Научные революции как перестройка оснований науки

Известно, что в традиционных обществах накопление знаний про­исходило в процессе практической деятельности. Так, в Индии ме­тодом проб и ошибок обнаружили: если на теле человека сделать не­

большой разрез и внести в него гной, накопившийся в язвах человека, больного оспой, то здоровый человек легко переболеет и никогда не будет страдать от оспы. Этот метод профилактики оспы был открыт более чем за тысячу лет до того, как в Европе стали делать прививки от оспы. Но европейской практике предшествовали серьезные теоре­тические открытия и теоретическое обоснование механизма профи­лактики оспы. Сложившиеся в Европе установки на фундаментальные теоретические исследования и их практическое применение создали почву для отказа от абсолютизации традиций и сформировали благо­приятный социально-психологический климат для инноваций в нау­ке, технике, в культуре в целом.

История европейской науки свидетельствует, что ее развитие про­исходит циклически: научная проблема — теория - ее эмпирическая проверка и применение — кризис, связанный с выявлением противо­речий и недостаточностью или ограниченностью научных знаний — формирование новой проблемы. Как видим, эти циклы включают н себя возможность и в определенных условиях необходимость науч­ных революций. Процесс научной революции включает в себя целую систему радикальных изменений в науке. Вот как определяется поня­тие научной революции в Новой философской энциклопедии: «На­учная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаменталь­ных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с ка­чественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпрета­ции эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обосно- панности и организации знаний» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 34).

В данном определении научная революция характеризуется как глобальное явление, сопряженное с перестройкой всех структурных элементов науки. Если бы развитие науки осуществлялось только по сценарию таким образом понимаемой научной революции, то в исто­рии науки не оставалось бы места для традиций, сохранения достигну­того развития, а научный процесс представлял бы собой серию ката­строф. Альтернативой названному подходу к развитию науки является кумулятивистская точка зрения, согласно которой развитие науки представляет собой процесс постепенного накопления новых знаний, которые включают в себя представления и установки предшествующей науки. Кумулятивизм исходит из того, что наука устанавливает неиз­менные абсолютные истины, так что новое знание не изменяет старое, а лишь добавляется к нему. Кроме того, кумулятивизм не рассматри­вал заблуждения как необходимую составную часть научного про­гресса. Преодоление кумулятивизма стало возможным только в конце XX века, когда возникли концепции, отрицавшие традиционное клас­сическое понимание истины как абсолютного исчерпывающего зна­

ния (инструментализм, конвенционализм, верификационизм). Но са­мым убедительным опровержением кумулятивизма стала концепция научных революций.

Наиболее зрелой представляется точка зрения эволюционизма, ко­торая рассматривает прогресс науки как непрерывное изменение зна­ний, которое включает в себя наращивание массы не только истинных, но и вероятных знаний, а также преодоление ошибок и заблуждений, имевших место в науке, коррекцию ее концепций.

Существенное значение для понимания сущности научных рево­люций имеет оценка значимости научных проблем и их влияния на дальнейший рост науки. Т. Кун подчеркивал, что период нормальной науки не является простой ретрансляцией знаний, в этот период так­же наращивается масса знаний, уточняются многие положения нау­ки, решаются мини-проблемы, которые он называл «головоломками». Революция в науке происходит тогда, когда происходит перестройка оснований науки. Структура оснований науки включает целый ряд вза­имосвязанных, но не равнозначных элементов. В качестве центрально­го элемента структуры науки выступает научная картина мира, а также философские основания науки, обусловливающие формирование со­ответствующих идеалов и норм исследования (доказательность и обо­снованность знания, нормы объяснения и описания, построения и ор­ганизации знания и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: