СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА
Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне
прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от
основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны
были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-
экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов
и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит
растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского
хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать
отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос
решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.
Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом
правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось
решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
|
|
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года,
т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности
обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на
обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате
его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему
содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий
развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и
взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в
следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание
крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение,
агрокультурные мероприятия.
Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении
крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом
случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ
предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к
выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность
отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании".
Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы.
При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились
переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то
|
|
он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет
цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.
Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности
трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и
концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался
предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли
не крестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой
крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного,
мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало
интенсификации рыночных отношений в деревне.
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры
к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие
экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный
аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и
приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично
проводит их в жизнь.
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено
против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей.
Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало,
что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из
общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения
реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы
насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до
составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским
начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными
комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для
получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.
В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26%
общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35%
общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и
выделить из общины хотя бы большинство домохозяев*. Именно это и определило
крах столыпинской реформы.