Нормандская школа

Барбизонская школа

Барбизонская школа (от франц. Barbison — название деревни во Франции, близ Фонтенбло под Парижем) — условное наименование художественного течения в пейзажной живописи Франции середины XIX в., более известного как "школа", поскольку оно связано с деятельностью достаточно определенного круга мастеров. Барбизонцев вдохновляла красота родного французского пейзажа. В 1836 г. первым в Барбизоне поселился живописец Т. Руссо. За ним — Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, К. Тройон. Художники барбизонской школы взамен вневременно́го и наднационального классицистического пейзажа "в римском стиле" с руинами и аллегорическими фигурами сделали предметом своего творчества простой, обыденный пейзаж средней полосы Франции. Это было ново и необычно для того времени. Барбизонцы были очень разными художниками. Диаз де ла Пенья тяготел к живописным эффектам света и цвета, он разработал особую технику "мерцающих красок", так восхищавшую импрессионистов. В свои пейзажи этот художник по традиции помещал нимф и амуров. К. Тройон развивал традиционный крестьянский жанр, но стада коров в утреннем тумане он писал по-новому, живописно. Ж.-Ф. Милле писал этюды близ Барбизона с 1849 г., но картины создавал по памяти в мастерской, его мало интересовал конкретный пейзаж. Милле изображал могучие и сильные фигуры крестьян и стремился к эпическому "идиллическому реализму" в представлении человека и природы. Его колорит сдержан, а форма скульптурна. Картину Милле "Сеятель" (см. рис. 11) (1849) много раз повторял В. Ван Гог. Другой художник — К. Коро, которого обычно не включают в барбизонскую школу, был тесно связан с барбизонцами и создал особенный жанр "интимного пейзажа" с нимфами, купальщицами и крестьянками. Коро тяготел к парижским Салонам, но утонченный, перламутровый колорит его картин и новаторская беглая техника уже предвещали открытия импрессионистов. Ж. Дюпре бывал в Барбизоне только наездами. Ш. Добиньи изображал речные пейзажи по берегам Сены и Уазы и в самом Барбизоне не работал. Художники, условно объединяемые понятием барбизонцы, создавали свои картины в разных уголках Франции, но неизменно изображали родную природу. Поэтому "барбизонская школа" в строгом смысле неверное определение, это не региональное, а историко-художественное понятие. Общим для столь разных художников был интерес к живописным проблемам передачи света и цвета, взаимодействия объема и пространства. Своим творчеством они предвосхитили "пленэр" (франц. plein air — "чистый воздух") — работу не в мастерской, а непосредственно с натуры. Правда, барбизонцы еще только "ходили на мотив", делая лишь эскизы, а картины, как правило, продолжали писать в ателье. К тому же их живопись оставалась в границах академической традиции валёров — нюансов одного цвета по светлоте. Писать тепло-холодными отношениями тонов научились позднее импрессионисты. Но значение барбизонцев оказалось все же столь велико, что само слово "Барбизон" упоминается подчас в качестве синонима французского пейзажа.

Нормандская школа. Нормандия — историческая область на северо-западе Франции. Название возникло после завоевания этой территории в IX в. племенами норманнов. В истории искусства термин "нормандская школа" возник в связи с творчеством художников преимпрессионистов середины XIX в., предвосхитивших открытия импрессионизма. Они работали на севере Франции, в Нормандии, в частности в Онфлёре, Этрета. С 1861 г. пейзажи Нормандии писал голландский живописец Йохан Бартолд Йонгкинд (1819—1891). Рядом с ним работали Эжен-Луи Буден (1824—1898) и молодой Клод Моне (1840—1926), будущий создатель импрессионизма, который считал Будена и Йонгкинда своими учителями. Йонгкинд, в свою очередь, формировал живописный метод под влиянием Эжена Изабе (1803—1886), акварелиста и литографа, мариниста, изображавшего морские пейзажи и виды побережья Нормандии. Художники, впервые после барбизонцев, использовали метод пленэра — работы непосредственно на "открытом воздухе", с натуры, под северным нормандским ветром. Они следовали традициям голландской живописи XVII в., "панорамного стиля" и достижениям английских пейзажистов. К. Моне позднее называл Й. Йонгкинда "великим маринистом". Ощущение света, воздуха, пространства, тончайших, изменчивых нюансов света и тени в картинах и офортах "нормандцев" в последующие десятилетия успешно развивали французские импрессионисты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: