москва: Государственный музей Востока, 2009. – 197 с.
59. Кузьмина Е.В. «Белое золото» Севра: севрский фарфор XVIII века в собрании Эр-митажа / [авт. текста Е.В. Кузьмина; Гос. Эрмитаж]. – СПб.: Изд-во Государствен-ного Эрмитажа, 2005. – 38 с.
60. Куклы. – М.: Слово, 2002. – 46 с.
61. Кулинский А.Н. Европейское холодное оружие / А.Н. Кулинский. - СПб.: Атлант, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 547 с.
62. Кулинский А.Н. Немецкое холодное оружие: [справочник: в 2 т. ] / А.Н. Кулин-ский. - Санкт-Петербург: Атлант, 2007.- Т.1. – 393 с. – Т.2. – 382 с.
63. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие XVIII-XX вв. /А.Н. Кулинский. - СПб.: Атлант, 2001. – Т.1. – 383 с. – Т.2. – 275 с.
64. Лазаревский И.И. Среди коллекционеров: [Ред. изд. Мебель. Фарфор. Хрусталь и стекло. Памятки прошлого] / И.И. Лазаревский. - М.: Касаткина, 2001. - 201 с.
65. Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX – XX веков: Архитектур. деревян. резьба. Вышивка. Кружево. Игрушка: Очерки / С. И. Личенко. - Калуга: Фридгельм, 2001. – 117 с.
66. Мартынова М.В. Московская эмаль XV-XVII веков: Кат. / М. В. Мартынова; [Фе-дер. гос. учреждение «Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль»]. – М.: Моск. Кремль, 2002. – 303 с.
67. Маясова Н. А. «Светлицы» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова // Произ-ведения русского и зарубежного искусства XVI — начала XVIII века: [Сб. статей]. — М.: Искусство, 1984. — С. 32–56.
68. Маясова Н. А. Древнерусская живопись иглой. — М.: Московский рабочий, 1979. — 12 с.
69. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря// Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севе-ра. — М.: Наука, 1989. — С. 203–224.
70. Маясова Н. А. Древнерусское шитье [Альбом]./ Н.А. Маясова. – М.: Искусство, 1971. – 34 с.
71. Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой// Материалы и ис-следования. – Вып. II. – М.: Советский художник, 1976. – С. 39–61.
72. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье: каталог / Н.А. Маясова. – М.: Красная площадь, 2004. – 495 с.
73. Маясова Н.А. Светлица новгородской боярыни в Москве // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1985. — М.: Наука, 1987. — С. 330–344.
74. Меньшикова М.Л. О некоторых особенностях китайских красных резных лаков ти-хун периодов Мин и Цин/ М.Л. Меньшикова//Общество и государство в Китае: 14-я науч. конференция. – Ч. 1. – М.: Наука, 1983. – С. 186-189.
75. Меньшикова М.Л. Сокровища древнего искусства Китая: из собрания шанхайского музея / М.Л. Меньшикова. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. – 39 с.
76. Неверов О.Е. Античные камеи / [Гос. Эрмитаж]. - СПб.: Искусство-СПб., 1994. – 278 с.
77. Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV – первой трети XX века: собрание Государственного музея Востока: [каталог] / М.А. Неглинская. – М.: Лю-бимая книга, 2006. – 164 с.
78. Неглинская М.А. Китайские расписные эмали в коллекции Государственного музея искусства народов Востока: [Науч. кат.]. - М.: Галарт, 1995. - [65] с.
79. Некрасова Е.Н. Лазурь и золото Лиможа: эмали XII -XIV веков: каталог выставки / Е.Н. Некрасова. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. – 182 с.
80. Некрылова А.Ф. Кукольники в Петербурге. //Куклы и Петербург. – Спб.: Алетейя, 1995. - С. 18-25.
81. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии/ Н.С. Николаева. – М.: Искусство, 1972. – 87 с.
82. Носов К.С. Японский меч/ К.С. Носов. – М.: Рейтар, 2000. – 48 с.
83. Овешков И.И. Звуковая игрушка / И. И. Овешков. – М.-Л.: Коиз, 1937. – 57 с.
84. Окшотт Э. Археология оружия: от бронзового века до эпохи Ренессанса / Э. Ок-шотт; [пер. с англ. М. К. Якушиной]. - Москва: Центрполиграф, 2006. – 388 с.
85. Окшотт Э. Меч в век рыцарства: классификация, типология, описание / Эварт Ок-шотт; [пер. с англ. Л.М. Игоревского]. - Москва: Цетрполиграф, 2007. – 174 с.
86. Окшотт Э. Оружие и воинские доспехи Европы: с древнейших времен до конца Средневековья / Эварт Окшотт; [пер. с англ. Л.А. Игоревского]. - Москва: Центр-полиграф, 2009. – 702 с.
87. Оршанский А.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. – М. - Л.: Госиздат, 1923. – 203 с.
88. Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже / А.А. Передоль-ская. – Л.: Советский художник, 1967. – 404 с.
89. Передольская А.А. Фанагорийские фигурные вазы/ А.А. Передольская. – Л.: Эрми-таж, 1934. – 14 с.
90. Ростовские эмали /Авт. фот. И.И. Стин, А.В. Фирсов; Сост. и авт. текста А.Е. Зай-цев]. - М.: Планета, 1988. – 123 с.
91. Рот К. Интарсия или мозаика по дереву: Практ. руководство к изучению новейших изящ. ремесл по дереву / Клара Рот; Пер. с нем. С. Розеноэр. – СПб.: А.Ф. Сухова, 1912. - 36 с.
92. Русская игрушка: Из коллекции Худож.-пед. музея игрушки АПН СССР, г. Загорск: [Альбом / Авт.-сост. Г.Л. Дайн]. - М.: Сов. Россия, 1987. – 195 с.
93. Русская народная игрушка: Кат. выст. / Вступ. ст. И.Н. Ухановой и др.. - Л.: Гос. Эрмитаж, 1990. - 37 с.
94. Русская эмаль XII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа: [Альбом] / Авт. вступ. ст. [с. 5-45] и сост. Н.В. Калязина и др.]. - Л.: Художник РСФСР, 1987. – 258 с.
95. Русская эмаль XVII - начала XX века: Из собр. Музея им. Андрея Рублева: [Альбом / Авт.-сост. И. Верещагина, С. Гнутова; Авт. ст. С. Гнутова]. - М.: Панорама, 1994. - 303 с.
96. Русские лаки: К 200-летнему юбилею ф-ки Лукутиных: Кат. выст. / [Сост.: И.Н. Уханова, М. Д. Малченко; Авт. вступ. ст. И.Н. Уханова]. - СПб.: Славия, 1995. – 120 с.
97. Русское декоративно-прикладное искусство. Под ред. А.И. Леонова. – Т. 1–3. – М.: Искусство, 1962–1965.
98. Самецкая Э. Советский агитационный фарфор: [справочник-определитель] / Э. Са-мецкая. - Москва: [б.и.], 2004. – 477 с.
99. Седых Э.В. Уильям Моррис: лик Средневековья / Э.В. Седых. – СПб: ИВЭСЭП Знание, 2007. – 352 с.
100. Сивцов В.И. Русская эмаль конца XX столетия: Рост. финифть из част. собр.: [Альбом] / В.И. Сивцов. - М.: Интербук-бизнес, 2003. – 158 с.
101. Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье /А.В. Силкин; М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. художеств. науч.-реставрац. центр им. И. Э. Грабаря. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 397 с.
102. Сиповская Н.В. Фарфор в России XVIII века / Н.В. Сиповская. – М.: Пинакоте-ка, 2008. – 389 с.
103. Скраливецкий Е.Б. Цуба: легенды на металле / Е.Б. Скраливецкий. – СПб.: Ат-лант, 2006. – 322 с.
104. Советские ткани 1920-1930-х годов/ Авт.-сост. И.М. Ясинская]. – Л.: Ху-дожник РСФСР, 1977. - 278 с.
105. Советский фарфор, 1940-1970: Гид для начинающего коллекционера: [Кн.-кат. / Сост. С.Н. Белоглазов]. - СПб.: Арт-СПб., 2003. – 226 с.
106. Советское декоративное искусство: Нар. худож. промыслы: Материалы и документы, 1917-1932 / [Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит. искусств и др.]; Авт.-сост. Л.И. Давыдова и др.; Общ. ред. М.А. Некрасовой, С.М. Темерина. - М.: Искусство, 1986. - 231 с.
107. Советское декоративное искусство. Сборник. Вып. 1-9. М.,1973-1984.
108. Советское декоративное искусство: Фарфор. Фаянс. Стекло: Материалы и документы, 1917-1932 / [Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств, Центр. гос. арх. нар. хоз-ва СССР]; Авт.-сост. И.А. Пронина и др.; Общ. ред. В.П. Толстого. - М.: Искусство, 1980. - 339 с.
109. Современная игрушка: [Альбом]. - Прага: Одеон, 1979. - 71 с.
110. Солдатенко А.В. Художественное оружие Польши XVII-XIX веков: Кат. выст. - Л.: Гос. Эрмитаж, 1991. – 57 с.
111. Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока. – М.: Искусство, 1983. – 245 с.
112. Старинное оружие. Из собр. ГИМ. – М.: Менатеп-Траст, 1993. – 142 с.
113. Старинное художественное оружие: [Кат.-путеводитель по выст. поступле-ний 1979-1989 гг. в Арсенал Эрмитажа / Ю.А. Миллер]. – Л.: Б. и., 1989. - 33 с.
114. Творчество семьи Шевелевых: От ремесла к искусству: Каргол. игрушка, гончарство, ткачество, вышивка, береста, живопись, графика: Кат. / М-во культуры Рос. Федерации. Всерос. ассоц. междунар. культ. и гуманит. связей и др.; [Сост. Е.В. Шевелева; Авт. текста Ю.С. Мелентьев]. - М.: Б. и., 1994. - 31 с.
115. Театр кукол зарубежных стран. – JI.-M.: Наука, 1959. – 200 с.
116. Толчельникова М., Виртуозы кукольных миров//Торговое оборудование. – 2003, июнь. – С 54-59.
117. Традиционная глиняная игрушка русского Севера: сборник статей и фольк-лорных материалов / [М-во культуры Российской Федерации, Гос. респ. Центр рус-ского фольклора; ред.-сост. А. Г. Кулешов]. – М.: Гос. респ. центр русского фольк-лора, 2009. – 149 с.
118. Тройницкий С.Н. Фарфор Императорского Эрмитажа / С. Н. Тройницкий. – СПб.: журн. «Старые годы», 1911. – 52 с.
119. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII–XIX веков. – СПб.: Искус-ство, 1995. – 205 с.
120. Уханова Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство городов и поса-дов Русского Севера конца XVII-XIX веков / И.Н. Уханова. - СПб.: Дмитрий Була-нин, 2001. – 307 с.
121. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII-XIX вв. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – 237 с.
122. Фалалеева Л.С. Заслуженный художник РСФСР Лидия Сергеевна Фалалеева: Дымков. игрушка: Кат. выст. / [Авт. вступ. ст. и сост. В.Д. Шапошникова]. - М.: Сов. художник, 1990. - [25] с.
123. Фарфор в России XVIII-XIX веков. Завод Гарднера: [Альбом]: К 300-летию Санкт-Петербурга / [Авт. ст. и сост. Елена Иванова]. - СПб.: Palace Edition, 2003. - 280 с.
124. Фелькерзам А. Перламутр и его применение в искусстве // Старые годы. –1911. –Ноябрь. – С. 18—32.
125. Фомин Ю.В. Русское наборное дерево XVIII века (мебель, панно, паркет). – М.: Советская Россия, 1989. – 182 с.
126. Фрумкин А.Н. Рязанская глиняная игрушка/ А.Н. Фрумкина. – Рязань: Ряз. ОНМЦ, 1991. – 29 с.
127. Хорев В.Н. Японский меч: десять веков совершенства / В.Н. Хорев. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 221 с.
128. Художественное оружие Грузии XVII-XIX вв.: Кат. врем. выст. [из собрания Гос. Эрмитажа/ Сост. Ю.А. Миллер]. - Л.: Б. и., 1986. – 29 с.
129. Художественное оружие Златоуста XIX – начала XX вв.: Каталог-путеводитель по выст. / Гос. Эрмитаж; [Авт. вступ. ст. и сост. Ю.А. Миллер]. – Л.: Б. и., 1988. – 56 с.
130. Художественное оружие: Шедевры Мор. Музея России / [Авт.-сост. И.П. Суханов, Авт. вступ. ст. И.А. Найвальт и др.]. – СПб.: Облик, 2000. – 69 с.
131. Циркин Ю. Финикийская культура в Испании. М.: Наука, 1976.
132. Щапова Ю.Л. Византийское стекло: Очерки истории / Ю. Л. Щапова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 283 с.