Единичное, особенное, всеобщее

В обычной жизни мы часто используем понятия «общее», «единич ное», «особенное», и их содержание общеизвестно. Но как только мы пытаемся найти предмет или класс предметов, обозначаемых данны ми понятиями, так возникают большие трудности. Известный русский педагог К. Д. Ушинский приводит разговор двух мальчиков:

- Видел ли ты когда-нибудь птицу?

- Да, конечно. Вот она. (показывает на канарейку.)

- Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейку ты тоже ни­когда не видел. Ты видел только одну нашу канарейку.

Здравый смысл подсказывает нам, что мальчик, который увидел в канарейке птицу больше прав, чем тот, кто говорит, что он никогда не видел птицу. Но кто из вас может категорически утверждать, что он мидел плод, дерево, птицу вообще? То, что мы в своем опыте видели ту птицу, это дерево, этот плод, никакого сомнения не вызывает. Л вот имеют ли общие понятия реальное объективное содержание вы- чывало в истории философии острые дискуссии. Да и сегодня мы еще можем встретить учебники, в которых отношение общего и единич­ного рассматривается как отношение явлений, но не их свойств. Как уже отмечалось в гл. 4, в эпоху Средневековья имела место дискуссия

о природе общих понятий: существуют ли общие понятия реально и что является подлинной реальностью - единичное или общее? Как же решается этот вопрос в философии сегодня?

Отдельное. Категории единичного, особенного и всеобщего явля­ются отражением относительной самостоятельности вещей, явлений бытия, их многообразия и единства. Ключевое понятие, раскрываю­щее содержание названных категорий — понятие отдельного. Отдель­ное — синоним понятия «вещь», т. е. относительно обособленный, ка­чественно определенный фрагмент бытия. Оно обладает множеством свойств. Свойства, которые обусловливают сходство отдельного со исеми предметами некоторого класса, обозначаются категорией всеоб­щее. Единичное — категория, обозначающая свойства, присущие только данному объекту. Единичное фиксирует и относительную обособлен­ность существования отдельных вещей, и те индивидуально неповто­римые признаки, которые возможны благодаря этой относительной симостоятельности, дискретности, обособленности данной вещи.

Общее есть выражение сущности вещи, и раскрытие общего воз­можно лишь через обнаружение сущности. Без раскрытия единичного Ынцее остается абстракцией, лишенной чувственно воспринимаемых признаков, лишенной неповторимой индивидуальности, богатства. Приводимые определения единичного и всеобщего вос­принимают их как стороны одного и того же отдельного объекта. Например, жизнь определяется сегодня как форма существования белковых и нуклеиновых кислот. Наследственность и изменчивость — всеобщие свойства всего живого. Однако химический состав, и особенно структура белка, индивидуально неповторима у каждого организма.

Ии единичное свойство, отличающее каждое живое существо. В логике личное и общее — это характеристика понятий. В понятии общего мыслится два и более предметов, в понятии единичного — один. Грам- матически общее выражается именем нарицательным, единичное — имшсм собственным. В философии единичное и общее — свойства, обуславливающее сходство и различие явлений бытия.

Особенное. Единство общего и единичного уникально, поскольку неиомторима их представленность, их сочетание, преобладание одно­

го над другим в каждом отдельном объекте. Поэтому каждое отдельное явление, вещь — особенное. Чтобы понять значимость этого свойства, сравним две противоположные позиции. Первая — позиция Сталина, заявлявшего, что незаменимых людей нет. Это проявлялось в цинич­ном и беспощадном уничтожении лучших представителей интеллиген­ции, рабочих и крестьян. Не случайно, например, что в расстрельном списке имя гениального русского ученого и философа П. А. Флорен­ского соседствует с крестьянами (образование «низшее»), служащими, мещанами и лицами без определенных занятий... А вот слова талант­ливейшего русского писателя советского периода Андрея Платонова: «Человечество - одно единое дыхание. Больно одному — больно всем, умирает один — умирают все». Поистине заменимых людей нет, каж­дый человек — особенное, неповторимое создание природы и истории. И все-таки человечность как высшее и всеобщее проявление сущности человечества представлена в каждом из нас по-разному. Гегель удачно подметил: чем художник неудачнее, тем больше видны его ограничен­ность и произвол. Эти слова в полной мере могут быть применены к каждому из нас, высвечивая особенное соотношение неповторимо­го, единичного и общечеловеческого в человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: