Проблема истины в свете практического применения в социально-гуманитарных науках. Справедливость и истина

Понятие правды в русском языке отчасти совпадает с понятием спра- цедливости и экзистенциальной истины. Справедливость — категория пики, права и социально-политических наук, формирующая общие Нравственно-правовые условия совместной жизни людей, рассматривае­мой пол углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Истина, как и справедливость, является высшим принципом жизни и деятельности человека. Аристотель, определяя справедливость утверждал: что соразмерно, то и справедливо. Правда по отношению к справедливости важнее, она допускает внесение поправок в закономерности 'справедливости и сосредоточена не на исключительно точном выполне­нии закона, а на целесообразном его изменении. Правда — высшая сте­пень справедливости, особый ее вид, призванный корректировать общие Нормы с учетом частных случаев. Аристотель разделяет справедливость и право,- полагая, что справедливость — общая закономерность, посколь­ку она — часть нравственных и иных отношений граждан. Право же, по Мысли Аристотеля — выражает политическую закономерность. Эго озна­чает возможность столкновения истины и правды, т. е. справедливости. Ведь истинное решение суда должно быть вынесено на основе полного И всестороннего исследования обстоятельств дела в четком соответствии нормами материального и процессуального права.. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой понятия истины и ее критериев, обусловлен­ное спецификой социально-гуманитарного познания, где описание факта дополняется интерпретацией нормативно-правового, религиозного, политического и иного порядка.

Кант так же, как и Аристотель, относит справедливость к категории этики.

Гегель утверждал, что любая человеческая идея, будучи единством бы­тия и понятия, содержит в себе практическое отношение к окружающей Действительности, т. е. оценку явлений как ценных, полезных, справедли- вых, или, напротив, вредных опасных, несправедливых. В идее справед- вости общественные закономерности отражаются под определенным потребностно-ценностным углом зрения, преломляясь через групповые,»гнические, личностные интересы. Справедливость—это также и чувство, Отражающее определенные установки и положение личности в обществе. сущность справедливости - в установлении меры для человеческих по­ступков. В обществе всегда есть общепризнанная иерархия ценностей, И оценка поступка ориентирована на эту иерархию. Однако кроме обще­

признанных, сознательно декларируемых ценностей существуют цен­ностные ориентации группы, индивида, этноса. Отсюда разброс, мно­жественность возможных оценок, так что самооценка индивидом своет поступка и оценка его поступка другими, а также оценка его со стороны уполномоченных обществом на это лиц могут резко расходиться.

Идея справедливости является высшей регулятивной идеей. Одна­ко реализация данного принципа происходит в реальной социальной среде, с реальными нормативными установлениями и потому невоз­можна без коллизий. Трансформация идеи справедливости, отмечает Поль Рикёр, «зависит от трудных решений, которые следует принимать в обстоятельствах неопределенности и конфликта под знаком трагизма действия, — идет ли речь о конфликте между нормами, внешне имеющи­ми одинаковый вес; о конфликте между соблюдением нормы и заботой

о людях; о выборе, который будет выбором не между белым и черным, но между серым и серым; или, наконец, о выборе, поле которого сужа­ется к выбору между дурным и наихудшим» (Рикёр П. Справедливое. М., 2005. С. 238). Трудность выбора справедливого решения объясняется также особенностью нормы права, которое является обобщением, при­званным регламентировать ту область межличностных отношений, ко­торые неповторимо-индивидуальны, уникальны и с трудом поддаются квалификации, относящей действие к определенной норме. Эту особен­ность права отмечал в свое время Аристотель, указывая на необходимость «исправлять закон» там, где закону ничего не удается предписывать из- за своей чрезмерной обобщенности. В некоторых случаях неизбежная расплывчатость законов и широкая сфера дозволяемой их интерпрета­ции, взрастаемой на почве крайне низкого уровня правосознания, смо­жет поощрять лишь произвол в решениях, тогда как они во всех случаях должны быть результатом произнесения слов справедливости. Истинное решение суда должно быть вынесено на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств дела в четком соответствии с нормами мате­риального и процедурного права. «Итогом судебного процесса — сложно­го языкового взаимодействия, управляемого процедурными правилами, обеспечивающими требуемую честность проведения процесса, — должно быть произнесение слова справедливости», — подчеркивает Поль Рикёр (Там же. С. 264). Справедливость — высшее практическое правило, хотя благое указывает на укорененность справедливости в стремлении к бла­гой жизни, но справедливое накладывает печать благоразумия на добро­ту, поскольку судить чаще всего означает подводить единичный случай под некое правило. Трудность выбора справедливого объясняется также противоречиями, неизбежными в процессе установления истины в суде: противоречиями между достоверностью и подозрительностью, доверием и скептицизмом. Задача судьи — найти такое законное решение, которое удовлетворяет критерию справедливости. Принять незаконное решение, оправдывае­мое интересами справедливости, судья не вправе. Но в общечеловеческом смысле справедливость важнее права, и правовые коллизии должны ре­шаться с позиций справедливости, а не формального правй. Именно кри­терий справедливости должен считаться ведущим при толковании права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: