Экзистенциальная истина, истина и правда

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля дается Следующее определение понятия «правда» - «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость; неумытность, честность,

неподкупность, добросовестность. Правдивость как качество человека, полное согласие слова и дела, истина. Противоположное — ложь» (Тол­ковый словарь живого великорусского языка. М., 1990. Т. 3. С. 379). Как видим, данное определение несет в себе, по крайней мере, два смысла: во-первых, понимание правды как справедливости. Жить по правде зна­чит жить, не нарушая морали, быть нравственным. Правда — синоним добра, святости, честности. В русском языке бытует выражение «истии ная правда», т. е. истина, соответствующая моральной правде, справед ливости. Здесь отчетливо звучит аксиологическое отношение к знанию как норме поведения. Во-вторых, правда — как противоположность лжи означает требование соответствия того, что утверждает человек, тому, что он по этому поводу думает. При этом его суждения, будучи правди выми, могут оказаться неистинными (человек добросовестно заблужда ется); но они могут быть неправдивыми и неистинными, неправдивы ми, но истинными, истинными и правдивыми. Таким образом, понятие правды высвечивает ценностный аспект истины в ее соотнесенности с культурно-историческим контекстом. Экзистенциальная истина характеризует момент озарения, когда сквозь завесу повседневности человеку открывается истина его бытии как бытия-к-смерти. Эти драматические минуты связаны с перерывами бездумного существования безликого человека, втянутого в безличное бытие. Перед человеком встают вопросы о смысле его существовании и о том нравственном выборе, который человек делает, когда ему от крывается, становится явленным смысл жизни, высшая ценность чс ловеческого бытия. Экзистенциальная истина не постигается чисто ло гическими средствами, она есть результат переживания, интуитивною прозрения, духовного кризиса. Экзистенциалисты утверждают, что ис тина открывается человеку в пограничных состояниях между физиче ской, интеллектуальной, моральной жизнью и смертью. Выбор, который человек делает, и есть результат постижения экзистенциальной истины, которая для каждого индивида — своя. Экзистенциальные смыслы бы тия несводимы к формальной логике и феноменам чистого сознании, как это имеет место в математике и формальной логике. Особенностью человеческого бытия — его временность, а переживание временности своего бытия — путь к постижению экзистенциальной истины. В социально-гуманитарном познании важное значение имеют paзнородные факторы как логического, так и экзистенциального характера Рождение той или иной проблемы в социально-гуманитарном позна нии обусловливаются не столько внутренними проблемами научною познания, сколько социальным контекстом, выдвигающим на первый план, актуальные, жизненно важные стороны социального бытия. На рушение жесткого распорядка повседневности, сдвиги в общественном сознании, активизация действий массы людей, экстремальные истори ческие ситуации побуждают исследовать социальные проблемы, пы двигать гипотезы, которые могут быть подтверждены вданное время, пи могут оказаться неприменимыми в другой ситуации.

Социальная обусловленность познания вообще, соци'ально-гума- иитарного познания в особенности обязывает познающего соотносить исторический факт с определенной интерпретацией мира, социальной структурой и культурно-историческими традициями, особенностями познающего субъекта. Экзистенциальная обусловленность познания - постоянный фактор любой формы познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: