Известно, что в традиционных обществах накопление знаний происходило в процессе практической деятельности. Так, в Индии методом проб и ошибок обнаружили: если на теле человека сделать не
большой разрез и внести в него гной, накопившийся в язвах человека, больного оспой, то здоровый человек легко переболеет и никогда не будет страдать от оспы. Этот метод профилактики оспы был открыт более чем за тысячу лет до того, как в Европе стали делать прививки от оспы. Но европейской практике предшествовали серьезные теоретические открытия и теоретическое обоснование механизма профилактики оспы. Сложившиеся в Европе установки на фундаментальные теоретические исследования и их практическое применение создали почву для отказа от абсолютизации традиций и сформировали благоприятный социально-психологический климат для инноваций в науке, технике, в культуре в целом.
История европейской науки свидетельствует, что ее развитие происходит циклически: научная проблема — теория - ее эмпирическая проверка и применение — кризис, связанный с выявлением противоречий и недостаточностью или ограниченностью научных знаний — формирование новой проблемы. Как видим, эти циклы включают н себя возможность и в определенных условиях необходимость научных революций. Процесс научной революции включает в себя целую систему радикальных изменений в науке. Вот как определяется понятие научной революции в Новой философской энциклопедии: «Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обосно- панности и организации знаний» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 34).
|
|
В данном определении научная революция характеризуется как глобальное явление, сопряженное с перестройкой всех структурных элементов науки. Если бы развитие науки осуществлялось только по сценарию таким образом понимаемой научной революции, то в истории науки не оставалось бы места для традиций, сохранения достигнутого развития, а научный процесс представлял бы собой серию катастроф. Альтернативой названному подходу к развитию науки является кумулятивистская точка зрения, согласно которой развитие науки представляет собой процесс постепенного накопления новых знаний, которые включают в себя представления и установки предшествующей науки. Кумулятивизм исходит из того, что наука устанавливает неизменные абсолютные истины, так что новое знание не изменяет старое, а лишь добавляется к нему. Кроме того, кумулятивизм не рассматривал заблуждения как необходимую составную часть научного прогресса. Преодоление кумулятивизма стало возможным только в конце XX века, когда возникли концепции, отрицавшие традиционное классическое понимание истины как абсолютного исчерпывающего зна
|
|
ния (инструментализм, конвенционализм, верификационизм). Но самым убедительным опровержением кумулятивизма стала концепция научных революций.
Наиболее зрелой представляется точка зрения эволюционизма, которая рассматривает прогресс науки как непрерывное изменение знаний, которое включает в себя наращивание массы не только истинных, но и вероятных знаний, а также преодоление ошибок и заблуждений, имевших место в науке, коррекцию ее концепций.
Существенное значение для понимания сущности научных революций имеет оценка значимости научных проблем и их влияния на дальнейший рост науки. Т. Кун подчеркивал, что период нормальной науки не является простой ретрансляцией знаний, в этот период также наращивается масса знаний, уточняются многие положения науки, решаются мини-проблемы, которые он называл «головоломками». Революция в науке происходит тогда, когда происходит перестройка оснований науки. Структура оснований науки включает целый ряд взаимосвязанных, но не равнозначных элементов. В качестве центрального элемента структуры науки выступает научная картина мира, а также философские основания науки, обусловливающие формирование соответствующих идеалов и норм исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания и др.).