— углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических программ.
Разрядка в Европе началась с государственного визи-
в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — юзидента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи;ух стран укрепило соглашение о принципах сотрудни- (ства между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.
В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с едеративной Республикой Германии, где к власти пос- > долгого правления блока консервативных партий >ишло социал-демократическое правительство канцле- l В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требова- 1Й к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен 1нцлер добился от JI. И. Брежнева согласия не препят- вовать мирному объединению двух государств на не- щкой земле, если для этого возникнут в будущем соот- тствующие условия.
|
|
Через два года правительство В. Брандта признало JP, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе 1К «советскую зону оккупации». Оба германских госу- LpcTBa были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., РГ признала западные границы Польши, сняв тем мым территориальные претензии к этой стране. 1973 г. последовало подписание договора между Запад-)й Германией и Чехословакией. Его стержнем было >ъявление мюнхенского сговора 1938 г. недействитель- >im с самого начала.
Путем установления в 1971 г. четырехстороннего со- [ашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разбился спорный западноберлинский вопрос. Великие >ржавы заявили, что Западный Берлин не принадлежит РГ и последняя должна свернуть там политическую >ятельность.
Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновле- *е советско-американских встреч на высшем уровне, ходе их были достигнуты первые соглашения об отражениях в наращивании стратегических вооружений
1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подзем- >ix испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен >говор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах.
В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)
|
|
Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммунизма» потерпела поражение. Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.
В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.
Американские стратеги, публично рассуждая о необходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказалось неспособным переступить через сложившиеся стереотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно играло на руку натовским «ястребам».
70-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда по качеству) танков, самолетов, подводных ло-
I |
док, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о «советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.
Противоречивые результаты давала и политика брежневского руководства в странах «третьего мира». В середине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудничество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исторической неизбежности «триумфального шествия социализма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия).
Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветскими ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния.
К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.
|
|
В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около *!00 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.
Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980).
«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности — об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля».
? В чем заключались требования А. Д. Сахарова? Определите внешние и внутренние причины, которые заставили его выдвинуть это требование. Можно ли, по вашему мнению, считать позицию Сахарова гражданской, патриотической?
Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон приступил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.
|
|
Дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государственного социализма не могла. Было ясно, что СССР ужо задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.
Новое мышление в международных делах. Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере внешней политики. Но уже на рубеже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым «нового политического мышления».
Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помощи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).
Основные принципы нового политического мышления сводились к следующему:
— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
— отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Заключенные с США Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.
Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных сил на 500 тыс. человек.
Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская делегация проявила готовность ожи- иить двусторонние связи и официально признала сущест- иование территориального вопроса — о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II Съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.
Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско- китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских континген- тов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения лидеров соцстран, что решения, диктуемые новым политическим мышлением, могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, переведя хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту. Это обострило отношения между странами — членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались
| |
в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия на почве национально-территориального размежевания.
Нашел свое окончательное решение и «германский вопрос». На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев заявил, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО, что положило конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не исключавших, по признанию госсекретаря США Дж. Бей- кера, «возможности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколько более аморфные связи с Северо- Атлантическим союзом, чем полное членство — по примеру Франции, которая связана с НАТО политически, но не в военном плане». В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Европейский союз.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в русло внешней политики стран НАТО.
Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной торговой сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.
Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Листок из книги современных историков. «Романтизм» горбачевских внешнеполитических представлений не был поддержан ведущими политиками Запада, оставшимися верными традиционным представлениям, что сила (не только военная, но и геополитическая, экономическая, идеологическая, дипломатическая), а не «добрая воля» пока еще решает в конечном счете судьбы мира, хотя и диапазон возможностей доброй воли, мирового общественного мнения в последние годы неизмеримо расширился... Горбачев, конечно, этого не хотел, но получилось именно так: когда 5 июля 1991 г. ему вручалась международная Нобелевская премия мира, СССР стоял на грани распада, в нем бушевали политические, социальные, межнациональные бури. И люди, разбуженные перестройкой, уже не хотели следовать в русле выдвинутого новым нобелевским лауреатом положения о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над интересами социальными, национальными, политическими, религиозными. И именно эта несостыковка желаемого и действительного во многом породила масштаб, характер, остроту тех проблем и трудностей, которые, доставшись в наследство от СССР, выпали на долю современной России».
? Как оценивает внешнюю политику М. С. Горбачева автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Объясните значение понятий и выражений: военно- стратегический паритет, ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1.
□ 1. Сравните основные принципы внешней политики СССР в эпоху Брежнева и Горбачева. Конкретизируйте принципы нового политического мышления примерами из деятельности советской дипломатии в 1987— 1991 гг. 2. Какую роль сыграла афганская война в истории СССР? в развитии международных отношений? 3. Закончите заполнение таблицы «СССР в годы перестройки». 4. Как связаны между собой перестройка в СССР и социально-политические изменения в странах Восточной Европы? 5. Напишите эссе на тему «Проблема войны и мира в годы перестройки».
А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.
В. Кустодиев. Большевик. 1920 г. |
А. Рылов. В голубом просторе. 1918 г. |
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927 г.
Р. Фальк. Красная мебель. 1920 г. |
П. Филонов. Рабочий в кепке. 1934 г. |
К. Малевич. Девушка с красным древком. 1932—1933 гг.
И. Пуни. Синтетический музыкант. 1921 г.
В. Татлин. Матрос. 1911 г.
В. Татлин. Модель памятника III Интернационалу. Проект. 1919 г.
Доходный дом 3. А. Перцовой в Москве. Архитектор Н. К. Жуков. 1905-1907 гг. |
Фрагмент здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Архитекторы В. Ф. Валькот и Л. Н. Кекушев. Керамическое панно художника А. Я. Головина. 1889-1905 гг.
F
Клуб имени Русакова в Москве. Архитектор К. С. Мельников. 1927-1929 гг.
Обелиск покорителям космоса. Москва. |
П. Корин. Александр Невский. Средняя часть триптиха. 1942
в. Попков. Шинель отца. 1972 г.
СТОКГОЛЬМ
Хельсинки •г Таллин |
ПЕТРОГРАД |
Вологда Кострома |
Вятка |
Рига Вышний Волочек.
v. n ' '
Елгава Г"-
Ь
C ^JaS^" Л^фронт
Вильнюс
тиг
гТорунь,.
Гродно Минск
7 V Варшав^^/уздпддный
Лодзь _ п * ы М'^^Брест-Литовскл 1 ФРОнт
и
Гомель
/ А %цк
MbUb /ЮГО-ЗАПАДНЫЙ
с 1916 rv Одесса |
Львов» Kmpi
flepei
Львов f;' фронт Киев Каменец-
Р У м ы н И Я
БУХАРЕСТ
СООИЯ БОЛГАРИЯ
//
° _ СТАМБУЛ С
Af А н С К А Россия и ее союзники Германия и ее союзники Действия войск России
Действия германо-австрийских войск
Линия наибольшего продвижения русских войск в Восточной Пруссии в августе 1914г.
zznz: Линия фронта к концу 1914 г.
— = = Линия фронта к концу 1915 г.
Наступление русских войск 22.V-31.VII1916 г. (Брусиловский прорыв)
Контрудары противника
Грозный f ^Тбилиси
ofUr*
Эрзурум
ч
я ы \ \
\
^ и я
|',', |', | ]', Линия фронта к концу 1916 г.
Центры забастовочного движения с 1914 г. по февраль 1917 г.
Революционные выступления ^ в армии и на флоте в начале 1917г.
Кинешма |
Ярославль |
ТвеРь вИо=свк.Шуя.Сормово Казань Владимир. Ковров -Ниж Новгород МОСКВА Орехово- # Ярцево * Коломна * Зуево Кулебаки 9 Касимов Симбирск Бежица тула • Пенза |
Брянск |
Курск |
Саратов |
Воронеж |
Сумы Г |
* Харьков ,„„„„ Подольский Г Кременчуг АВСТРО- Краматорская ВЕНГРИЯ V \ Екатеринослав • ^ • Луганск |
^ Царицын |
Кривой Рог Горловка ^ ^Новочеркасск N \ Хрумынский^. • Енакиево Г» Л/ ^ ФРОНТ Николаев Таганрог* в" Ростов-на-Дон 1916.0 #Херсон Азов |
i-Дону Астрахань ^Ставрополь |
Екатеринодар ^ ^ Симферополь с „ Армавир Севастополь Новороссийск Майкоп Пятигорск |
Батуми |
Ереван РАН |
Февральская революция в России 27.II 1917 г. ффф Линия фронта к концу 1917 г.
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Архангельск
Великий Устюг
ПЕТРОГРАД Череповец
Новгород -Вятка
Ярославль • Кострома
Ниж. Новгород |
Казань |
Тверь Иваново-Вознесенск
•Вологда
Даугавпилс
D л МОСКВА,
Владимир |
Уфа |
Минск |
• Симбирск щ/ • Самара Сызрань |
V и I |
Могилев |
Рязань |
Тула Орел Курск* |
Пенза Тамбов |
Оренбург Уральск ж • ^ Актюбинск |
Саратов |
Харьков |
Царицын |
Екатеринослав а Луганск |
АВСТРО- ВЕНГРИЯ |
•"Ханская Ставка Астрахань *. 1 |
\ \ |
Витебск. с ленск *
Вильнюс
^Калуга
Гродно Варшава
, Люблин 1 * Гомель
Чернигов
Житомир "УК— ^Воронеж
П * <8? Каменец- Подольский
Кишинев Николаев' Таганрог
^ Херсон * У Новочеркасск Одесса Мариуполь Ростов-на-Дону
БУХАРЕСТ |
РУ |
СТАМБУЛ |
1 Бахчисарай Екатеринодар Симферополь
^Ставрополь
Новороссийск * %мавир Майкоп
«Vo^ Хельсинки |
СТОКГОЛЬМ <3? |
Петрозаводск |
Кронштадт о Таллин Валмиера Рига |
Пермь • Екатеринбург Челябинск* |
т Порт-Петровск Владикавказ Темир„Хан-
Тбилиси Шура
Севастополь
Красноводск
II Всероссийский съезд Советов -С 25-27.Х 1917 г., ИМПЕРИ
провозгласивший Советскую власть
Установление Советской
власти на местах ^Г вооруженным путем без вооруженной борьбы
Национальные и реги ональные правительства на территории бывшей Российской империи, не признавшие власти Советско- Самарканд го правительства Основные районы ((щ) вооруженной борь бы
Линии фронтов в 1
ОСМАНСКАЯ |
Баку |
Ереван |
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ |
Петропавловск- Камчатский Александровск |
Кустанай Петропавловск • Енисейск у ф * - #Омск # Томск а / Новониколаевск• #Краснояр Актюбинск w. Барнаул l Семипалатинск*" И[ • Перовск |
Чита Благовещенск Иркутск * Верхнеудинск Хабаровск |
Ташкент, Пишпек ж»х Верный |
МОНГОЛИЯ |
X о |
Владивосток ПЕКИН |
Коканд |
К И Т А И |
Территории, оккупированные: 1— германо-австрийскими войсками 2- королевской Румынией в 1918г. |
Границы государств даны на 1914 г. |
= конце октября 1917г.