Театр в эпоху Анны Иоанновны (1730-1740)
Вертепный театр
В 18 в в Росси распространяется новый тип театра – вертепный кукольный театр. Под сильным влиянием народных комических представлений. Возник на Украине, затем перешел в Россию. Вначале был связан со школьным театром и рождественской тематикой школьной драмы (вертеп – пещера). Влияние народного театра- включались комические сценки из народного быта.
С 1731 постоянно действующий придворный театр. Труппа Томазо Ристори, Антонио Сакки (оставил сценарии дель арте), Франческо Арайя. Объединение их в «Итальянскую компанию». Учреждение Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Жан Батист Ланде и первая балетная труппа. Развитие любительских постановок.
С 1731 в России появляется постоянно действующий придворный театр, представленный первоклассными европейскими труппами. Актера – была полная труппа итальянской комедии дель арте во главе с «директором» Томазо Ристори.
В начале 1733 года приехала новая труппа комедии дель арте под руководством знаменитого актера Джиованни Антонио Сакки (создавшего образ-маску Труфальдино, сам Гольдони считал его великим). Именно от нее остались сценарии комедий дель арте, переведенные и изданные на русском языке.
|
|
В нач 1735 прибыла новая итальянская труппа под рукводством Франческо Арайя. Всех артистов объединили в «Итальянскую кампанию», по сути, с момента своего основания, она заняла место, которое будет впоследствии занимать Дирекция императорских театров, может считаться ее предшественницей.
Итальянские труппы развивали навык восприятия итальянских спектаклей и стимулировал «доморощенные» любительские представления.
В 1732 указом императрицы учрежден Сухопутный шляхетный кадетский корпус – привилегированное учебное заведение для детей дворян, называвшая не иначе как Рыцарская академия. Молодых людей намеревались всесторонне образовывать и наводить на них светский лоск. Кроме общеобразовательных предметов преподавали музыку, танцы, рисование, фехтование. Один из танцевальных мастеров – Жан Батист Ланде. В сентябре 1737 подал Анне Иоанновне челобитную с прошением организовать танцевальную школу, где будет обучать молодых людей и девушек танцевальному мастерству. В январе 1738 взят на придворную службу балетмейстером в итальянскую компанию. Так появилась первая русская балетная труппа.
Любительские спектакли (при дворах) (не только при царском дворе, но и дворянских) как редкое явление в России возникли в нач XVIII в. Во времена Анны Иоанновны художественный и профессиональный уровень русских любительских придворных комедий значительно повысился. Во-первых, под влиянием спектаклей итальянцев, во-вторых, благодаря непосредственному участию иностранных мастеров в организации «русских комедий»(например, в нач 1740 к русскому двору была приглашена драматическая немецкая труппа под руководством Каролины Нейбер, выдающейся актрисы и реформатора немецкой сцены, боролась за высоколитературный, в частности классицисткий репертуар), в-третьих, Анна Иоанновна собирала незаурядных талантливых русских исполнителей для участия в русских любительских спектаклях. Известный – Балакирев, состоявший шутом при императрице, привлекались учащиеся кадетского корпуса.
|
|
Первый государственный публичный театр. Расцвет придворного театра. Снижение удельного веса итальянских спектаклей. Введение хора придворных певчих в итальянских операх, потом выделение из них отдельных оперных солистов. Строительство Оперного дома.
Французская компания, Ш. Сереньи. Немецкая комедия, Зигмунд и Гильфердинг. Влияние Немецкой комедии на труппы «охотников», сер 1950 – спад популярности Немецкой комедии, интерес к национальному театру («охотникам»).
Труппы «охотников» (первая четверть XVIII в). Стихийная природа. Активизация в елизаветинскую эпоху. Ранний и зрелый периоды деятельности «охотников». Повышение профессионального уровня в зрелый период, но по прежнему полупрофессиональный. Два самых важных любительских движения: труппы «охотников», кадетский театр. Кадетский театр и Сумароков. Рождение русского классицизма.
Классицизм – XVII век во Франции. Образец – искусство античности. От них стремление к гармонии и упование на разум, отсюда рационализм и нормативность. Стремление к гармонии обусловило наличие противодействующих противоположностей, которые уравновешивались разумом. Нормативность: разделение пьес на жанры и соблюдение трех единств. Особенности русского классицизма: просветительский характер, опирался на древнерусскую историю. Первое представление кадетов – 8 февраля 1750 г, «Хорев». Другие пьесы Сумарокова и Ломоносова.
Две линии любительства: придворная и партикулярная. Движение к профессиональному театру.
В эпоху Елизаветы Петровны произошло важнейшее событие: 30 августа 1756 учрежден государственный публичный постоянно действующий «Русский для представления трагедий и комедий театр».
При Елизавете Петровне жизнь придворного театра еще более интенсивна, плодотворна и разнообразна. Театр становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала.
Удельный вес итальянских комедийных спектаклей падает, главным для «Итальянской компании» становится подготовка праздничных торжественных представлений великолепных опер с балетами. Оперные спектакли происходят гораздо чаще, чем в 30-е.
Важным новшеством явилось участие хора придворных (церковных) певчих в итальянских операх. К коронации Елизаветы Петровны – опера «Милосердие Титово» - в первый раз, потом стало правилом. Постепенно из общего хора придворных певчих выделяются и оперные солисты (первый из них – Марк Полторацкий).
Для спектаклей, происходивших во время коронационных торжеств, в Москве возвели новое театральное здание – Оперный дом. Его построили на берегу Яузы по проекту Растрелли, в мае 1742 в нем начались представления оперы, итальянских интермедий, затем французских комедий.
Французская компания. Во второй половине мая 1742, в разгар коронационных торжеств, в Москву прибыли французские артисты. Труппа, которую возглавил актер Ш. Сереньи. Эти спектакли познакомили русскую публику с французским классицистким театром, с пьесами прославленных французских драматургов – Корнеля, Расина, Мольера и др. «Француская компания» в течение почти двух десятилетий занимала прочное место в придворной театральной жизни России.
|
|
«Немецкая комедия». Для широкого круга зрителей, начинавших интересоваться театральным искусством, собственно для народа, вход в придворный театральный зал был закрыт. В этой связи в 1740-е очень важным фактором для развития русской театральной жизни стало появление публичного общедоступного постоянно действующего профессионального городского театра. Таковым явилась в эти годы «Немецкая комедия». Организатор – Зигмунд, который приезжал в Россию еще с труппой Манна в 1723). Репертуар состоял из небольших пьес или импровизационных сценок в духе комедии дель арте, понятных самой непритязательной аудитории. Вдобавок представление приправлялось цирковыми акробатическими номерами, фокусами, трюками и т.д. И. – Х. Зигмунд, получив в 1742 привилегию на содержание в России «Немецкой комедии», подытоживает весь опыт «вольных» трупп долитературного театра, объединив множество мелких трупп и актеров в огромную по своим масштабам антрепризу.
После смерти Зигмунда в 1747 Немецкую комедию возглавил Петр Гильфердинг, пытавшийся создать «Правильный немецкий театр», т.е. ориентированный в основном на драматическое искусство и исключающий зрелища других видов.
Немецкая комедия оказала влияние на формирование и активизацию деятельности русских любительских трупп «охотников». Для них немецкий театр служил сначала неким образцом, где можно было увидеть настоящую сцену, ее устройство, декорацию, реквизит, машинерию, наконец, игру актеров. Затем, в кон 1740-нач 50-х охотники вступают с Немецкой комедией в тесный профессиональный контакт. К сер 1750-х годов популярность к Немецкой комедии падает и сменяется интересом к собственному национальному театру в виде полупрофессиональных трупп «охотников».
Труппы «охотников». Появились в первой четверти XVIII века. Сыграли большую роль в формировании национального профессионального театра. Русские городские партикулярные труппы (частные, вольные, самостоятельные, независимые, гражданские). Их называют также «городские демократические», «труппы охочих комедиантов».
|
|
Эти труппы создавались стихийно из людей разных профессий, разного возраста, общественного положения. Объединяла их страсть к театральным представлениям. Собирались в свободное от основных занятий время и спектакли ставили «по случаю».
В елизаветинскую эпоху, в 1740-е, «охотники», как и все русское театральное любительство, переживают пору особой активизации.
В деятельности трупп «охотников» можно выделить 2 этапа: «ранний» и «зрелый». Ранний – 1720-40, этап чисто любительский, со всеми присущими признаками: бессистемность, эпизодичность, случайность, спектакли играются в случайном и необорудованном помещении. Зрелый – с 1740 – обратились к властям с просьбой разрешения им играть комедии в нанятых ими помещениях. Эти «челобитья» подчеркивали, что данная трупа претендовала на иное, нежели прежде, отношение к своей деятельности. 1750 был подобен взрыву в истории русского театра: заявили о своем желании играть сразу 7 трупп только в Москве, не считая труппы Ф. Волкова, которая уже функционировала в Ярославле. Происходит переход от эпизодичности к сезонности.
О значительном повышении профессионального уровня спектаклей в зрелый период свидетельствует то, что теперь они арендуют не просто «дома» или «палаты», оказавшиеся в данный момент пустыми, как это было в ранний период, а из года в год арендуют одни и те же помещения, уже приспосабливали их для театральных помещений. Повышение профессионального уровня свидетельствуется и тем, что они начинают арендовать здание «Немецкой комедии», т.е. настоящего профессионального театра. И третье – более тщательная подготовка к спектаклям, заботы о костюмах, реквизите и т.д.
Однако и «зрелый» период определяется как полупрофессиональный, т.к основная профессия участников, включая и их руководителей, еще не театральная. Но именно эти труппы «охотников» подготовили будущих актеров для профессионального русского театра.
Репертуар этих театров состоял из интермедий и драм, представлявших собой инсценировки повестей и «гисторий», широко распространённых в городской разночинской и отчасти крестьянской среде. Авторами били сами охочие комедианты.
Среди любительский театральных движений самые важные два: деятельность «охотников» и театральные опыты кадетов Шляхетного корпуса.
Кадетский театр. Еще в эпоху Анны Иоанновны кадеты участвовали в придворных любительских комедиях.
Первое представление кадетов состоялось 8 февраля 1750 г, в новых парадных покоях дворца в присутствии императрицы сыграли трагедию «Хорев». Помимо этого играли Сумарокова комедию «Тресотиниус», трагедию «Синав и Трувор», комедию «Чудовищи», трагедия «Семира», трагедии Ломоносова «о Мамае», «Тамира и Селим».
В русском театральном любительстве этого периода присутствуют две линии: придворная и партикулярная, демократическая. Кадетский театр нужно отнести к придворным любительским опытам, т.к инициатива и средства осуществления спектаклей исходили от двора. Труппы «охотников» - к партикулярной, демократической линии. Соединение этих потоков и дало профессиональный театр.
Кадетский театр можно считать связующим звеном между театром придворным и демократическим, долитературным и литературным, любительским и профессиональным он окончательно упрочил мысль о необходимости организации русского профессионального театра.
5. РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ: ТЕОРИЯ, ЭСТЕТИКА, ПОЭТИКА.
Среди первого набора кадетов 1732 года был А.П. Сумароков. Хотя он не являлся исполнителем в любительских комедиях 1730-х, но, несомненно, присутствовал в числе зрителей, заразившись страстью к театру. В 1747 Сумароков написал первую свою и первую русскую трагедию «Хорев». В следующем 1748 написал трагедию «Гамлет» и две эпистолы. Одна из них, «О стихотворстве», содержала теоретические основы русского классицизма – литературного и художественного стиля. Назначение театра Сумароков видел в обличении пороков и в прославлении добродетели.
Классицизм родился во Франции в XVII веке, в пору усиления абсолютной монархии. Получил свое названия с латинского, что значит образцовый. За образцы брались произведения искусства античности – именно в них воплотились гармония и вечные законы разума. Упование на разум сообщило искусству классицизма рационализм и нормативность. Стремление к гармонии обусловило наличие противодействующих противоположностей (положительных и отрицательных персонажей, возвышенного и низменного), а также борьбу страстей, которые уравновешивались разумом. Нормативность выразилась в разделении пьес на жанры: «высшие» - трагедия и «низшие» - комедия и соблюдения трех единств: места, времени и действия.
Русский классицизм формировался под влиянием европейского, но имел свои особенности: возник в 1740-е, носил ярко выраженный просветительский характер, темы сюжеты и героев для произведений черпал из древнерусской истории, а не из античности, сообщая пьесам патриотизм.
По мысли Сумарокова, «трагедия – есть школа добродетели», и он пытался девятью своими трагедиями преподать урок самим монархам. Двенадцать комедий были призваны «с издевкой править нрав», не столько смешили, сколько едко осмеивали, обличали человеческие недостатки и пороки.
Классицизм ставил своей задачей воспитание идеального человека – героя, могущего подчинить свои страсти и личные интересы законам рассудка и велениям долга.
Идейно-эстетическими основами этого направления был культ разума и античности, давшей незыблемые законы прекрасного и вечные образцы искусства. Эстетика классицизма была нормативной. Она не только стремилась определить законы искусства, но и формулировала целый свод эстетических правил, норм, или канонов, следование которым объявлялось обязательным для художника.
Возник на Западе в послеренессансный ериод, наиболее полное воплощение получил в искусстве и лит-ре Франции. Мировоззрение классицизма и его эстетика неотделимы от мировоззрения ренессанса. От культуры возрождения классицизм унаследовал гуманистические идеалы, веру в человека, глубокий интерес к его духовному миру, освобожденному от гнета церковно-аскетической морали средневековья.
Ренессансное стремление к раскрепощению всех сил индивида и неограниченности их развития сменяется преобладанием пафоса разума, рассудка, противопоставлением разума и чувств, долга и влечения, общественного и личного. Это расщепление, свойственное классицистким характерам.
Главный пафос русского классицизма был заключен в утверждении идеи гражданского долга, которому надлежит служить не в силу принуждения, но принимая и исповедуя эту идею как непременный нравственный закон.
Как во Франции 17 в, так и в России 18 в идейный пафос классицизма – утверждение примата долга и рассудка, призыв к подчинению личных интересов законам общества и гос-ва -сближал классицизм с идеологией просвещенного абсолютизма на определенном этапе его исторической жизни.
Главной исторической заслугой классицизма было сближение русского театра с передовой мыслью, с литературой, которая несла просветительские идеи.
Не меньшее значение имело и то, что классицизм давал русскому театру возможность сразу стать на уровень мировой театральной культуры.
Поэтика. Русский классицизм 18 в. С его тираноборческим и гражданственным пафосом, темой героического подвига во имя служения обществу и отечеству подготовил революционный классицизм эпохи декабристов.
Эстетика классицизма сыграла большую роль в формировании и развитии русского театра втор пол 18 в. В основе эстетики лежало понимание театра как школы разума. Для демонстрации его законов в конкретной действительности искусство должно давать верное изображение жизни, должно подражать природе. Но подражание это имело особый характер. Жизнь должна быть показана в очищенном виде, как «прекрасная природа».