Романская архитектура Германии

Романская архитектура в Англии

К моменту завоевания Норманнами Англии, островная архитектура прибывала на более архаичной стадии развития. В условиях интенсивного развития, которое первоначально велось местными силами под предводительством вывезенных из Нормандии мастеров, строительные приемы были усовершенствованы, обогатились островной традицией, приобрели своеобразие.

Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Деревянные башни вскоре заменили каменными. Первоначально это были здания кубической формы, в основном двухэтажные.

Храмовые постройки достаточно рано обнаружили своеобразие. Специфической особенностью английского сакрального зодчества было соединение в культовом здании типов монастырского и приходского храмов. Это повлекло за собой изменения в структуре английских церквей, ясно обозначившиеся ХIl веке. В смешанном по типу здании должно было быть достаточно места для прихожан и многочисленного клира. С этой целью увеличивали протяженность нефа и хора, и они становились почти равными друг другу. Вытянутость плана характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали длины более 170 м. Увеличивалась протяженность трансепта. Башня над средокрестием приобретала в связи с этим особую роль: она была призвана слить воедино сильно разметнувшееся в стороны здание. Поэтому величина и внушительность этих башен увеличивалась

Башни – излюбленные элемент английской архитектуры. Из Нормандии пришла композиция двухбашенного западного фасада. Планы английских соборов тяготели к прямоугольным очертаниям. Хор с обходом появился в ХI веке, но распространение получил не всюду. Своды в Англии были в основном в боковых нефах. Тяжелые цилиндрические своды оставляли мало места для световых проемов и поэтому при большой протяженности нефов и в условиях туманной английской атмосферы оказались неприемлемыми: верхний ярус окон в центральном нефе был крайне необходим. В связи с этим зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Но те же потребности вызвали смелое решение. В соборе Дарема боковые нефы в 1096 году были перекрыты ребристыми сводами, а позднее и центральный свод этого собора.

В интерьере соборов внушительность сочетается со стремлением к сложным обработкам и подразделениям. Деление нефа было на три яруса. Но в рамках канонов зодчие добивались необычайного разнообразия.

В наружном облике зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность.

Принято выделять 3 местные школы.

Юго- восток: храмы в Норидже, Сент- Олбансе, Или и Питерборо (грандиозные по размерам);

Запад: собор в Глостере (укороченные неф, массивные круглые опоры, карликовые трифории, крипта, напоминающая самостоятельную церковь);

Север: собор Дарема (экспериментаторский, новаторский дух).

В исполненной противоречий Германии свое место нашел универсализм византийских формул. Он в одинаковой степени воплощал имперские и теократические идеи. Византизирующие образы питали ис- во сторонников императора в Кельне и сторонников папы в Зальцбурге. Византийские формулы позволяли возвыситься над земными контрастами, вобрать в себя мир идеальной утопии, своей сосредоточенностью на человеческом образе передать немецкому ис- ву определенные гуманистические качества.

Политическая борьба наиболее ярко дала о себе знать в культовом строительстве. Разителен контраст между церквами, возведенными в реформированных монастырях (швабское аббатство Хирсау) и знаменитыми «имперскими» соборами (в Шпейне, Майнце и Вормсе).

Немецкие клюнийцы распространяли архаический архитектурный тип. Бавария, Австрия, Нижняя Саксония стойко придерживались строгих монастырских правил. Но в Саксонии хирсауская архитектура столкнулась с местным традициями.

Аскетизму немецких клюнийцев противостояла пышность имперской архитектуры. Собор в Шпейне не раз перестраивался и всегда неизменным оставался лишь план обширной (133 метра) крестообразной базилики с большой криптой, западным притвором и восточным хором, а также фланкированным башням.

Не раз из за пожаров восстанавливали собор в Майнце. Собор имеет двустороннюю направленность. В декоре фасадов присутствует архитектурный декор из ниш и карликовых галерей.

Последний из крупнейших рейнских соборов – Вормский. Он отличается наибольшим единством архитектурного облика. Здание имеет двустороннюю ориентацию. Восточная часть с трансептом завершается плоской стеной, западный хор выступает далеко в перед. Круглые окна – розы говорят о знании зодчими французской готики.

Церковь аббатства Мария – Лах снискала славу классической. Наличие атрия – «парадиза» подчеркнуло восточную ориентацию храма, но с западной стороны церковь завершается вторым хором. Ясные пластические геометризованные объемы, скупой декор. Внутреннее пространство перекрыто крестовыми сводами.

В Кельне получили распространение церкви с трехлепестковым завершением хора. Отличительная черта кельнских церквей – их строгий, но жизнерадостный характер. Стены возведены из светлого розовато – желтого камня. Так же присутствует обильный архитектурный декор и подвижные ритмы силуэтов. Изменилась роль крипт. Реликвии стали выставлять в хоре, так что сооружению крипт стали уделять меньше внимания.

Формы романской архитектуры долго держались в Германии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: