Развитие психотехники Г. Мюнстерберга

Работы в области дифференциальной психологии

Дифференциальная психология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Термин “Дифференциальная психология” ввел немецкий психолог В.Штерн в работе “О психологии индивидуальных различий” (1900 г.). В течение некоторого времени в качестве синонимов использовались понятия: характерология (И. Банзен, Е. Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж. Ст. Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа.

Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А.Ф.Лазурский, Дж. Кеттел и др. Основным методом дифференциальной психологии стали тесты — сперва индивидуальные, затем групповые (используемые для определения умственных различий), далее проективные тесты (для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций). Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);

2) мультифакторные теории (Л.Тёрстон, Дж.Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей ("скорость восприятия, ассоциативная память и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий.

Программа хозяйственной психотехники Г. Мюнстерберга выражала позицию многих психологов США и Европы, вместе с тем трудности, с которыми столкнулись последователи Мюнстерберга, в известной мере отражены уже в проекте этой дисциплины.
Функциональная психология, сторонником которой был Мюнстерберг, сформировалась в истории психологии как течение психологической науки конца XIX - начала XX вв., направленное на решение практических задач и использующее философские ориентации прагматизма. Представители функциональной психологии стремились утвердить в психологии объективный метод исследования (т.е. сделать психические явления доступными для исследования не только самим субъектом, но внешним наблюдателем). Исследователи включали в качестве предмета изучения переживания сознания и действия, доступные внешнему наблюдению, продукты, результаты действий.

1. Каково место психотехники в системе наук? Каков статус психотехники, является она относительно самостоятельной наукой или она связана с психологией? Мюнстерберг: ".Вся область психологии может быть разделена на теоретическую и прикладную психологию. Теоретическая психология делится, далее, на каузальную и интенциональную психологию.
2. Как должна относиться психотехника к социальному заказу, к задачам общественной, в частности хозяйственной жизни?
Мюнстерберг выдвинул тезис о политической и классовой нейтральности психотехники. Сами цели практических задач должны не обсуждаться психотехниками, а приниматься к исполнению. Приход к власти национал-социалистских, фашистских партий повлек за собой нарушение демократических форм управления государством, социально-трудовой политики, нарушение прав личности на жизнь, охрану здоровья. В печати появлялись публикации, направленные на обслуживание предпринимателей, желающих избавиться от неугодных работников, не прибегая к открытому столкновению с ними. Такова брошюра Вальтера Мёде "К методике обхождения с людьми" (Moede, 1930).

3. Как должна формироваться проблематика психотехники, в частности в области хозяйственной жизни, как психотехника соотносится с другими смежными научными дисциплинами? Мюнстерберг выделял два возможных пути определения практических задач: первый путь - путь приложения к практике уже изученных в общей, экспериментальной психологии или каких-то других направлениях знаний и методов.

4. Нужна ли психотехнике психологическая теория, или эта новая дисциплина может быть лишь набором практических рекомендаций, рецептов, методов решения практических задач?
Мюнстерберг отвечал определенно, что психологическая теория нужна, что только та психология, которая интересуется причинными связями, может быть пригодна для этой функции, иначе ее советы, практические разработки не будут отличаться от советов шарлатанов и практиков, ориентирующихся только на здравый смысл или мистику (Мюнстерберг, 1922).

5. Как должна соотноситься теория психотехники и психологии, ориентированной на фундаментальные проблемы?
Сравнивая теорию психотехники и теоретической академической психологии (не озабоченной практическими задачами), Мюнстерберг подчеркивал необходимый научный характер психотехники, ее опору на теоретическое знание, однако его предметное содержание должно строиться не по логике развития лабораторных поисков, внутренней логике творчества отдельных ученых, но согласно познавательным требованиям практической задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: