Внешняя политика России в 19 веке

Блестящая победа Российской армии над Наполеоном Бонапартом в 1812 году стала мощнейшим толчком для развития культурной и политической жизни российского общества, привела к росту национального самосознания. Но, тем не менее, для наполеона поражение не означало прекращения агрессии против России. Бонапарт, от Великой Армии которого осталось менее 30 тыс. человек спешно пытался сформировать новую армию.

Для закрепления достигнутой победы русской армии пришлось вести военные действия за пределами России. Несмотря на одержанную Наполеоном крупную победу под Дрезденом сражение в октябре 1813 г. под Лейпцигом, так называемая «битва народов» была им проиграна. А 18 мая следующего года в Париже Австрией Пруссией, Россией с Францией был подписан мирный договор, приведший к лишению Наполеона трона и вернувший Францию в старые, довоенные границы (по 1793 г.). Необходимо отметить, что престиж России после победы над Наполеоном значительно возрос.

В 1815 году, 14 сентября, императором Александром 1 был подписан акт о создании Священного союза. К Союзу присоединились все монархи Европы, за исключением правителя Англии. Целью этого союза было укрепление феодальных династий и сохранение сложившейся системы гос. границ.

Вторая четверть 19 века принесла с собой серьезные изменения в расстановке политических сил. Страны Европы и Россия были охвачены резким подъемом национал-освободительных движений. Основной задачей, которая стояла на тот момент перед российской властью, являлось устранение революционной опасности, исходившей из европейских государств. Революционный кризис в Европе (1830 – 1831 гг.) ознаменовался свержением французской династии Бурбонов, а позднее и восстанием в Польше. Эти события не могли не вызвать обеспокоенности Николая 1. Русская армия (под командованием Дибича) приняла активное участие в подавлении восстания в Польше. В результате Царство Польское стало частью России.

Говоря о внешней политике России 19 века невозможно не упомянуть и кровопролитную русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов, приведшую к освобождению Болгарии от турецкого владычества.

В середине века вновь обострилась ситуация на Востоке. Внешнеполитические интересы России сталкивались со стремлением Англии распространить свое влияние на территории, находившиеся к юго-востоку от Российской империи. Тем не менее, к середине 19 в. в состав России вошла вся территория Казахстана. После этого началась экспансия в Хивинское и Кокандское княжества, Бухарский эмират. К 1885 году была захвачена пограничная с Афганистаном Мерва. Российско-Афганская граница была закреплена в 1887 г. по соглашению с Англией.

Ситуация в Европе к концу 19 века вновь серьезно осложнилась. К этому привело заметное усиление Германии. В Европе началось постепенное формирование двух мощнейших группировок: Тройственного союза, в который вошли Германия, Австро-Венгрия, Италия и Антанты, военно-политического блока Англии, Франции и России. Несмотря на то, что создание Антанты было продиктовано стремлением сформировать мощный противовес Тройственному союзу, на деле это привело к еще большей дестабилизации ситуации.

Теория официальной народности – правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.

В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.

Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: