double arrow

Развитие психологических идей в арабской науке

Роль и деятельность Фомы Аквинского

Особенности развития психологии в средние века

Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.

Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с богословием, В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. Развитие психологических идей в арабской науке Расцвет арабоязычной культуры пришелся на VIII-ХI века.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, с новой религией - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, государственным языком которого стал арабский.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни.

Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской):

- вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям;

- сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями;

- разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.

Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.

Расцвет арабоязычной культуры пришелся на VIII-ХI века.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, с новой религией - ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, государственным языком которого стал арабский.

В то время, когда в Западной Европе были забыты достижения античной науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения античных мыслителей переводились на арабский язык, развивались науки, прежде всего физико-математические и медицина. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI век) (в латинской транскрипции Авиценну).

Особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Вызывая у человека те или другие аффекты, появляется возможность управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад (идея взаимосвязи психического и физиологического).

Ибн-Сина не ограничивался наблюдениями, а предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища: при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Особый интерес арабские натуралисты и математики проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Альгазена. В каждом зрительном акте он различал непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия и присоединяющуюся к этому эффекту работу ума.

Альгазен изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности и сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия



Сейчас читают про: