double arrow

Скоморохи


Народный театр

Обряды, обрядовые игры и игрища.

Истоки русского театра

Обряды, обрядовые игры и игрища. Скоморохи. Устная народная драма. Кукольный театр. Церковные театрализованные «действа».

Гармония с природой. Лицедейство – изображал не себя. Принятие христианства – религиозная составляющая уходит.

Желая жить в гармонии с природой, человек ее обожествлял и стремился войти в контакт с ее могущественными силами. Так рождались языческие обряды. Многие из них имели игровой характер с элементами театрализации (трудовые, охотничьи, особенно свадебные). Требовало сплочения усилий множества людей.

Человек изображал уже не себя – он лицедействовал. С принятием христианства уходит магическое и преобладает игровое театрализованное начало. Обряд перерастает в обрядовую игру, затем – в «игрище».

Люди пытались воздействовать на окружающую природу. Большое значение в обрядах имела вера человека в магическую силу изображения (обычай рядиться животными). В обрядах зарождаются элементы театра: драматическое действие, ряженье, диалог.

VIII-IX век – переход от родового строя к феодальному, образование древнерусского гос-ва. Старые обряды теряли магическое значение и превращались в игру-представление, в игрище, являвшееся переходом от обряда к народному театру.




Пример игрища: «Игумен» - выходит за пределы игры и представляет простейшую форму народного театра, тк действие начинает служить средством выражения идеи.

2. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XI-XVII ВВ: ПЛОЩАДНОЕ ИСКУССТВО СКОМОРОХОВ, ШКОЛЬНАЯ ДРАМА, ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА

В условиях принятия христианства именно народное творчество стало носителем элементов рождающегося русского театра. Народный театр отражал действительность с точки зрения народа, показывал то, что интересовало и волновало народ.

Пример древнерусского народного театра – комические эпизоды «Царя Максимилиана» и «Лодки» - пародийное изображение церковной службы, комический диалог мужика с барином, сценки со стариком, притворяющимся глухим.

Расцвет устной народной драматургии – 17-18 в – кукольная комедия о Петрушке, Царь Максимилиан, Лодка.

Народный театр имел гибкую форму – от разыгрывания комических сценок фарсового характера, шуточного разговора и кончая пляской с участием зрителей. Нет четкого разделения на исполнителей и зрителей.

Устная драма создавалась в процессе коллективного творчества народа и хранилась в народной памяти. Путем импровизации делали пьесу более актуальной.

Представления давались на площади среди толпы.

XI век. Оседлые и бродячие. Ватаги. Некоторых оставляли при дворах. Конфликт с христианской моралью. Гонения на скоморохов, царские указы, исчезновение скоморохов. Возникновение устной народной драмы.



Носители профессионального искусства театра, «потешники», развлекали народ, участвовали в празднествах и игрищах в качестве знатоков и хранителей старинных обрядов, выступали с представлениями, пели, плясали, разыгрывали комические сценки, показывали дрессированных медведей или сами рядились козой или медведем.

Скоморошество возникло из древнеславянских культовых обрядов и игр дохристианского периода.

В забавной шутливой форме изображали жизнь «навыворот».

Скоморохи были плотью от полти народа, и в их произведениях находили выражение те черты разбойничества, кот были свойственны народным антифеодальным движениям.

Скоморохи – первые полупрофессиональные и профессиональные носители песенно-танцевального, циркового и театрального искусства, выделившиеся из общей массы участников обрядов.

Упоминания в XI веке.

Делятся на «оседлых» и «бродячих». Оседлые – жили на одном месте, имели ремесло, в праздники становились народными затейниками. Это про них «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Бродячие жили только этой профессией, ходили из края в край. В XVI веке объединялись в многочисленные «ватаги». Некоторых скоморохов и ватаг оставляли при своих дворах князья и бояре, становились боярскими увеселителями.



Искусство скоморохов вступало в конфликт с христианской моралью, проповедовала аскетизм и смирение, а скоморохи – взращённое на языческом мироощущении, близком к природе, с ее жизнеутверждающей нотой.

Гонения на скоморохов – церковь приступала к «очищению» православной религии от ереси. Издавались царские указы об искоренении скоморохов и их искусства. Это привело к исчезновению скоморохов, ассимиляции их с городским и сельским населением. Однако многие черты остались в фольклоре и породили явления, близкие к театру, как устная народная драма.







Сейчас читают про: