double arrow

Разрушение общины и Развитие частной собственности

СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА

Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне

прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от

основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны

были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-

экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйс­тва в виде отрубов

и хуторов, а избыток рабочей силы направить в го­род, где её поглотит

растущая промышленность; экономическая - обеспе­чить подъём сельского

хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать

отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аг­рарный вопрос

решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.

Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом

правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось

решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года,

т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности

обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на

обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате

его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему

содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий

развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и

взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в

следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание

крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение,

агрокультурные мероприятия.

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении

кресть­ян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом

слу­чае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ

предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к

выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собс­твенность

отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании".

Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы.

При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились

переделы, то излишки домохозяин получал бесп­латно, если же переделы были, то

он платил общине за излишки по выкуп­ным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет

цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности

трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и

концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался

предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли

не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой

крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного,

мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало

интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство при­нимает меры

к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие

экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный

аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и

приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично

проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено

против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей.

Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим об­ществом показало,

что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из

общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения

реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы

насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до

составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским

начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными

комиссиями о выделении домохозяев, от применения поли­цейской силы для

получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26%

общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35%

общинников. Таким образом, правитель­ству не удалось добиться своей цели и

выделить из общины хотя бы боль­шинство домохозяев*. Именно это и определило

крах столыпинской рефор­мы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: