double arrow

Концессии

К середине 1920-х было создано 79 общесоюзн трестов, 300 местных трестов. Фабрики и заводы входили в тресты на правах цехов. Гос-во сохранило командные высоты в экономике, те сохранило монополию на тяж пром-ть, транспорт, связь, внешнюю торговлю.

Весна 1923-2 волна трестирования. Декрет ВЦИК и Совнаркома о государственных промышленных предприятиях-трестах. Тресты наделялись экономич самостоятельностью.

На трестирован предприятиях-1 млн ч-к.

Треста-1922год.

Отменялся декрет о поголовной национ-и. Предприятия отдавались в частные руки.

Возрождение пром-ти в форме кооперативных, кустарных видов. Отд хоз-м передавались полуразр объекты для разработки. Частный капитал наиб интенсивно рос в кожевенной, швейной пром-ти. Частный сектор имел узкие границы.

Промышленность

Продналог узаконил наличие хлеб излишков у крестьян

Сх

Съезд-замена продразверстки продналогом. Также принял ряд важных законодат актов. Весна 1921-переход от продразверстки продналогом.

Экономика

Платформа десяти (Ленин, Зиновьев, Родзутак, Сталин)-центристская позиция. Партия и гос-во не д упускать главный рычаг управления народ хоз-м. Профсоюзы д стать резервом кадров, школой для управленцев народного хоз-ва.

Представители раб оппозиции (Шляпников, Колонтай, Медведев, ЛУтовинов). Они видели выход из кризиса в кардинальной ломке бюрократич централиз системы. Требовали расширить раб демократию, передать все функции эк деятельности профсоюзам(опрофсоюзить гос-во)

Бюрокраич централизм (Максимов): нужно уделить основное внимание проблемам партийного строит-ва.

Итоги дискуссии: платформа 10 получила подд-ку большинство. Итоги подвел 10 съезд партии. Для данной дискуссии характерно: ни одна из платформ не содержала намека для решения соц-эк проблем в стране.

натуральный налог носил всеобщ характер, его д вносить беднякие хозва. Преимущества налога: в 2 р ниже, чем продразверстка. Налог дб объявляться заранее. От голода страдали 36 млн человек. Еще 1 стимул-сборы зерна по разверстке нередко превышали 40-60% от задания. Сущ-ла система взимания продналога. Землевладельцы получили право свободно распоряжаться эк стимулами. Гос-во стремилось диктовать планы посева, ограничивало найм, аренду земли, вводило суровые наказания за неуплату налогов. С окончанием гражд войны многие земли б неучтенными, поэт крестьяне обрабатывали на 20% больше земли. К 1922г губернские органы не были сформированы. Весной-осенью 1922-благоприятное соотношение цен на с/х продукцию.

окт 1921-разрешена своб торговля. На след год, в 1922, натур налог был унифицирован в единый натур налог. Он включ в себя 14-16 различных видов налогов. Повышение специализации, товарного хозва. У продовольственного налога сохранялся главный недостаток: он по-прежнему был ярмом для хозяина. В 1922-23 продналог былв 2 раза выше, чем до ПМВ. На 1923г приходится пик налоговой нагрузки на деревню. Еще 1 преимущество и инструмент орудия в руках крестьян-май 1923-денежный налог.

Землеустроит политика:

в окт 1922 был принят зем кодекс. Отменялся закон о социализации земли. Кодекс закрепил принц национализац земли, наделение крестьян землей по труд норме. Кодекс устанавливал своб выбор форм землепользования: общинная, участковая, товарищеская, артельная. Уступка значит части земледельческого населения. Хуторская и отрубная формы земледелия.

Эффективность частных и гос секторов: на долю частного капитала приход-сь 26% общего производства, остальное давали национализированные фабрики и заводы. Частная промышленность-3,1 млн рабочих.

Гос предприятия: трестирование крупной пром-ти. НАчалось в июле 1921. 1 хозрасчет трест был создан деятелем кадет партии бароном Нольде (при под-ке Ленина) в льняной отрасли. Число раб-20 тыс ч-к.

23 треста: 9-текстильная пром-ть. -1921 год

Гос предприятия были нерентабельны и работали в убыток. Многие были загружены на 30%. Гос предприятия были не столь эффективны, как частные.


Сейчас читают про: