В горящих русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное — ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже и монголо-татары «не подарили алгебры, как арабы Европе». (А.С.Пушкин)
Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри. В середине XIV в. был основан Троице-Сергиев монастырь. Его основатель и игумен Сергий Радонежский (около 1321-1391) активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику Дмитрия Донского. Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царъград».
В условиях ига произошел упадок просвещения, снижение уровня грамотности. Для книг использовался очень дорогой пергамент, что делало их доступными лишь ограниченному кругу княжеско-боярской знати. Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций. Литература представлена житиями святых, другой церковной литературой, некоторыми крупными произведениями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище» и т.д.
В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль. При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня (известняка), одной из характеристик столицы Московского княжества стало слово «белокаменная». При Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Успенский, Благовещенский, Архангельский и др.). Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.
Украшением соборов были произведения выдающихся иконописцев Андрея Рублева («Троица» и др.), Феофана Грека и др.
После страшного опустошения страны монголо-татарами только со второй половины XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель началось культурное возрождение Руси, единой русской культуры. Важную роль играли культурные контакты России с другими странами, особенно с Византией и Италией.
Тема: Культура Московского царства |
Век | Образование, наука, право | Архитектура, строительство, ремесла | Литература, искусство | Другие сферы |
XVI | Училища при церквях и монастырях. «Хронограф», Четьи-минеи (энциклопедия), книгопечатание, Иван Федоров, Петр Мстиславец, «Апостол», 1564. «Сказание о царстве Казанском» | Городовой приказ, Приказ каменных дел. Здания Печатного и Посольского дворов, приказов. Крепости Смоленска и др. (Ф. Конь) Шатровый стиль: храм Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (Барма и Постник) | «Сказание о князьях владимирских», публицистика (Иван Пересветов). Дионисий | Церковные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Пасха. Коляда. «Домострой» |
XVII | Грамотность, домашнее обучение, заграничные учителя, школы в церквях и монастырях, частные. Славяно-греко-латинская академия, 1687. «Букварь» (В. Ф. Бурцов-Протопопов). Технические новинки из-за границы, первые сводные карты России. «Синопсис», 1678. Русские географические открытия землепроходцев | Крепости - остроги, города в Сибири. Теремной дворец Московского Кремля, летний царский дворец в Коломенском. Новоиерусалимский (Воскресенский) мужской монастырь. Московское (нарышкинское) барокко | Сатирические сказки, биографические повести, «Житие» протопопа Аввакума, стихи Симеона Полоцкого. Иконопись, портретная живопись (Симон Ушаков). Первый театр |
А которые крестьянские дети от своих отцов и от матерей учнут отпираться, и тех пытать». (Суд о крестьянех. Глава XI//Соборное уложение 1649 г.)
Верховная власть при Василии III, Иване IV, Алексее Михайловиче являлась самодержавной. В руках царей сосредотачивалась огромная законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Все население страны считалось холопами царя. Но даже Иван Грозный советовался с Боярской думой, стал собирать Земские соборы. Главным органом центрального управления стали приказы территориального и отраслевого характера: Посольский, Разрядный, Поместный, Разбойный, Холопий, Приказ большого прихода, Приказ большой казны, Казанский, Сибирский, дворцовые — Большого дворца, Ловчий, Сокольничий, Постельничий, Аптекарский и др. Широким кругом полномочий обладали полномочные представители приказов — воеводы, городовые приказчики и др.
Местная власть до середины XVI в. осуществлялась наместниками и волостелями. После земской реформы (50-е гг.) большинство местных управителей стало выбираться населением: губные и земские старосты, сборщики налогов—целовальники, дьяки, тюремные сторожа и даже палачи.
Ядром вооруженных сил были дворяне-помещики. В Москве и других городах размещались стрельцы, вооруженные кремневыми ружьями, саблями и бердышами. Для вспомогательных работ набирались «посошные люди» из крестьян и горожан. В пограничных районах на воинскую службу брали казаков, татар, башкир и др. С 1632 г. появились полки иноземного строя —солдатские, рейтарские, драгунские, в которых офицерами часто были иностранцы, получавшие огромные оклады.
Появились специальные структуры для обеспечения государственной безопасности. Иван Грозный создал опричный двор, который стал орудием террора против действительных и мнимых врагов самодержца. В конце XVI в. оформилась система «Слова и дела», требовавшая от каждого подданного публично заявлять об имеющихся угрозах государственной безопасности. Алексей Михайлович создал Приказ Тайных дел, появились тюрьмы в качестве специальных мест изоляции преступников.
В 1551 Иван IV утвердил Стоглав, регламентировавший внутри-церковные вопросы и повседневный быт людей. Русская православная церковь (РПЦ) в 1589 стала автокефальной, то есть самостоятельной, не зависела более от константинопольского патриарха. Собрание высшего духовенства, Освященный собор, по рекомендации царя выбирало патриарха. С призывом изгнать поляков выступил патриарх Гермоген, поплатившийся за это жизнью. В 1660-е очередная попытка привести в порядок богослужебные книги, унифицировать обрядовую сторону и т.д. вызвала раскол в РПЦ и появление старообрядчества. Духовенство пользовалось большим влиянием, но попытка патриарха Никона «встать» над царем Алексеем Михайловичем закончилась для него отставкой и ссылкой.
«Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровее будет, ты же бия его по телу, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь, положи на нее грозу свою и сохранишь ее от телесных бед, да не посрамишь лица твоего, но в послушании ходит; да если она свою волю примет, то в неразумении сотворится знакомым твоим в посмешище, и посрамят тебя перед множеством народа...
<...> А если только жена <...> наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж <...> учит, то плетью постегать, по вине смотря; а побить не пред людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. А за всякую вину: по уху, по глазам, ни под сердце кулаком, ни пинком не бить, ни посохом колоть, ничем железным и деревянным не бить: кто в сердцах или с кручины так бьет, — многие беды от того бывают: слепота и глухота, и можно руку или ногу вывихнуть, и палец и причинить головную боль и зубную болезнь, а у беременных женщин и детям повреждение бывает в утробе. А плетью, с наставлением, бережно бить; и разумно и больно, и страшно и здорово. А если великая вина и неприятное дело, и за великое и за страшное непослушание и небрежность, то плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря: да поучив, примолвить <...> а люди бы того не ведали и не слыхали» (из «Домостроя», XVI в.).