Консервативное направление

БИЛЕТ

Значение реформ

Военная реформа

Финансовая реформа

К концу царствования Николая 1 российский бюджет испытывал значительный дефицит, усилившийся расходами на проведение крестьянской реформы. Именно поэтому платежи помещикам производились не «живыми» деньгами, а ценными бумагами, передача которых из рук в руки были ограничена во избежание их обесценивания. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, стали появляться акционерные банки. Это позволило удешевить кредит. Правда, мелкий кредит, доступный крестьянству, создать в те годы не удалось. Изменению подверглась налоговая система. В 1860-1863 гг. были отменены откупа. Товары, торговля которыми ранее отдавалась на откуп (вино, табак, сахар), стали продаваться свободно, но облагались акцизным сбо-ром.

Была ликвидирована подушная подать для мещан. Однако для крестьян она выросла, достигнув 1 руб. 75 кои. Кроме того, дополнительным бременем стали земские налоги. Общество настаивало на введении всесословного подоходного и квартирного налога, однако власть не решилась на такой шаг по политическим соображениям, опасаясь, что он приведет к расширению избирательного права в городах.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия, формируемая на основе крепостнической по своей сути рекрутской системы, не способна бороться с армиями передовых держав. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом на этом пути, предпринятым сразу после смерти Николая I, стала ликвидация военных поселений в 1855 г. Военная реформа осуществлялась под руководством выдающегося военного организатора Д. А. Милютина. В ходе реформы были сокращены вспомогательные и нестроевые войска, что позволило уменьшить численность армии с 1,5 млн. до 742 тыс. человек, не снижая ее боевых возможностей. Была проведена реорганизация структуры армии и военного управления. Изменилась также система военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создавались военные гимназии, появились военные и юнкерские училища, куда принимались лица со средним образованием.Реформа военно-судебной системы ликвидировала в армии телесные наказания и ввела в практику военного судопроизводства гласность и состязательность.

Но важнейшая задача заключалась в сокращении армии в мирное время и создании условий для быстрого развертывания подготовленных резервов в случае войны. Рекрутская система, при которой солдат служил 25 лет, исключала такую возможность. В связи с этим в 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничивался шестью годами (во флоте — семью), пребывание в запасе — девятью годами

Отмена крепостного права и другие реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России. Реформирование страны, ее модернизация вели к устранению сословных перегородок. Постепенно падало экономическое и культурное значение землевладельческого дворянства, и одновременно увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов, которых называли разночинцами. Только после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью. Безусловно, реформы носили противоречивый, непоследовательный характер, особенно крестьянская. Во всех сферах жизни сохранялись крепостнические черты. Самодержавие как основа политического строя изменений не претерпело. Незавершенный характер реформ 60–70 х годов во многом способствовал революционному взрыву в начале ХХ столетия.

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.

Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Аполлоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица — Юзова.

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.

Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так и в общем и направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

Известная исследовательница А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычного права. Приблизительно к этому же времени относится образование специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах для изучения обычного права, общинного землевладения, раскола, артелей и ряд работ (А. С. Посникова, П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, Якушкина, Пругавина,В. Е. Варзара, П. С. Ефименко и др.), посвященных научному констатированию замечательных «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности» признавали и противники «деревни».

Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]

Оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др.

Иванов-Разумник характеризовал реформистское народничество «догматическим», «оптимистическим», «некритическим» в отличие от «критического» революционного.

Л. А. Тихомиров в статье «Что такое народничество?» хвалил Каблица и Воронцова, отмечал, что в их работах «народничество утратило свой революционный характер».

В. И. Ленин превалирование либеральной тенденции среди идеологов народничества относил к 80-90-м гг. 19 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: