double arrow

Венецианова школа

Венецианова школа — одна из самых значительных провинциальных школ русского Романтизма первой трети XIX в. Сложилась в результате деятельности живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847), его учеников и последователей. Школа не имела официального статуса, но роль Венецианова в истории русского искусства столь значительна и необычна, что это название стало общепринятым. Дед художника переселился в 1740-х гг. в Россию из Греции и получил прозвание Венециано ("Венецианец"), позднее превратившееся в фамилию. Алексей Венецианов учился в Петербурге. В 1819 г. уехал в деревню Сафонково Тверской губернии. В этот период, после победы России в Отечественной войне 1812 г., русское искусство переживало подъем движения национального романтизма, затронувшего даже Петербургскую Академию художеств. Своеобразие этого движения заключалось в органичном соединении норм академического классицизма и романтического художественного мышления. В провинции стремления художников соединить формы и жанры, выработанные в западноевропейском искусстве, с национальным мироощущением проявлялись еще сильнее. Алексей Венецианов оказался тем художником, которому удалось это сделать ярче и яснее других. Исследователи отмечают также связи русских художников с эстетикой западноевропейского Бидермайера. Несмотря на различия внешних условий и национальных традиций, общими были идеи противостояния салонному, эклектичному академизму и официальному столичному ампиру. Венецианов дружил с живописцем немецкого Бидермайера Ф. Крюгером, периодически работавшим в Петербурге. А когда в 1821 г. в Эрмитаже была выставлена картина француза Ф. Гране "Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме", подаренная автором императору Александру I, она произвела огромное впечатление на русских живописцев новым по тому времени натуралистическим изображением пространства интерьера, эффектов света и тени. Под влиянием этой картины Венецианов в своем имении написал "Гумно" (см. рис. 9) (1823), для чего в бревенчатой избе выпилил стену, чтобы показать все пространство, и рассадил крестьян в нужных ему позах. Как писал сам художник, "чтобы более утвердиться в пути, который... состоит на твердом основании перспективы и подробнейшем внимании натуры". Венецианов стал брать на содержание бедных мальчиков, обучал их живописи и рисунку. Всего в разные годы у него было около семидесяти учеников, из них семь крепостных. Суть педагогического метода заключалась в начальном рисовании непосредственно с натуры, а не в копировании оригиналов, как было принято в Академии. В то же время многие ученики Венецианова занимались в классах Петербургской Академии художеств и участвовали в академических выставках. Сам Венецианов регулярно показывал в Академии свои картины: портреты крестьян и молодых девушек-крестьянок на фоне пейзажа и за работой в поле, бедных детишек — немного сентиментально, но живо и точно. Соединение натуралистичности изображения с романтическо-сентиментальным настроением и идеализацией русской крестьянской жизни обеспечивало успех. Многие картины Венецианова приобретались Императорским Эрмитажем. Но, несмотря на успех, место профессора в Академии художник так и не получил. Среди учеников Венецианова наиболее известны А. А. Алексеев, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Н. С. Крылов, Л. К. Плахов, Ф. М. Славянский, Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, М. С. Эрасси. Национально-романтический стиль, созданный Венециановым, оказал влияние на многие виды искусства. В 1817—1818 гг. в Петербурге издавался ежемесячный журнал "Волшебный фонарь" с гравюрами по рисункам Венецианова, представляющим "характерные типы", населяющие Российскую империю. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполнена серия фарфоровых статуэток. Скульптор С. С. Пименов по рисунку Венецианова создал один из своих шедевров — статуэтку "Водоноска" (см. рис. 10) (1817) из фарфора, а также многие фигуры Гурьевского сервиза, замысел которого рождался не без влияния искусства Венецианова и его школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: