Противоположность и противоречие

В Новой философской энциклопедии диалектика определяется как «логическая форма и способ разрешения противоречий в теоретиче­ски мыслимом». (Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 652). Данное определение отводит понятию противоречий централь­ное место. И это не случайно. Парный характер категорий диалектики, философских категорий вообще раскрывает процесс изменения и раз- пития в его всеобщей форме как взаимоисключение и единство про­тивоположностей. От античного понимания диалектики как диалога, столкновения противоположных суждений в искусстве спора (субъек­тивная диалектика) наука, а затем и философия перешли к понима­нию объективной диалектики, обнаружили противоречия в самой сути

вещей — в обществе и природе, а не только в мышлении и познании. Противоречия и противоположность — наиболее общие категории, о&ьемлющие весь понятийный аппарат диалектического мышления.

Противоположности. Еще в конце IV — начале V века Гераклит Эфесский отмечал наличие в природе противоположных начал: «Враж­дующее соединяется, из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 42). Он утверждал, что все течет, подобно течению реки. Всеобщая смена явлений представляется Гераклитом как переход в собственную противоположность: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное вы­сыхает, сухое увлажняется» (Там же. С. 49). Наличие и взаимопрев­ращение противоположностей в природе утверждали в разное время Н. Кузанский и Дж. Бруно, Г. Лейбниц и Б. Спиноза и др. Гегель рас­сматривал движение как разрешение противоречий: «... точно так же планеты, хотя они и притягиваются Солнцем, несмотря на это отно­шение к своему центру, кажутся обладающими самостоятельностью и по отношению к этому своему центру, и между собой, таковое про­тиворечие и выражается в движении планет вокруг центра». (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 17). Противопо­ложности — суть стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности — соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу. Противоречия — суть отношения взаимоисключения и взаимопрев­ращения противоположных сторон вещи или явления. Диалектиче­ское противоречие — опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Противоположности — основа противоречий, а посредствующие звенья — механизм их разрешения. В качестве ил­люстрации роли посредствующих звеньев и понятий противополож­ностей могут служить следующие факты: в полярностях наследствен­ности и изменчивости посредствующим звеном является генетический код, обеспечивающий не только сохранение предшествующего состо­яния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. В общественной жизни посредствующим звеном между крайними противоположностями сверхбогатых и сверхбедных слоев общества является так называемый средний класс. Еще Аристотель отмечал, что средний класс должен составлять большую часть населения страны, в противном случае состояние общества всегда будет нестабильным. Ведь именно мелкие собственники вкладывают часть прибыли в раз­витие своего дела, изучают и чутко реагируют на конъюнктуру рынка, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами. Естественного развития мелкого собственника в среднего в нашей стране не произо­шло, доля среднего класса в стране чрезвычайно мала. Неэффективная государственная монополия сменилась под патронажем государствен­ных структур (!) не менее гигантскими частными монополиями, боль­ше занятыми отмыванием скрытых от государства налогов. Это посто­янно порождает нестабильность общества, обостряет противоречия. Другим примером является отношение личности и общества. Как из­вестно, личность и общество — противоположности, посредствующее звено — социальные группы, в которые личность включена.

Эти и другие примеры показывают, что в познании важно учитывать как наличие внутренних противоположностей, так и посредствующие звенья. В начале 1930-х годов английский физик Поль Дирак предска­зал существование позитронов, т. е. частиц, аналогичных электронам, но обладающих положительным зарядом. Ученому трудно было пове­рить в реальное существование античастиц, хотя ошибок в своей тео­рии он не находил. Таким образом, способ связи противоположностей и разрешения противоречий определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.

Тождество и различие. Развитие предмета и разрешение противоре­чий проходит ряд стадий. Первоначальная стадия - состояние относи­тельного тождества предмета с самим собой. В природе не существует абсолютного тождества. Так, например, каждый организм имеет от­личительные признаки даже на уровне строения молекулы белка, не говоря уже о генетическом коде. Никогда не бывает тождественным самому себе любой предмет. «Как это может быть?» — спросите вы. Конечно, подходя к зеркалу, вы не увидите никакой разницы в сво­ем облике. А вот встретившись со свои другом пять лет спустя, навер­ное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие — отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущественным. Существенное различие - пред­посылка перехода предмета в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению предмета. Таким образом, развитие имеет своим источни­ком нарастание и разрешение противоречий.

Следует различать источник развития и движущую силу развития. Источник развития — явление внутреннего порядка, внутренние проти­воречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоре­чие. К примеру, вы простудились. Движущей силой изменения вашего состояния явилась в данном случае внешняя среда. Главная сторона и структуре диалектического противоречия - отрицательная, посколь­ку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Поло­жительная сторона направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.

Виды противоречий. Все многообразие противоречий классифи­цируется по разным основаниям. Различают внутренние и внешние противоречия, случайные и необходимые, основные и неосновные, главные и неглавные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия - между посредствующими звеньями. Основные противоречия качественны,

существенны и необходимы. Без основных противоречий нет пред­мета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их наличие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные проти­воречия - противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в ав­томобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отсту­пают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).

Внутренняя противоречивость бытия — объективная реальность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и общества. Что же касается жизни каждого человека, то он повседневно сталкивается с противоречиями, принимает решения, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Пока­затель зрелого мышления - умение видеть внутреннюю противоречи­вость любого события, ситуации, предположения и взвешенно оцени­вать плюсы и минусы принимаемых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: