Сумма теологий

Фома Аквинский.

Ая новелла Юстиниана.

Новеллы Юстиниана - созданный в Византии (535 -540 г.г. н.э.) сборник императорских дополнений действовавшего законодательства.

6-я новелла была создана в 535 году. Полный текст Новеллы представляет собой свод канонического права, содержащий предписания по таким вопросам, как брачное состояние духовенства, церковная собственность, препятствия к рукоположению, юридический статус духовенства, духовное образование и др. В 1551 году основные нормы данной Новеллы были санкционированы Стоглавым Собором и стали частью русского законодательства..

(Извлечение)

Величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всём благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём, что служит на пользу и благо рода человеческого. Поэтому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем.

Фома́ Акви́нский (1225 – 1274), - богослов, философ, монах католического ордена доминиканцев, систематизатор средневековой схоластики, Святой Католической Церкви. В 1879 году признан самым авторитетным учителем Католичества. Основные работы: «Сумма философии» и «Сумма теологии». Фундаментальный труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» создавался в период с 1265 по 1273 годы. Полностью на русский язык текст данного труда на момент издания Хрестоматии не переведён. С основной частью текста можно ознакомиться по изданию: Фома Аквинский. Сумма теологии. Т.Т. 1-4, Киев, Эльга, Ника-Центр, 2000-2009.

(Извлечение).

… Может показаться, что вечный закон не существует. Ведь всякий закон предписывается кому-либо. Но в вечности не было никого, кому тот или иной закон мог быть предписан, поскольку лишь Бог существует в вечности.

Но против этого Августин говорит: «Закон, который называют высшим разумом, не может не представляться сведущим людям иначе как неизменным и вечным».

Отвечаю, как сказано выше, и закон суть не что иное, как предписанное практическим разумом государя, который управляет тем или иным совершенным сообществом. Очевидно из предыдущего, что миром правит божественное провидение, … и что всем сообществом Вселенной управляет Божественный разум. Поэтому сам замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона. И поскольку Божественный разум ничто не замышлял во времени, но имел вечный замысел, то подобный закон следует называть вечным.

… Может показаться, что естественный закон отсутствует в нас. Ведь достаточно того, что человек управляется вечным законом. … Разумная же тварь более прочих живых существ подвластна Божественному провидению.

… Поэтому она сопричастна вечному разуму, от которого воспринимает естественную склонность к подобающему поступку и цели. И эта сопричастность вечного закона разумной твари называется естественным законом.

… Может показаться, что человеческий закон не существует. Ведь естественный закон, как сказано, есть действие вечного закона. Поэтому для устройства всех человеческих дел достаточно естественного закона. Соответственно нет необходимости в том, чтобы существовал какой-либо человеческий закон. … Следует сказать, что человеческий разум не может быть сопричастен продиктованному Божественным разумом полностью, но только по-своему и незавершённо. Соответственно, в нашем спекулятивном разуме, благодаря естественному участию Божественной мудрости, пребывает знание тех или иных общих принципов, но не полное знание всякой истины, каковое содержится в Божественной мудрости. Также и в своём практическом разуме человек естественно сопричастен вечному закону в отношении определённых общих принципов, но не частных побуждений, хотя они и содержатся в вечном законе. Поэтому необходимо, чтобы человеческий разум в дальнейшем выводил законодательные установления по частным вопросам.

… Поэтому все законы в той мере, в какой они сопричастны подлинному замыслу Верховного Правителя, выводятся из вечного закона. Поэтому-то Августин и говорит, что во временном (человеческом) законе нет ничего справедливого и законного сверх того, что люди извлекли из вечного закона.

… Многое из того, что не может урегулировать человеческий закон, регулирует закон божественный, поскольку многое подчиняется причине более высокой нежели низкой. И то обстоятельство, что человеческий закон не вмешивается в вещи, которые он не может направлять, исходит из предначертания вечного закона. Иначе человеческий закон освящал бы то, что вечный закон осуждает. Отсюда ясно, что человеческий закон выводится из вечного закона, но не может следовать ему до конца.

… Может показаться, что не было пользы в том, что законы создавались людьми. …Но против этого говорит Исидор: «Законы были созданы с тем, чтобы страх перед ними смирял человеческую дерзость, чтобы среди дурных людей невинность оставалась в безопасности, а угроза казни нечестивцев отвращала от причинения вреда». Ведь именно это прежде всего необходимо для рода человеческого. Поэтому и следовало установить человеческие законы. …Человек имеет естественную склонность к добродетели. Но совершенство добродетели как таковое достижимо только посредством воспитания. …Значит необходимо, чтобы люди получили от других такое воспитание, благодаря которому достигается добродетель. Для юношей, склонных к добродетельным поступкам по своему складу, благому от природы, или по привычке, или, скорее, в силу божественного дара, достаточно отеческого воспитания путём внушения. Но ведь есть и такие, которые обнаруживают буйство и приверженность пороку. Поскольку нелегко воздействовать на них словами, потребовалось силой или страхом удерживать их от зла, чтобы по крайней мере так прекратили творить недоброе и других оставили в покое мирной жизни и чтобы хоть таким образом приучились добровольно делать то, к чему некогда подталкивал страх, и тем самым сделались добродетельными. … Итак, законы необходимо было установить во имя мира среди людей и добродетели.

… Утверждают, что государь свободен от закона, как и от принудительной силы закона. Собственно, говоря никто не принуждает сам себя. …Но, что касается направляющей силы закона, государь подвластен закону по своей собственной воле: «Всякий, кто выносит какое-либо судебное решение в отношении другого человека, должен соблюдать его сам». И в Кодексе написано: «Достойно величия Правящего первым объявить себя связанным законами, ведь настолько зависит наш авторитет от авторитета закона. И в самом деле подчинение законам доставляет империи большую власть». Господь же порицает тех людей, которые «говорят и не делают: связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Матф. 23, 3-4). Итак, перед судом Божьим государь не свободен от закона, как и от его направляющей силы. И должен исполнять закон добровольно, а не по принуждению. Однако государь стоит выше закона, ибо, если будет необходимо, может изменить закон и ограничить его действие в соответствии с обстоятельствами времени и места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: