Театр в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761)

Театр в эпоху Анны Иоанновны (1730-1740)

Вертепный театр

В 18 в в Росси распространяется новый тип театра – вертепный кукольный театр. Под сильным влиянием народных комических представлений. Возник на Украине, затем перешел в Россию. Вначале был связан со школьным театром и рождественской тематикой школьной драмы (вертеп – пещера). Влияние народного театра- включались комические сценки из народного быта.

С 1731 постоянно действующий придворный театр. Труппа Томазо Ристори, Антонио Сакки (оставил сценарии дель арте), Франческо Арайя. Объединение их в «Итальянскую компанию». Учреждение Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Жан Батист Ланде и первая балетная труппа. Развитие любительских постановок.

С 1731 в России появляется постоянно действующий придворный театр, представленный первоклассными европейскими труппами. Актера – была полная труппа итальянской комедии дель арте во главе с «директором» Томазо Ристори.

В начале 1733 года приехала новая труппа комедии дель арте под руководством знаменитого актера Джиованни Антонио Сакки (создавшего образ-маску Труфальдино, сам Гольдони считал его великим). Именно от нее остались сценарии комедий дель арте, переведенные и изданные на русском языке.

В нач 1735 прибыла новая итальянская труппа под рукводством Франческо Арайя. Всех артистов объединили в «Итальянскую кампанию», по сути, с момента своего основания, она заняла место, которое будет впоследствии занимать Дирекция императорских театров, может считаться ее предшественницей.

Итальянские труппы развивали навык восприятия итальянских спектаклей и стимулировал «доморощенные» любительские представления.

В 1732 указом императрицы учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус – привилегированное учебное заведение для детей дворян, называвшая не иначе как Рыцарская академия. Молодых людей намеревались всесторонне образовывать и наводить на них светский лоск. Кроме общеобразовательных предметов преподавали музыку, танцы, рисование, фехтование. Один из танцевальных мастеров – Жан Батист Ланде. В сентябре 1737 подал Анне Иоанновне челобитную с прошением организовать танцевальную школу, где будет обучать молодых людей и девушек танцевальному мастерству. В январе 1738 взят на придворную службу балетмейстером в итальянскую компанию. Так появилась первая русская балетная труппа.

Любительские спектакли (при дворах) (не только при царском дворе, но и дворянских) как редкое явление в России возникли в нач XVIII в. Во времена Анны Иоанновны художественный и профессиональный уровень русских любительских придворных комедий значительно повысился. Во-первых, под влиянием спектаклей итальянцев, во-вторых, благодаря непосредственному участию иностранных мастеров в организации «русских комедий»(например, в нач 1740 к русскому двору была приглашена драматическая немецкая труппа под руководством Каролины Нейбер, выдающейся актрисы и реформатора немецкой сцены, боролась за высоколитературный, в частности классицисткий репертуар), в-третьих, Анна Иоанновна собирала незаурядных талантливых русских исполнителей для участия в русских любительских спектаклях. Известный – Балакирев, состоявший шутом при императрице, привлекались учащиеся кадетского корпуса.

Первый государственный публичный театр. Расцвет придворного театра. Снижение удельного веса итальянских спектаклей. Введение хора придворных певчих в итальянских операх, потом выделение из них отдельных оперных солистов. Строительство Оперного дома.

Французская компания, Ш. Сереньи. Немецкая комедия, Зигмунд и Гильфердинг. Влияние Немецкой комедии на труппы «охотников», сер 1950 – спад популярности Немецкой комедии, интерес к национальному театру («охотникам»).

Труппы «охотников» (первая четверть XVIII в). Стихийная природа. Активизация в елизаветинскую эпоху. Ранний и зрелый периоды деятельности «охотников». Повышение профессионального уровня в зрелый период, но по прежнему полупрофессиональный. Два самых важных любительских движения: труппы «охотников», кадетский театр. Кадетский театр и Сумароков. Рождение русского классицизма.

Классицизм – XVII век во Франции. Образец – искусство античности. От них стремление к гармонии и упование на разум, отсюда рационализм и нормативность. Стремление к гармонии обусловило наличие противодействующих противоположностей, которые уравновешивались разумом. Нормативность: разделение пьес на жанры и соблюдение трех единств. Особенности русского классицизма: просветительский характер, опирался на древнерусскую историю. Первое представление кадетов – 8 февраля 1750 г, «Хорев». Другие пьесы Сумарокова и Ломоносова.

Две линии любительства: придворная и партикулярная. Движение к профессиональному театру.

В эпоху Елизаветы Петровны произошло важнейшее событие: 30 августа 1756 учрежден государственный публичный постоянно действующий «Русский для представления трагедий и комедий театр».

При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.

Удельный вес итальянских комедийных спектаклей падает, главным для «Итальянской компании» становится подготовка праздничных торжественных представлений великолепных опер с балетами. Оперные спектакли происходят гораздо чаще, чем в 30-е.

Важным новшеством явилось участие хора придворных (церковных) певчих в итальянских операх. К коронации Елизаветы Петровны – опера «Милосердие Титово» - в первый раз, потом стало правилом. Постепенно из общего хора придворных певчих выделяются и оперные солисты (первый из них – Марк Полторацкий).

Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.

Французская компания. Во второй половине мая 1742, в разгар коронационных торжеств, в Москву прибыли французские артисты. Труппа, которую возглавил актер Ш. Сереньи. Эти спектакли познакомили русскую публику с французским классицистким театром, с пьесами прославленных французских драматургов – Корнеля, Расина, Мольера и др. «Француская компания» в течение почти двух десятилетий занимала прочное место в придворной театральной жизни России.

«Немецкая комедия». Для широкого круга зрителей, начинавших интересоваться театральным искусством, собственно для народа, вход в придворный театральный зал был закрыт. В этой связи в 1740-е очень важным фактором для развития русской театральной жизни стало появление публичного общедоступного постоянно действующего профессионального городского театра. Таковым явилась в эти годы «Немецкая комедия». Организатор – Зигмунд, который приезжал в Россию еще с труппой Манна в 1723). Репертуар состоял из небольших пьес или импровизационных сценок в духе комедии дель арте, понятных самой непритязательной аудитории. Вдобавок представление приправлялось цирковыми акробатическими номерами, фокусами, трюками и т.д. И. – Х. Зигмунд, получив в 1742 привилегию на содержание в России «Немецкой комедии», подытоживает весь опыт «вольных» трупп долитературного театра, объединив множество мелких трупп и актеров в огромную по своим масштабам антрепризу.

После смерти Зигмунда в 1747 Немецкую комедию возглавил Петр Гильфердинг, пытавшийся создать «Правильный немецкий театр», т.е. ориентированный в основном на драматическое искусство и исключающий зрелища других видов.

Немецкая комедия оказала влияние на формирование и активизацию деятельности русских любительских трупп «охотников». Для них немецкий театр служил сначала неким образцом, где можно было увидеть настоящую сцену, ее устройство, декорацию, реквизит, машинерию, наконец, игру актеров. Затем, в кон 1740-нач 50-х охотники вступают с Немецкой комедией в тесный профессиональный контакт. К сер 1750-х годов популярность к Немецкой комедии падает и сменяется интересом к собственному национальному театру в виде полупрофессиональных трупп «охотников».

Труппы «охотников». Появились в первой четверти XVIII века. Сыграли большую роль в формировании национального профессионального театра. Русские городские партикулярные труппы (частные, вольные, самостоятельные, независимые, гражданские). Их называют также «городские демократические», «труппы охочих комедиантов».

Эти труппы создавались стихийно из людей разных профессий, разного возраста, общественного положения. Объединяла их страсть к театральным представлениям. Собирались в свободное от основных занятий время и спектакли ставили «по случаю».

В елизаветинскую эпоху, в 1740-е, «охотники», как и все русское театральное любительство, переживают пору особой активизации.

В деятельности трупп «охотников» можно выделить 2 этапа: «ранний» и «зрелый». Ранний – 1720-40, этап чисто любительский, со всеми присущими признаками: бессистемность, эпизодичность, случайность, спектакли играются в случайном и необорудованном помещении. Зрелый – с 1740 – обратились к властям с просьбой разрешения им играть комедии в нанятых ими помещениях. Эти «челобитья» подчеркивали, что данная трупа претендовала на иное, нежели прежде, отношение к своей деятельности. 1750 был подобен взрыву в истории русского театра: заявили о своем желании играть сразу 7 трупп только в Москве, не считая труппы Ф. Волкова, которая уже функционировала в Ярославле. Происходит переход от эпизодичности к сезонности.

О значительном повышении профессионального уровня спектаклей в зрелый период свидетельствует то, что теперь они арендуют не просто «дома» или «палаты», оказавшиеся в данный момент пустыми, как это было в ранний период, а из года в год арендуют одни и те же помещения, уже приспосабливали их для театральных помещений. Повышение профессионального уровня свидетельствуется и тем, что они начинают арендовать здание «Немецкой комедии», т.е. настоящего профессионального театра. И третье – более тщательная подготовка к спектаклям, заботы о костюмах, реквизите и т.д.

Однако и «зрелый» период определяется как полупрофессиональный, т.к основная профессия участников, включая и их руководителей, еще не театральная. Но именно эти труппы «охотников» подготовили будущих актеров для профессионального русского театра.

Репертуар этих театров состоял из интермедий и драм, представлявших собой инсценировки повестей и «гисторий», широко распространённых в городской разночинской и отчасти крестьянской среде. Авторами били сами охочие комедианты.

Среди любительский театральных движений самые важные два: деятельность «охотников» и театральные опыты кадетов Шляхетного корпуса.

Кадетский театр. Еще в эпоху Анны Иоанновны кадеты участвовали в придворных любительских комедиях.

Первое представление кадетов состоялось 8 февраля 1750 г, в новых парадных покоях дворца в присутствии императрицы сыграли трагедию «Хорев». Помимо этого играли Сумарокова комедию «Тресотиниус», трагедию «Синав и Трувор», комедию «Чудовищи», трагедия «Семира», трагедии Ломоносова «о Мамае», «Тамира и Селим».

В русском театральном любительстве этого периода присутствуют две линии: придворная и партикулярная, демократическая. Кадетский театр нужно отнести к придворным любительским опытам, т.к инициатива и средства осуществления спектаклей исходили от двора. Труппы «охотников» - к партикулярной, демократической линии. Соединение этих потоков и дало профессиональный театр.

Кадетский театр можно считать связующим звеном между театром придворным и демократическим, долитературным и литературным, любительским и профессиональным он окончательно упрочил мысль о необходимости организации русского профессионального театра.

5. РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА.

Среди первого набора кадетов 1732 года был А.П. Сумароков. Хотя он не являлся исполнителем в любительских комедиях 1730-х, но, несомненно, присутствовал в числе зрителей, заразившись страстью к театру. В 1747 Сумароков написал первую свою и первую русскую трагедию «Хорев». В следующем 1748 написал трагедию «Гамлет» и две эпистолы. Одна из них, «О стихотворстве», содержала теоретические основы русского классицизма – литературного и художественного стиля. Назначение театра Сумароков видел в обличении пороков и в прославлении добродетели.

Классицизм родился во Франции в XVII веке, в пору усиления абсолютной монархии. Получил свое названия с латинского, что значит образцовый. За образцы брались произведения искусства античности – именно в них воплотились гармония и вечные законы разума. Упование на разум сообщило искусству классицизма рационализм и нормативность. Стремление к гармонии обусловило наличие противодействующих противоположностей (положительных и отрицательных персонажей, возвышенного и низменного), а также борьбу страстей, которые уравновешивались разумом. Нормативность выразилась в разделении пьес на жанры: «высшие» - трагедия и «низшие» - комедия и соблюдения трех единств: места, времени и действия.

Русский классицизм формировался под влиянием европейского, но имел свои особенности: возник в 1740-е, носил ярко выраженный просветительский характер, темы сюжеты и героев для произведений черпал из древнерусской истории, а не из античности, сообщая пьесам патриотизм.

По мысли Сумарокова, «трагедия – есть школа добродетели», и он пытался девятью своими трагедиями преподать урок самим монархам. Двенадцать комедий были призваны «с издевкой править нрав», не столько смешили, сколько едко осмеивали, обличали человеческие недостатки и пороки.

Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека – героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга.

Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.

Возник на Западе в послеренессансный ериод, наиболее полное воплощение получил в искусстве и лит-ре Франции. Мировоззрение классицизма и его эстетика неотделимы от мировоззрения ренессанса. От культуры возрождения классицизм унаследовал гуманистические идеалы, веру в человека, глубокий интерес к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.

Ренессансное стремление к раскрепощению всех сил индивида и неограниченности их развития сменяется преобладанием пафоса разума, рассудка, противопоставлением разума и чувств, долга и влечения, общественного и личного. Это расщепление, свойственное классицистким характерам.

Главный пафос русского классицизма был заключен в утверждении идеи гражданского долга, которому надлежит служить не в силу принуждения, но принимая и исповедуя эту идею как непременный нравственный закон.

Как во Франции 17 в, так и в России 18 в идейный пафос классицизма – утверждение примата долга и рассудка, призыв к подчинению личных интересов законам общества и гос-ва -сближал классицизм с идеологией просвещенного абсолютизма на определенном этапе его исторической жизни.

Главной исторической заслугой классицизма было сближение русского театра с передовой мыслью, с литературой, которая несла просветительские идеи.

Не меньшее значение имело и то, что классицизм давал русскому театру возможность сразу стать на уровень мировой театральной культуры.

Поэтика. Русский классицизм 18 в. С его тираноборческим и гражданственным пафосом, темой героического подвига во имя служения обществу и отечеству подготовил революционный классицизм эпохи декабристов.

Эстетика классицизма сыграла большую роль в формировании и развитии русского театра втор пол 18 в. В основе эстетики лежало понимание театра как школы разума. Для демонстрации его законов в конкретной действительности искусство должно давать верное изображение жизни, должно подражать природе. Но подражание это имело особый характер. Жизнь должна быть показана в очищенном виде, как «прекрасная природа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: