Развитие философско-психологической мысли Англии

Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв

Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии, ее родоначальник Ф. Бэкон, продолжатель - Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Локка.

Томас Гоббс (1588-1679) - философ, окончил Оксфордиский университет, принимал участие в политической жизни.

Согласно Гоббсу, философия - это наука о телах: о природных, естественных, физических и теле человека, искусственных телах (государство). Его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

Человек - это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, все, что относилось к области духовных ценностей из философии Гоббса исключалось.

Он полагал, что мир сосотоит не из двух субстанций (Декарт), а из одной телесной. Основным свойством тела является движение. Психика -это тень материальных процессов, все психические свойства человека (псих. процессы) результат или следствие движений.

По Гоббсу, началом всех представлений является ощущение, а механизм мышления описывался автором через арифметические операции (сложение, вычитание).

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Он доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом. Различия между людьми складываются прижизненно (житейская практика, обучение), и если бы для всех людей были созданы одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум; но есть компонент в уме, по которому люди отличаются - это активность и инициативность.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - известный философ Нового времени, умер в нищете от туберкулеза. Он формулирует представления о существовании единой субстанции, которая происходит сама из себя и творит сама себя, является вечной, существует объективно и не зависит от творца.

Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель.

В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Еще при жизни автора книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой ноской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет.

В Англии идеи Просвещения развивались под влиянием учений И. Ньютона и Дж. Локка. Идеи, разработанные ими, были положены в основу объяснения психического мира человека английским врачом Дейвидом Гартли (1705-1757), вошедшим в историю в качестве одного из основателей английской ассоциативной психологии.

Увлекшись физикой, Гартли оставил занятия теологией и стал врачом. На его научное мировоззрение оказали влияние: рефлекторная концепция Р. Декарта, эмпирическое и ассоциативное учение Дж. Локка, а также выдвинутая Г. Лейбницем идея о бессознательных перцепциях. "Моя главная цель, - пишет Гартли в своих "Размышлениях", - объяснить, установить и применить учение о вибрациях и об ассоциации. Первое из этих учений выведено из размышлений о формировании ощущений и движения Ньютона… Второе вытекает из того, что Локк и другие талантливые авторы после него писали о влиянии ассоциаций на наши мнения и чувства".

Д. Гартли отстаивал положение о материальности и реальности внешнего мира, пытался соединить теологическое видение мира с механистическим.

Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира, а с другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма.Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину.

В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности

С точки зрения ассоциативного механизма он рассматривает происхождение и таких высших психических явлений, как понятия, воля, воображение.
Гартли выделяет мотивационные силы, регулирующие организацию поведения: чувства удовольствия и боли (страдания). По законам ассоциации они соединяются с различными объектами. Соответственно задачу воспитания он видит в создании и закреплении у людей таких связей, которые отвращают их от безнравственных дел и доставляют удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков.
Декарта
С иных, субъективно-идеалистических позиций рассматривали принцип ассоциации два других английских мыслителя XVIII в. Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776), считавшие первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

Дж. Беркли - наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., посвятивший всю свою творческую деятельность всецело защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Его теория познания опирается на идеи номинализма и феноменализма.

Беркли отрицает существование материи и утверждает, что реально существуют только души людей и Бог.

Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие. Согласно Беркли, физический мир - комплекс ощущений человека.

Беркли утверждает, что мы не видим "вещей"; а то, что есть на самом деле - это "идеи", внутри которых мы видим "вещи". Существуют только умы, в которых находятся идеи, а последние сводятся к ощущениям. Идеи являются ощущениями, а предметы - комплексами или устойчивыми комбинациями ощущений. Вся реальность замыкается в сфере сознания человека и, постигаемая посредством ощущений, она отождествляется с самими этими ощущениями.

Учение Юма представляло собой эмпиризм, доведенный до логической крайности и породивший ряд противоречивых тенденций (иррационализм, скептицизм), которые стали предметом осмысления и разрешения в трудах И. Канта.

17. Развитие французской философско-психологической мысли

Самыми радикальными критиками любых учений, отрицающих роль опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), представлявшей собой важнейшее явление культуры, политики и социальной жизни, мощнейшее средство обновления общественной мысли, освещения и пропаганды новейших достижений человеческого знания. К числу энциклопедистов относились выдающиеся французские мыслители: Ж.Б.Л. Д. Аламбер, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж.Ж. П. Гольбах и др.

Энциклопедисты противопоставляли "естественное право" традиционному и Божественному, опытный анализ природы и человека - вере. Большое внимание уделялось вопросам образования и воспитания. Критике подвергались религия и любая изжившая себя научная традиция. Научная концепция энциклопедистов была направлена против системы врожденных идей. Утверждалось опытное происхождение знаний, подчеркивалась роль ощущений как их основного источника. В "Энциклопедии" с материалистических позиций излагались и вопросы психологии.
Ж.Б. Л. Д. Аламбер (1717-1783) являлся последователем Дж. Локка, сенсуалистом, считал, что "все прямые знания мы получаем от органов чувств" и "своими идеями мы обязаны ощущениям", хотя подчеркивал также роль разума в обработке и осмыслении фактов, в доказательстве научных положений. Он призывал опираться в познании на разум, контролируемый опытом.

Дени Дидро (1713-1784) - материалист, атеист, критик религии, один из лидеров французских ученых, руководитель проекта создания "Энциклопедии".

Крайним и наиболее последовательным сенсуалистом был Этьен Бонно де Кондильяк (1714-1780). Его взгляды наиболее полно отражены в работах "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746) и "Трактат о системах" (1749). Он отвергает научные системы, в которых "мысли вертятся вокруг слов, лишенных определенного смысла". Надежны только те теории, которые опираются на точно установленные и проверенные факты. С этой точки зрения он критикует учения Декарта, Спинозы, Лейбница, основывающиеся на абстрактных, не связанных с чувственным опытом положениях.
Ученый доказывает, что "ощущение содержит в себе все способности души", что интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы - это видоизмененные ощущения.

Французский философ и врач Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) в работе "Естественная история души" ("Трактат о душе") (1745) пишет, что предметом изучения философии должна стать природа,

Ламетри - сторонник опытного познания. Используя данные сравнительной анатомии, он приходит к выводу о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, доказывает, что телесное сходство между людьми и животными свидетельствует об их близости и в отношении психической деятельности.

Особую роль Ламетри отводит потребностям организма как фактору, определяющему развитие психики. Он утверждал, что чем разнообразнее и сложнее потребности организма и чем больше усилий требуется для их удовлетворения, тем выше уровень психического развития.
Клод Адриан Гельвеций являлся представителем материалистического сенсуализма. Основные труды Гельвеция: "Счастье" (1772); "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1772); "Об уме" (1758). Последняя книга вызвала волну ярости и протеста реакционных кругов, была запрещена властями и сожжена.
Поль Анри Дитрих, барон Гольбах был активным борцом против религии и суеверий. Его труд "Система природы" (1770) оценивался его современниками как "библия атеистического мировоззрения". В нем обосновываются и защищаются материалистическое понимание действительности, идеи Просвещения, решительной критике подвергаются религия и политические устои общества.
Человек рассматривается им как "творение природы", развивающееся в соответствии с ее законами. Гольбах выступает против дуализма, отвергает существование души, отделенной от тела. В познании реальности человек, по Гольбаху, должен руководствоваться опытными данными.

Гольбах - сторонник детерминистического взгляда на поведение человека, которое объясняется им как обусловленное темпераментом, приобретенными в процессе воспитания и жизненного опыта идеями и моральными понятиями.
Выдающимся просветителем, крупным теоретиком педагогики был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он выдвигает понятие "естественного человека", наделенного различными моральными совершенствами. Человек, в его учении, от природы добр, обладает нравственным здоровьем и чувством справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: