Реформа образования

Цензурная реформа

Судебная реформа

Городская реформа

По образу и подобию земской в 1870 г. была осуществлена городская реформа. В соответствии с принятым Городовым положением создавались всесословные городские думы. Исполнительным органом самоуправления являлась городская управа во главе с городским головой. Избирательное право было основано на имущественном цензе. Избиратели делились на три курии, каждая из которых уплачивала 1/3 городских налогов.

Так как городские налоги платили только владельцы городской недвижимости, они и получили избирательные права. Наемные рабочие, многие ремесленники, торговцы, прислуга и даже интеллигенция, жившая большей частью не в собственных домах, а в съемных квартирах, этих прав не имели. Полномочия городских дум, как и земств, касались исключительно вопросов городского благоустройства: строительства школ, больниц, сиротских домов и богаделен, освещения, мощения улиц, попечения о торговле и промышленности и т. п. Городское самоуправление не получило административных функций, в частности контроля над полицией.

В 1864 г. Александр II утвердил новые судебные уставы. Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

Гласность. На судебные заседания допустили публику и представителей прессы. Отчеты о судебных заседаниях публиковались в газетах. Бессословность. Все российские подданные, независимо от сословной принадлежности, вероисповедания или материального положения, судились в единых судах и по общим для всех законам. Фактически равенство перед законом нередко нарушалось, но это являлось именно отклонением от установленной нормы, а не правилом.

Сохранились сословные суды для военных и духовенства, ведавшие делами по церковным и воинским преступлениям. Но главным исключением был крестьянский волостной суд, который судил за мелкие проступки и правонарушения не по общероссийским законам, а по местным обычаям и мог приговаривать к телесному наказанию. Независимость суда. Страна была разделена на судебные округа. Решение окружного суда можно было обжаловать в судебной палате. Участие в судебном заседании выборных представителей населения. В судебном заседании по уголовным делам участвовали выборные представители местного населения — присяжные заседатели в количестве 12 человек. Состязательность и право на защиту. Судебный процесс приобрел состязательный характер.

Гласность стала важнейшим средством ускорения реформ. В 1865 г. появились Временные правила о печати. Отменялась предварительная цензура для периодических изданий, но создавалась карательная цензура — за нарушение законов о печати издание могли закрыть в судебном порядке. На практике полной ликвидации предварительной цензуры для периодики так и не произошло

Низкий уровень образования являлся препятствием на пути развития России. Это сделало необходимой реформу системы образования. В 1864 г. были утверждены Положение о народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, этому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу. Классическая гимназия оставалась доступной лишь представителям высших слоев общества, преимущественно дворянства (дети купечества посещали в основном реальные училища, дававшие лучшее математическое образование).

Важной составной частью реформы образования стала университетская реформа, осуществленная уже в 1863 г. Университеты получили автономию, выйдя из-под власти попечителей учебных округов. Создавались университетские советы, избиравшие ректоров, проректоров, университетских судей, утверждавшие смету расходов. Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Были расширены учебные программы, возросло число кафедр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: