double arrow

Школьная драма


Кукольный театр.

Устная народная драма.

XVI в. Популярные драмы. Множество отдельных эпизодов с общим сюжетным стержнем.

Сформировалась в XVI веке, когда сформировались многочисленные скоморошьи ватаги. Самые популярные – «Лодка», «О Царе Максимилиане», «О Царе Ироде» и комедия о «Петрушке» (разыгрывалась кукольниками).

Драмы эти состояли из множества отдельных эпизодов, подчас совершенно различных по тематике и жанру (трагических, комических, интермедийных), нанизанных на сюжетный стержень.

Начало от языческих обрядов. 2 типа кукольного театра.

Ведет начало от языческих обрядов, в кот было изображение божества, представленного миниатюрной фигуркой, наделенной магической силой.

К XVII в оформилось 2 типа кукольного театра: ширма с перчаточными куклами (исполняли комедию, гл персонажем кот был Петрушка) и театр с куклами марионетками, разыгрывавшими в ящике-домике, получившем название «вертеп» (кукловоды обычно – учащиеся семинаристы, кот на святки и Рождество ходили по домам и показывали представления Рождественской драмы).

Со скоморошескими игрищами связано появление одного из самых популярных и жизнеспособных видов народного театра – театра кукол.

Церковные театрализованные «действа».

Воздействие на паству. Элементы театрализации в обряды. Хождение на осляти.

Расцвет – 16 – нач 17 вв.

Преследовала скоморохов, но понимала степень эмоционального воздействия зрелищ на паству. Постепенно начала вводить в некоторые церковные обряды элементы театрализации.

Вербное воскресенье – обряд «Хождение на осляти». Весной. Связан с въездом Христа в Иерусалим. От Спасских ворот Кремля до Храма Василия Блаженного настилали деревянный помост. По обеим сторонам выстраивались стрельцы в алых одеждах. В момент приближения торжественной процессии они сбрасывали их с себя на помост, по которому везли на повозке вербное дерево, украшенное яблоками, фигами и изюмом, в окружении четырех мальчиков в белых одеждах, певших «Осанну». За повозкой шествовала пышная процессия именитых бояр и духовенства, а заключал ее осел (или белая лошадь) с восседавшим на ней патриархом. Осла вел под узцы сам царь. Обряд символизировал примат церковной власти над государевой.

Упразднение патриаршества Петром I прекратило существование обряда.

«Действо цветоносия»,

«Умовение ног»

На страстной неделе перед пасхой. Театрализованная иллюстрация тайной вечери. Роль Христа, как и в «хождении на осляти» исполнял патриарх. Действо как сын божий услужает апостолам должно было воспитывать дух покорности и смирения.

«Пещное действо».

Незадолго до рождества. Инсценировка библейского придания о трех смелых отроках, отказавшихся поклоняться языческому идолу и за это вверженных царем Навуходоносором в печь.

Прекратилось во втор пол 17 в под влиянием формирование абсолютистской монархии, изображение победы религиозно-церковного начала над властью неправедного царя было нежелательным.

Неразрывная связь действ с церковной службой, библейскими и евангельскими сюжетами исключала возможность расширения их содержания и тематики. Однако подготовили почву для появления библейских действ на сцене придворного и школьного театров кон 17 в.

Появился в 70-80 гг 17 в. Царская власть боролась против церковников, кот утверждали, что «священство превыше царства есть». Ограничение церковных действ. Но борьба не с церковью – тк церковь идеологическая основа феодального порядка, а против притязания церковников на власть.

Необходимо было создание церковных кадров, воспитанных в духе абсолютизма, в связи с этим учреждение духовных школ и слав-грек-лат академии. По образу украинской Киевской духовной академии, где с нач 17 в. Давались представления школьного театра.

Украинский школьный театр – против гнета королевско-шляхетской Польши и агрессии римско-католической церкви. Положительная черта – обращение к народному театру, проявлялось в интермедиях – комические сценки между действиями из народного быта, герои – крестьяне.

В Морскве – воспитанник киевской академии Симеон Полоцкий. Придворный поэт Алекс Мих, воспитатель царских детей, преподаватель духовной школы, на осно кот была создана слав-грек-лат академия. Трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злате и трех отроках, в пещи не сожжённых» - переработка пещного действа. «Комедия притчи о блудном сыне» - о поездках молодых людей за границу, против «чужебесия».


Сейчас читают про: