Отмена крепостного права. Правовое положение крестьян. Вопрос о земле

Крест.реф.61г., главным её достижением явилась отмена креп.права. Помещичьи крест. составляли менее половины крест-го насел-я страны (23 млн.). Около 30 % их жили в 12 Ц. нечерноземных губ-х и нах-сь на оброке. Были втянуты в рыночные отношения, занимались отходничеством (уходом в города на заработки). Свыше 22 % креп. крест. жило в Ц. чернозем-х губ-х. 18 % крестьян проживало на основной части Украины, остальные – в Поволжье, в Новороссии (Ю.украинские губ-и) и в Приуралье. Огромные терр. РИ (С., Сибирь, Прибалтика, 3.губ-и), не знали крепостничества или уже ликвидировали его к этому времени. Здесь жили гос. крест. (26 млн.). Крест.реф., проводилась по инициативе правительства. В рез-те 19 фев61г. был подписан и 5 марта обнародован «Манифест об освобождении крестьян». Вместе с ним вышли «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и ряд частных «положений», разъясняющих условия освобождения.

Правовое положение крестьян. Отмена крепостного права объявлялась добровольным пожертвованием дворянского сословия. Помещики теряли прежнее право продавать или дарить крестьян. Закон разрешал крестьянам иметь свои органы самоуправления. Сельское общ-во (20 ревизских душ) выбирало на сходах сроком на 3 года: сельских старост и сборщиков податей. Сельские общества объединялись в волости. На волостных сходах избирались волостные старшины, учреждались волостные крестьянские суды. Судьи избирались на волостных сходах, заседали коллегиально (не менее 3-х).

Вопрос о земле. Реф. предполагала передачу в руки крестьян той части помещичьей земли, которая находилась в их обработке, но за выкуп. Повинности временнообязанных крестьян ограничивались законом. Во-первых, повсеместно отменялись все натур.сборы. Так, за высший душевой надел полагалась высшая душевая повинность в виде оброка от 8 до 12 рублей в год. В нечерноземных местностях, где были хорошо развиты крестьянские промыслы, половина этой суммы падала на первую десятину надела, на вторую – 1/4 часть оброчной суммы, а последняя четверть равномерно распределялась на остальные десятины.

Выкупная операция. Помещики и крестьяне «полюбовно» договаривались о выкупе земли, но помещик мог и потребовать выкупа в одностороннем порядке, чего были лишены крестьяне. Помещики, приступая к выкупу, должны были предварительно перевести временнообязанных крестьян с барщины на оброк. Годовой оброк капитализировался из 6 %, то есть исчислялся капитал, который при ежегодной обороте приносил в виде 6 % сумму прежнего годового оброка. После утверждения сделки на землю крестьяне становились собственниками земли. Однако в течение 9 лет они не могли ещё свободно распоряжаться ею. Чтобы освободиться от надела, требовалось согласие общины, которая связывала крестьян круговой порукой в исправном отбывании повинностей. В 1866 г. перешли на выкуп в собственность земель, находившихся в их пользовании, гос.крест. (кроме Сибири, ДальнегоВ). Закон разрешил им, однако, приобрести не более 8 дес. на душу МП в малоземельных губ-х и 15 дес. – в многоземельных районах.

39.Военные реформы 1860–1870–х гг.

Внутренние (отсталость русской армии от армий стран З., обнаружившаяся в Крым.в.) и внешние (появление по соседству с Р.новой милитаризованной бисмарковской Грм) обстоятельства заставили прав-во АII провести воен.реф. Она проводилась в течение 12 лет под руководством воен. министра Д.А. Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе:

1)реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), 2)усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), 3)улучшение системы подготовки военных кадров, 4)введение нового военного устава, 5)проведение военно-судебной реформы.

Были созданы: воен. гимназии и юнкерские училища.

Уставом «О воинской повинности» от 1 янв74г. в Р. вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность (с 21 года). В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Существовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кормильцы престарелых родителей и др.). От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего С. (по физиологическим причинам), народы СрАзии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и не желания давать им оружие). От военной повинности освобождались служители культа. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное).

Срок службы = 6 лет + зачисление в запас на 9 лет (сухопутные войска), или 7 лет + 3 года во флоте. Продолжительность службы, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимназию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а нач.шк. – 4 года. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению образования. Реализацию его обеспечивала реформированная система народ.образ-я. В Р. кроме гос. и церк.школ стали действовать земские и воскресные училища. В гимназии и прогимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий.

40.Реформы 1860–1870–х гг. в области просвещения и печати.

Испытывая необходимость в образованных людях, власть решилась и на реформы в области образ-я.

Преподавание в универах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей как мужчин, так и женщин.

1861г. - введение устава в универах. Университетский устав 1863г., подготовленный министром А.В. Головниным, предоставлял автономию универам.

Вводились выборные должности: ректора, деканов, профессоров.

Профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты не получили права влиять на порядок в университете. Учебная реф.71г. (проект министра просвещения Д.А. Толстого) при участии издателя "Московских ведомостей" М.Н. Каткова.

Суть реформы – во введении в гимназиях классической системы образования. Классическое образование сосредоточивалось на изучении древних языков: латыни и древнегреческого, а также математики, словесности, истории и естествознания. Высокая плата за обучение, трудность и протяженность учебного процесса становились своеобразным регулятором социального состава учащихся. Число недоучившихся гимназистов стало расти, пополняя полуобразованные слои общества. Попасть в универ можно было только окончив классическую гимназию.

В 60–70-е гг. были учреждены гимназии для девушек всех сословий и высшие женские курсы.

В 70-е гг. была разветвлена сеть школ: частные, земские, церковно-приходские, воскресные = основа народ. образ-я. В 1869 г. были учреждены должности инспекторов народных училищ.

Несмотря на все усилия прав-ва народная грамотность стояла на низком уровне.

Изменения в делах печати лишь условно можно назвать реформой: в 1865 г., была смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Духовными вождями два журнала: "Современник" Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова и "Русское слово" Д.И. Писарева. Первый сосредоточивал свое внимание на вопросах пол-х и соц-х. В "Русском слове" "нигилисты" проповедовали полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и "предрассудков", причем в понятие "предрассудков" включались не только религиозные верования, но и семейные "путы" и даже поэзия Пушкина. После 1866 г. выходит несколько указов, которые пересматривают Временные правила. Дела о печати передаются на рассмотрение в судебные палаты, до 1866 г. их рассматривали окружные суды. МВД предоставлялось право запрещать розничную продажу газет и передавать дела о печати не в суд, а в Комитет министров. В 1879 г. Временными правилами генерал-губернаторам разрешалось приостанавливать и прекращать издание газет и журналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: