Иван Афанасьевич Дмитревский

Театр в эпоху Екатерины II Великой (1762-1796)

(Фонвизин)

Образ Минервы, понимала значение искусства, изречение, общенародное зрелище «Торжествующая Минерва». Всенародный театр, из трупп «охотников»: бесплатные публичные представления, театр на Девичьем поле в Москве сыграл важную роль – еще не было в Москве государственного публичного театра.

Реорганизация придворного театра: Елагин и Дирекция придворных (затем императорских театров).

Актеры второй половины XVIII века: после смерти Волкова первый придворный актер – Дмитревский, лучший актер классицизма, Троепольская – лучшая классическая трагедийная актриса, Шумский – лучший комедийный актер, лучший актер сентиментального направления Померанцев и актриса сентиментального направления – М.С. Синявская.

Репертуар: 1.классицисткое направление: трагедии и комедии Сумарокова, комедии Мольера, 2.направление сентиментализма – из европы приходят «мещанские драмы»(Бомарше, Лессинг, Мерсье, лучший исполнитель Померанцев) и «слезные комедии», в России возникают переводы-переделки (В.И. Лукин, оригинальные русские пьесы сентиментального направления (Херасков, Веревкин, 3.политические тираноборческие трагедии (Николаев, Княжнин), 4.комедийный жанр (комедии Сумарокова, Княжнина, Соколов, Капнист, Фовизин, 5.русская комическая опера («Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова, Матинский).

Хотела предстать перед подданными в образе Минервы – богини государственной мудрости и покровительницы искусства и ремесел. Прекрасно понимала значение искусства, литературы, особенно театра в формировании общественного мнения, в т.ч широких народных масс, поэтому придавала ему огромное значение. Ей принадлежит известное изречение: «Театр – школа народная. Я главный учитель в этой школе и за нравы народа – мой первый ответ Богу».

В ее коронационные торжества Волков представил общенародное зрелище – маскарад, тексты к которому писал и сам Сумароков.

Актеры и репертуар второй половины XVIII века. После смерти Ф. Г. Волкова в 1763 г. первым актером русского придворного театра стал Иван Афанасьевич Дмитревский.

Родился в Ярославле в 1736 г. в семье дьякона. Обучался в Ростовской духовной семинарии, окончив ее в 1751 должен был служить в Ярославской провинциальной канцелярии, но этому помешал вызов ярославцев в Петербург.

Мальчиком играл в любительской труппе Волкова женские роли. В Петербурге отдали в Кадетский корпус на обучение к Сумарокову, где изучал сценическое искусство и впоследствии стал лучшим актером классицизма, исполнителем первых ролей в трагедиях Сумарокова.

В 1765 его первым из русских актеров послали за границу, в Париж и Лондон, смотреть английский и французский театр.

Одинаково хорошо играл и в трагедиях, и комедиях («Как обманешься, если захочешь рассудить о Дмитревском в шлеме (в трагической роли) по Дмитревскому в колпаке (комической роли)». Отмечали его голос: «Какой это актер! Какой голос, как он гибок в его гортани».

Дмитревскому было свойственно тонкое чувство стиля и жанра исполняемой роли. Одним из первых откликнулся новые веяния времени в драмаутргии, начав выступать в «мещанских драмах» и «слезных комедиях», вызывавших яростные нападки классицистов. Известные роли: граф Кларандон в «Евгении» П.О. Бомарше, Беверлей в «Беверлее» Б.-Ж. Сорена.

Кроме того, писал пьесы, переводил и приспосабливал драматические произведения для русской сцены. Вел активную педагогическую деятельность, обучал актеров как придворного, так и частных домашних театров, актерам Вольного театра в Петербурге, где некоторое время сам руководил вместе с К. Книппером.

С 1763 почти постоянной партнершей Дмитревского стала Т.М. Троепольская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: