Семинар 2. Индустриализация и аграрный вопрос в Российской империи

Семинар 1. Западный империализм и предпосылки мирового военного кризиса (2 часа).

Лекция 9. Капиталистическая мир-система и экономическая конъюнктура (2 часа).

Семинар 4. Модели развития в странах-лидерах индустриализации (2 часа).

Семинар 3. Власть и предпринимательство в Российской империи (2 часа).

Лекция 3. Формирование центро-периферической структуры европейской экономики (2 часа).

Семинар 2. Экономическая политика национальных государств. Меркантилизм (2 часа).

Лекция 2. Становление капиталистической цивилизации в Западной Европе (2 часа).

Семинар 1. Расширение христианского Запада и перерастание заморской торговли в мировой рынок (2 часа).

Лекция 1. Экономические структуры древних цивилизаций и Средневековья (2 часа).

Содержание дисциплины

Формы контроля знаний студентов

Тематический план учебной дисциплины

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны иметь представление о базовых понятиях микро- и макроэкономики в рамках школьного курса обществознания.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении курса «Истории экономических учений»

Название раздела Всего часов Аудиторные часы Самостоя­тельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
  Экономическая история Древнего мира и Средних веков          
  Экономическая история Нового времени          
  Экономическая история Древней России          
  Экономическое развитие крепостнической России          
  Экономическое развитие капиталистической России          
  Мировая экономическая система в начале ХХ в.          
  Экономическое развитие между Первой и Второй мировой войной          
  Экономические системы во второй половине ХХ в.          
  Итого:          
Тип контроля Форма контроля 1 год Параметры **
       
Текущий (неделя) Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 3-6 недели 3-6 недели     Ответы на вопросы на семинарах (устно и письменно)
Контрольная работа   3-я неделя     Проводится по группам в виде теста
Реферат   7-я неделя     Реферат пишется на основе рекомендованного списка литературы, примерный объем реферата 2800 - 3000 слов (не считая титульного листа и списка литературы!). Интервал - 1,5. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце реферата.
Промежу­точный Зачет +       Письменный зачет 60 минут
Итоговый Экзамен   +     Письменный экзамен 70 минут

5.1 Критерии оценки знаний, навыков

При выполнении заданий промежуточного и итогового контроля студент должен продемонстрировать компетенции, указанные в разделе 3 данной программы в сопоставлении с упоминаемой там же той или иной формой контроля.

Написание реферата является обязательным.

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он оценивается максимально в 10 баллов.

Реферат должен содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается толькота литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем реферата – 2800- 3000 слов (шрифт Times, размер 12, интервал 1,5). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.

Рефераты оцениваются по следующим критериям:

- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, не засчитывается.

- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

- способность сформулировать проблему;

- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

- четкость и содержательность выводов.

5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Формирование промежуточной оценки за 1 модуль:

Опромежуточная = 0,5·Отекущая 1 модуля + 0,5·Опромежуточный зачет

Где Отекущая 1 модуля рассчитывается за работу на семинарских занятиях, оценке подлежит аудиторная работа.

Формирование результирующей оценки за два модуля:

Орезульт = 0,3·Осеминары 1+2 мод. + 0,2·Озачет + 0,1·Ореферат + 0,4 · Оэкзамен

Способ округления результирующей оценки – арифметический, в большую сторону.

На пересдаче студенту НЕ предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль и аудиторную работу.

МОДУЛЬ 1 (28 часов, лекции - 20 часов, семинары - 8 часов).

Присваивающее и производящее хозяйство; общественное разделение труда; оседлость и кочевничество.Основные признаки цивилизаций. Великие исторические реки. Имперский тип воспроизводства. Колонизация Средиземноморья: полисы, рынки, империи. Восточные цивилизации и торговые пути Старого Света. Европейский феодализм. Развитие денежного обращения и финансовых институтов на Востоке и Западе. Пассивный баланс Запада в экономическом обмене с Востоком.

1. Европейский феодализм и обособление цивилизации христианского Запада.

2. Товарные потоки и методы торговли на средневековом Западе: левантийское направление и Ганза.

3. Факторы заокеанской экспансии и главные территориальные захваты западных держав.

4. Расширение ассортимента и масштабов торговли и образование мирового рынка.

5. “Революция цен”.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Учебник для бакалавров. М.:Юрайт. – 2014. Главы 5, 6.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. М. РОССПЭН, 2001. Главы 3, 5.

Экономическая история. Хрестоматия. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. Раздел 1. Тема 3.

Сельская и городская экономика христианского Запада. Ярмарки. Вольные города - лидеры ремесла, торговли и банковского дела. Подъем среднего класса. Предпринимательство как форма вертикальной мобильности. Возрождение и Реформация: оправдание богатства и «дух капитализма». Возникновение мануфактур. Первые мировые биржевые центры.

1. Великодержавные претензии европейских монархий.

2. Монопольные торговые компании.

3. Меркантильные системы французского абсолютизма.

4. Германо-скандинавская Европа и камералистика.

5. Британский меркантилизм: преемственность через революции.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 6, 8.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Глава 6.

Экономический взлет Нидерландов и смещение финансовых центров. Установление европейского баланса. Амстердам - «магазин Европы». Влияние «революции цен» на социально-экономические структуры разных регионов. “Второе издание крепостничества” в странах к востоку от Эльбы.

Лекция 4. Экономическое развитие Древней Руси (2 часа). Природные стихии Великой Русской равнины и их влияние на экономический быт. Воздействие ордынского завоевания на экономические институты. Возвышение Москвы. Централизаторская и закрепостительнаяполитика московских государей. Особенности сословной структуры и городов Московского царства. Колонизация Приуралья и Сибири.

Лекция 5. Реформы Петра I и крепостническая экономическая политика самодержавия (2 часа). Российский меркантилизм. Имперская модернизация: технические и институциональные заимствования (мануфактуры, коллегии и т.д.). Ресурсная база и форсированное создание военной промышленности. Сословное «регулярное государство»; категории крепостного крестьянства и городского населения.

  1. Петровский меркантилизм и фаворитизм.
  2. Дворянская вольность и вельможное предпринимательство.
  3. Эволюция гильдейского купечества и сословное поощрение простонародного предпринимательства.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 11.

Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 3.

Лекция 6. Российская империя как полупериферия (2 часа). Россия как великая военная держава: закрепление на берегах морей, территориальное расширение. Рост внешней торговли и изменение структуры российского экспорта и импорта в XVIII-XIX вв.; факторы превращения в «житницу Европы». Зигзаги промышленного развития империи как отражение сползания на периферию: подъем и упадок уральской металлургии. «Ситцевый капитализм». Эволюция налоговой и денежной систем Российской империи.

Лекция 7. Становление великобританской гегемонии и предпосылки прорыва в индустриальное общество (2 часа). Три яруса капиталистической мир-системы и борьба за гегемонию.Парламентаризмиразвитие капиталистического предпринимательства в Англии: лендлордизм, коммерческий маринизм, мануфактурный протекционизм. Роль Лондонского Сити. Заокеанская экспансия и «революция национального рынка».

1. Базисные инновации промышленного переворота: механизация труда, двигательная сила, конструкционные материалы.

2. Факторы замедленного хода индустриализации во Франции и быстрого промышленного роста США.

3. Роль банков и фондовых рынков в индустриализации.

4. Золотой стандарт и эра фритредерства.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Главы 10, 12.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 7-9, 11.

Лекция 8. Новые претенденты на гегемонию в капиталистической мир-системе: США и Германская империя (2 часа). Превращение США в «рынок-континент» и мировую экономическую державу. Транспортная революция. «Прусский путь» развития в сельском хозяйстве и промышленности. Промышленное опережение Англии и Франции Германской империей.

Хронология периодических промышленных кризисов. Их разрастание до мировых. Грюндерство. Предпосылки и проявления Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Мировой аграрный кризис. Западная полупериферия капиталистической мир-системы.

Лекция 10. Реформы и контрреформы в Российской империи. Консервация крепостного права и сползание на периферию.Великие реформы как попытка модернизации. Пережитки крепостного права и положение крестьянства. Эра фритредерства и влияние Длинной депрессии. Поворот к протекционизму. Железнодорожное строительство, освоение ресурсов окраин и формирование новых промышленных регионов. Привлечение западных капиталов и социальный вопрос.

МОДУЛЬ 2 (32 часа, лекции – 24 часа, семинары – 8 часов)

Лекция 1. Структурные сдвиги в промышленности и экспансия финансового капитала. Инновации и новые отрасли-лидеры в промышленности. Формы монополистической концентрации капитала в Европе и США. Социальный вопрос в Европе и США. Классовые идеологии. Формирование модели тейлоризма-фордизма. Реформы Мейдзи и имперская модернизация Японии.

  1. Экономические предпосылки и идеологические обоснования территориальной экспансии западных держав.
  2. Колониальный раздел Африки, Азии и Океании.
  3. Столкновение великодержавных центров экономической мощи и мировой военный кризис.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 13.

Камерон Р. Краткая экономическая история мира. Главы 11, 12.

Лекция 2. Экономические кризисы и распад Российской империи. Промышленный бум. Западные и восточные узлы внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий. Экономический кризис начала 1900-х и его усугубление в России неудачной войной и революцией. Классовые интересы и формирование политических партий. Думская монархия и предвоенный экономический подъем. Мировая война икрушение Российской империи. Конфронтация «капитализм – социализм».

    1. Железнодорожное и промышленное грюндерство.
    2. «Система Витте».
    3. Аграрный вопрос и столыпинская реформа.
    4. Формирование финансового капитала в Российской империи.

Основная литература:

Гловели Г.Д. Экономическая история. Глава 14, 15.

Экономическая история. Хрестоматия. Раздел 2. Тема 5.

Лекция 3. Первая мировая война и дезинтеграция мировой экономики. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Изменения в великодержавной расстановке сил. Гиперинфляция в Веймарской Германии. Промышленный бум в США.

Автопромышленность и становление мультидивизиональной модели крупной корпорации современного и маркетинга. Частичная стабилизация в Западной Европе.

Лекция 4. Формирование социалистической модели экономики. «Военный коммунизм» и разруха. План ГОЭЛРО и создание Госплана. Новая экономическая политика (НЭП): смычки и «ножницы». Наркомат финансов и советский червонец. Противоречия многоукладности. Борьба за «генеральную линию партии». Дебаты вокруг 1-го пятилетнего плана.

Лекция 5. «Великая депрессия» 1929-1933 и альтернативные пути выхода из нее.

«Великий крах» и «Новый курс» в США. Крушение золотого стандарта и свободы торговли. Апробация моделей «смешанной экономики» в Западной Европе. Экономические аспекты фашизма. Вторая мировая война и превращение США в сверхдержаву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: