Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 2 страница

— углублялась взаимная заинтересованность как капиталис­тических, так и социалистических стран в развитии экономиче­ских связей. Запад переживал тогда острый энергетический кри­зис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических программ.

Разрядка в Европе началась с государственного визи-

в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — юзидента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи;ух стран укрепило соглашение о принципах сотрудни- (ства между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.

В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с едеративной Республикой Германии, где к власти пос- > долгого правления блока консервативных партий >ишло социал-демократическое правительство канцле- l В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требова- 1Й к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен 1нцлер добился от JI. И. Брежнева согласия не препят- вовать мирному объединению двух государств на не- щкой земле, если для этого возникнут в будущем соот- тствующие условия.

Через два года правительство В. Брандта признало JP, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе 1К «советскую зону оккупации». Оба германских госу- LpcTBa были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., РГ признала западные границы Польши, сняв тем мым территориальные претензии к этой стране. 1973 г. последовало подписание договора между Запад-)й Германией и Чехословакией. Его стержнем было >ъявление мюнхенского сговора 1938 г. недействитель- >im с самого начала.

Путем установления в 1971 г. четырехстороннего со- [ашения СССР, США, Англии и Франции отчасти раз­бился спорный западноберлинский вопрос. Великие >ржавы заявили, что Западный Берлин не принадлежит РГ и последняя должна свернуть там политическую >ятельность.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновле- *е советско-американских встреч на высшем уровне, ходе их были достигнуты первые соглашения об отра­жениях в наращивании стратегических вооружений

1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подзем- >ix испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен >говор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудова­ние одной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по без­опасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписан­ные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав че­ловека, равноправие народов, взаимовыгодное сотруд­ничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопас­ности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)

Москва расценила Хельсинкское соглашение не толь­ко как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим за­вершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммуниз­ма» потерпела поражение. Но последующие события по­казали, что это было самообманом брежневской админи­страции. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.

В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политиче­ские, экономические и культурные связи между страна­ми Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешне­торговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.

Американские стратеги, публично рассуждая о необ­ходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель эко­номического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказа­лось неспособным переступить через сложившиеся сте­реотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно игра­ло на руку натовским «ястребам».

70-е годы были временем самых интенсивных советских уси­лий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фак­тически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда по качеству) танков, самолетов, подводных ло-

I

док, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных по­литиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о «со­ветской угрозе» и катастрофическим образом отражались на эко­номике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на воору­жение были равноценны.

Противоречивые результаты давала и политика бреж­невского руководства в странах «третьего мира». В сере­дине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудни­чество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исто­рической неизбежности «триумфального шествия социа­лизма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Си­рия, Ливия, Эфиопия).

Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветски­ми ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «тре­тьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десят­ками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влия­ния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около *!00 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопро­литную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахаро­ва Л. И. Брежневу (1980).

«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности — об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положе­ния в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продол­жаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи совет­ских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события карди­нально изменили политическое положение в мире. Они постави­ли под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разоритель­ная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в услови­ях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, кото­рые могут выйти из-под контроля».

? В чем заключались требования А. Д. Сахарова? Определи­те внешние и внутренние причины, которые заставили его выдви­нуть это требование. Можно ли, по вашему мнению, считать по­зицию Сахарова гражданской, патриотической?

Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большин­ство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обо­стрение отношений между капиталистическими и социа­листическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой необходимости устано­вило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они не под­падали под соглашения по ОСВ), США в начале следую­щего десятилетия разместили в Западной Европе крыла­тые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон присту­пил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сфор­мулировано и идеологическое обеспечение подобных ми­литаристских действий — доктрина «ограниченной ядер­ной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

Дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государст­венного социализма не могла. Было ясно, что СССР ужо задыхается в безостановочной гонке за ядерным и техно­логическим паритетом.

Новое мышление в международных делах. Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила тра­диционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся прин­ципиальные коррективы в духе провозглашенного к то­му времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления».

Поворот в советской дипломатии диктовался насущ­ной потребностью придать свежий импульс внешней по­литике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разо­рительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого ро­да революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).

Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему:

— отказ от фундаментального вывода о расколе совре­менного мира на две противоположные общественно-по­литические системы (социалистическую и капиталисти­ческую), признание его единым и взаимозависимым;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистичес­кого) интернационализма и признание приоритета обще­человеческих ценностей над любыми другими (классовы­ми, национальными, идеологическими).

Характерной чертой нового этапа советской диплома­тии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президен­тами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключен­ные с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооруже­ний (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в ми­ре — правда, в немалой степени за счет ракетного потен­циала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние пере­говоры по снижению уровня обычных вооружений. В но­ябре 1990 г. было подписано соглашение об их значи­тельном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Воору­женных сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность ожи- иить двусторонние связи и официально признала сущест- иование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов междуна­родной напряженности, локальных вооруженных кон­фликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществ­лен вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявлен­ную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской ар­мии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных прави­тельств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, по­иску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и араб­ских государств.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско- китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских континген- тов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя ве­ликими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о поли­тическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружест­ву. Начался форсированный (и социально не обеспечен­ный) вывод войск с советских баз в Центральной и Вос­точной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там обществен­но-политической обстановки, горбачевская администра­ция ответила экономическим давлением, переведя хозяй­ственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения меж­ду странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-поли­тического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалисти­ческих странах происходит серия народных революций, в резуль­тате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили се­бя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались

|

в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия на почве национально-территориально­го размежевания.

Нашел свое окончательное решение и «германский во­прос». На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собствен­ные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединен­ной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не ис­ключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бей- кера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо- Атлантическим союзом, чем полное членство — по при­меру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были про­ведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика вли­лась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Централь­ной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Европейский союз.

Оставшись без старых союзников и не приобретя но­вых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в русло внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Со­юза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансо­вой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Велико­британия, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основ­ном осела в номенклатурных кругах или прилипла к ру­кам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьез­ной же финансовой помощи не последовало, хотя «се­мерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддерж­ке отдельных союзных республик, поощряя их сепара­тизм, и все меньше верили в политическую дееспособ­ность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. аме­риканский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Листок из книги современных историков. «Романтизм» гор­бачевских внешнеполитических представлений не был поддержан ведущими политиками Запада, оставшимися верными традицион­ным представлениям, что сила (не только военная, но и геополи­тическая, экономическая, идеологическая, дипломатическая), а не «добрая воля» пока еще решает в конечном счете судьбы ми­ра, хотя и диапазон возможностей доброй воли, мирового обще­ственного мнения в последние годы неизмеримо расширился... Горбачев, конечно, этого не хотел, но получилось именно так: когда 5 июля 1991 г. ему вручалась международная Нобелевская премия мира, СССР стоял на грани распада, в нем бушевали по­литические, социальные, межнациональные бури. И люди, разбу­женные перестройкой, уже не хотели следовать в русле выдвину­того новым нобелевским лауреатом положения о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над интересами соци­альными, национальными, политическими, религиозными. И именно эта несостыковка желаемого и действительного во многом породила масштаб, характер, остроту тех проблем и трудностей, которые, доставшись в наследство от СССР, выпали на долю со­временной России».

? Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Объясните значение понятий и выражений: военно- стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.

□ 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируй­те принципы нового политического мышления приме­рами из деятельности советской дипломатии в 1987— 1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отноше­ний? 3. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». 4. Как связаны между собой перестрой­ка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 5. Напишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».




А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

В. Кустодиев. Большевик. 1920 г.

А. Рылов. В голубом просторе. 1918 г.


А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927 г.

Р. Фальк. Красная мебель. 1920 г.

П. Филонов. Рабочий в кепке. 1934 г.


К. Малевич. Девушка с красным древком. 1932—1933 гг.



И. Пуни. Синтетический музыкант. 1921 г.



В. Татлин. Матрос. 1911 г.


В. Татлин. Модель памятника III Интернационалу. Проект. 1919 г.


Доходный дом 3. А. Перцовой в Москве. Архитектор Н. К. Жуков. 1905-1907 гг.

Фрагмент здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Архитекторы В. Ф. Валькот и Л. Н. Кекушев. Керамическое панно художника А. Я. Головина. 1889-1905 гг.

F


Клуб имени Русакова в Москве. Архитектор К. С. Мельников. 1927-1929 гг.


Обелиск покорителям космоса. Москва.


П. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха. 1942



в. Попков. Шинель отца. 1972 г.


СТОКГОЛЬМ


Хельсинки •г Таллин
ПЕТРОГРАД
Вологда Кострома
Вятка

 


Рига Вышний Волочек.

v. n ' '

Елгава Г"-

Ь

C ^JaS^" Л^фронт

Вильнюс

тиг

гТорунь,.

Гродно Минск

7 V Варшав^^/уздпддный

Лодзь _ п * ы М'^^Брест-Литовскл 1 ФРОнт

и

Гомель

/ А %цк

MbUb /ЮГО-ЗАПАДНЫЙ

с 1916 rv Одесса

Львов» Kmpi

flepei

Львов f;' фронт Киев Каменец-

Р У м ы н И Я

БУХАРЕСТ

СООИЯ БОЛГАРИЯ

//

° _ СТАМБУЛ С

Af А н С К А Россия и ее союзники Германия и ее союзники Действия войск России

Действия германо-австрийских войск

Линия наибольшего продвижения русских войск в Восточной Прус­сии в августе 1914г.

zznz: Линия фронта к концу 1914 г.

— = = Линия фронта к концу 1915 г.

Наступление русских войск 22.V-31.VII1916 г. (Брусилов­ский прорыв)

Контрудары противника

Грозный f ^Тбилиси

ofUr*

Эрзурум

ч

я ы \ \

\

^ и я

|',', |', | ]', Линия фронта к концу 1916 г.

Центры забастовочного движе­ния с 1914 г. по февраль 1917 г.

Революционные выступления ^ в армии и на флоте в начале 1917г.

Кинешма
Ярославль
ТвеРь вИо=свк.Шуя.Сормово Казань Владимир. Ковров -Ниж Новгород МОСКВА Орехово- # Ярцево * Коломна * Зуево Кулебаки 9 Касимов Симбирск Бежица тула • Пенза
Брянск
Курск
Саратов
Воронеж
Сумы Г
* Харьков ,„„„„ Подольский Г Кременчуг АВСТРО- Краматорская ВЕНГРИЯ V \ Екатеринослав • ^ • Луганск

^ Царицын

Кривой Рог Горловка ^ ^Новочеркасск N \ Хрумынский^. • Енакиево Г» Л/ ^ ФРОНТ Николаев Таганрог* в" Ростов-на-Дон 1916.0 #Херсон Азов

i-Дону Астрахань ^Ставрополь
Екатеринодар ^ ^ Симферополь с „ Армавир Севастополь Новороссийск Майкоп Пятигорск
Батуми
Ереван РАН

Февральская революция в России 27.II 1917 г. ффф Линия фронта к концу 1917 г.


ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Архангельск

Великий Устюг

ПЕТРОГРАД Череповец

Новгород -Вятка

Ярославль • Кострома

Ниж. Новгород
Казань

Тверь Иваново-Вознесенск

•Вологда

Даугавпилс

D л МОСКВА,

Владимир
Уфа
Минск
• Симбирск щ/ • Самара Сызрань
V и I
Могилев
Рязань
Тула Орел Курск*
Пенза Тамбов
Оренбург Уральск ж • ^ Актюбинск
Саратов
Харьков
Царицын
Екатеринослав а Луганск
АВСТРО- ВЕНГРИЯ
•"Ханская Ставка Астрахань *. 1
\ \

Витебск. с ленск *

Вильнюс

^Калуга

Гродно Варшава

, Люблин 1 * Гомель

Чернигов

Житомир "УК— ^Воронеж

П * <8? Каменец- Подольский

Кишинев Николаев' Таганрог

^ Херсон * У Новочеркасск Одесса Мариуполь Ростов-на-Дону

БУХАРЕСТ
РУ
СТАМБУЛ

1 Бахчисарай Екатеринодар Симферополь

^Ставрополь

Новороссийск * %мавир Майкоп

«Vo^ Хельсинки
СТОКГОЛЬМ <3?
Петрозаводск
Кронштадт о Таллин Валмиера Рига
Пермь • Екатеринбург Челябинск*

т Порт-Петровск Владикавказ ТемирХан-

Тбилиси Шура

Севастополь

Красноводск


 


II Всероссийский съезд Советов -С 25-27.Х 1917 г., ИМПЕРИ

провозгласивший Советскую власть

Установление Советской

власти на местах ^Г вооруженным путем без вооруженной борьбы

Национальные и реги ональные правитель­ства на территории бывшей Российской империи, не признав­шие власти Советско- Самарканд го правительства Основные районы ((щ) вооруженной борь бы

Линии фронтов в 1

ОСМАНСКАЯ
Баку
Ереван
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Петропавловск- Камчатский Александровск
Кустанай Петропавловск • Енисейск у ф * - #Омск # Томск а / Новониколаевск• #Краснояр Актюбинск w. Барнаул l Семипалатинск*" И[ • Перовск
Чита Благовещенск Иркутск * Верхнеудинск Хабаровск
Ташкент, Пишпек ж»х Верный
МОНГОЛИЯ
X о
Владивосток ПЕКИН
Коканд
К И Т А И
Территории, оккупированные: 1— германо-австрийскими войсками 2- королевской Румынией в 1918г.
Границы государств даны на 1914 г.

= конце октября 1917г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: