Основание русского государственного профессионального театра

Театральная теория классицизма.

Человеческая природа воспринималась классицизмом как нечто неизменное и постоянное, независимое от исторических, национальных и бытовых условий.

Герой классической трагедии- человек «вообще». Исследовательский характер: автор ставил героя в определенное драматическое положение и, подвергая анализу его чувства и мысли, выяснял логику его поведения в данной драматической ситуации, ставя проблему воли человека при выборе того или иного жизненного пути.

Классики давали образы-схемы, образы понятия, составленные из одной искусственно выделенной психологической или социально-бытовой черты, представлявших собой как бы персонифицированную идею скупости, ханжества, неправосудия. Однолинейность характеров в классической драме, односторонность.

Ослабленность внешней, событийной стороны действия. Слово как форма непосредственного выражения мысли или чувства было основным выразительным средством классической трагедии.

Разделение жанров на высокие и низкие. Классическая трагедия не опускалась до изображения современности или событий недавнего исторического прошлого. Демонстрация вечных законов жизни требовала известной отдаленности от «злобы дня».

Каждому жанру соответствовал определённый круг персонажей. Героями трагедии могли быть исключительно монархи, полководцы, вельможи и др высокопоставленные люди. Стоят выше обыденной жизни, повседневности, от них зависят судьбы народов. Языком трагедии был язык высокой поэзии, исключающий всякий бытовой колорит.

Главным компонентом трагедийного спектакля являлась актерская декламация. Внешне спектакль был мало действенным. В позах и жестах актерам рекомендовалось подражать образцам античной скульптуры. Манера игры актера в трагедии была условной. Для выражения страстей и переживаний актер должен был пользоваться детально разработанной системой условных жестов. Не мог пользоваться бытовыми интонациями и жестами. Движения подчинялись законам ритма и пластики.

Оформление классицисткого спектакля: все пять актов трагедии шли в одной декорации, обычно изображавшей «дворец вообще», монументальная и четкая архитектурная композиция – ощущение мощи, сцена лишена всего, чт несло печать быта (мебель, утварь). Единство места – не надо было менять декорации и делать перестановки между актами, отпала необходимость в занавесе.

В основе теории классической комедии: нравственная концепция, что наряду с естественными страстями, заложенными в самой природе человека, есть страсти не естественные, но рожденные нравами. Страсти второго порядка, толкая человека на неразумные поступки, делают его смешным. С пороками следует бороться оружием смеха – составляет задачу комедии.

Более широкий и более демократический круг персонажей, в основном принадлежавших к так называемому третьему сословию. Постоянные действующие лица – буржуа, чиновники, слуги.

В 18 в. Классическая трагедия во Франции становится рупором политических и философских идей просвещения, гуманистических идей, ставших идеологическим оружием третьего сословия, готовившегося к решительному штурму старого порядка. Просветительская трагедия выступает теперь в защиту естественных прав человека, нарушаемых деспотической властью.

Главной заслугой классицизма явилось создание национальной драматургии, без которой невозможно существование национального театра.

С практикой классического театра русская публика познакомилась на представлениях немецкой труппы Каролины Нейбер (1740), пропагандировавшей принципы классицизма в актерском искусстве и классические трагедии Готшеда. Неск позднее, в 1742 в Спб давала представления французская драматическая труппа Сериньи. Подлинное утверждение классицизма в русском театре связано с именем Сумарокова.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА: ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУМАРОКОВА И ВОЛКОВА

Появление национальной драматургии. Приказ императрицы привезти Волкова в Петербург. Приехавшие с Волковым. Дебют, трагедии Сумарокова. Оставили четверых. 30 августа 1756 организовали театр. Первые актеры. Где проходили спектакли. Театр сначала государственный и вольный, но потом, из-за тягот Сумарокова, придворный. Отставка Сумарокова, назначение директором Волкова. Смерть Елизаветы Петровны, взошла на престол Екатерина II. Смерть Волкова во время коронационных торжеств. Образование театра в Москве: Императорский университет, любительская труппа, Херасков, Шувалов, Локателли, 1760 – официально именуется «Российский театр».

Появилась одна из главных составляющих национального театра – русская драматургия.

В 1752 г. Елизавета Петровна приказала ярославских купцов Федора Волкова (он же Полушкин), с братьями Гаврило и Григорием, которые в Ярославле содержат театр, и кто еще им нужен будет, привезти в Петербург.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: