Шраманская эпоха

Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Предисловие

Оглавление

История философии: Учебник для вузов 4M (скачать) (купить) - А. А. Кротов - Д. В. Бугай - Вадим Валерьевич Васильев

Готика, происхождение термина. Проблема периодизации. Новшества в конструкции и декорации готического собора

Романская живопись

Франция

Расцвет живописи во Франции падает на конец Хl – первую половину ХII века. Целостных ансамблей сохранилось мало, в основном это куски и фрагменты.

Центральное произведение – росписи монастырской церкви в Сен – Савен – сюр – Гартамп. Здесь сохранился самый большой ансамбль романских росписей Франции. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. Живопись свободна и вдохновенна. Действие течет то эпизодически величаво, то становится динамическим. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в пределах общего охристого тона. Бог – непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Фигура творца значительна и не лишена благородства. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны.

Роспись крипты – более тщательная, обстоятельная и плотная. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна.

В начале ХII века роспись капеллы приората в Берзе – ла – Виль. Сохранившиеся здесь фрески – важнейший свидетель клюнийского ис – ва.

В фресках церкви Сен Мартен в Ноан – Вике ощутим простонародный дух. Стиль фресок динамичен. У всех персонажей однотипные лица с маленьким ртом, пятнами румянца на щеках, с большими, тесно посаженными глазами, которые смотрят то удивленно, то пугающе строго.

Англия

Монументальная живопись Англии сохранилась в немногих фрагментах, главным образом в сельских церквах Суссекса. Здесь ощутимы отголоски англосаксонского ис – ва, подвергшегося значительной переработке. Уравновешенная композиция, размеренный ритм, изящные движения.

Персонажи на фресках в Корнфорде пребывают в отрешенном состоянии, и вытянутые, графически рассеченные фигуры проплывают как призраки по голубому фону.

Росписи капеллы Сент Гейбриэл в Кентерберийском соборе привнесли в английское ис – во новую, более энергичную струю. Не утратив специфической английской утонченности, изображения обрели внушительность и крепость; четкие контуры сделал фигуры осязаемыми. В живописи отчетливо проступила византизирующая струя английского ис – ва.

Италия

Живопись Италии заняла особое место в ис – ве средневековой Европы. Здесь ощущалось влияние древнехристианского ис – ва, существовали тесные связи с Византией.

Новое слово в ис- ве западного средневековья было сказано во Франции в середине ХII века. Современники назвали новшество новой манерой, потомки назвали готикой.

Время восхождения и расцвета готики – вторая половина ХlI и ХIII век

 Предисловие

 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 Глава 1. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Глава 2. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Раздел II. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 Глава 2. «ДОСОКРАТИКИ»

 Античная философская классика

 Глава 3. СОФИСТЫ И СОКРАТ

 Глава 4. ПЛАТОН

 Глава 5. АРИСТОТЕЛЬ

 Философия эпохи эллинизма

 Глава 6. ЭПИКУР

 Глава 7. Философия стои

 Глава 8. СКЕПТИЦИЗМ

 Глава 9. Философия эпохи империи

 Раздел III. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 Глава 1. ПАТРИСТИКА

 Глава 2. СХОЛАСТИКА

 Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 Раздел V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 Глава 1. БЭКОН

 Глава 2. ДЕКАРТ

 Глава 3. ГОББС

 Глава 4. ПАСКАЛЬ

 Глава 5. СПИНОЗА

 Глава 6. МАЛЬБРАНШ

 Глава 7. ЛОКК

 Глава 8. ЛЕЙБНИЦ

 Глава 9. БЕРКЛИ

 Глава 10. ЮМ

 Глава 11. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

 Глава 12. КАНТ

 Глава 13. ФИХТЕ

 Глава 14. ШЕЛЛИНГ

 Глава 15. ГЕГЕЛЬ

 Раздел VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Глава 1. ШОПЕНГАУЭР

 Глава 2. ФЕЙЕРБАХ

 Глава 3. КЬЕРКЕГОР

 Глава 4. ГЕГЕЛЬЯНСТВО

 Глава 5. МАРКСИЗМ

 Глава 6. Первый позитивизм

 Глава 7. Второй позитивизм

 Глава 8. НЕОКАНТИАНСТВО

 Глава 9. НИЦШЕ

 Глава 10. БЕРГСОН

 Глава 11. ПРАГМАТИЗМ

 Глава 12. ПСИХОАНАЛИЗ

 Глава 13. ГУССЕРЛЬ

 Глава 14. ЯСПЕРС

 Глава 15. ХАЙДЕГГЕР

 Глава 16. CAPТP

 Глава 17. РАССЕЛ

 Глава 18. ВИТГЕНШТЕЙН

 Глава 19. ВЕНСКИЙ КРУЖОК

 Глава 20. Постпозитивизм

 Глава 21. СТРУКТУРАЛИЗМ

 Глава 22. ПОСТМОДЕРНИЗМ

 Глава 23. РОРТИ

 Глава 24. ДЕННЕТ

 Глава 25. СЕРЛ

 Глава 26. ПИНКЕР

 Раздел VII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ...........................................................


Философия — один из самых удивительных феноменов человеческой культуры. Она вырастает на социальной почве и выражает дух эпохи, но неподвластна общественной конъюнктуре. Она поднимает абстрактнейшие вопросы о первоначалах бытия и познания и в то же время помогает ориентироваться в предельно конкретных экзистенциальных ситуациях. Она может быть образцом строгости мысли и вместе с тем иллюстрирует свободу человеческого разума, его независимость от внешних авторитетов.

История философии являет собой галерею интеллектуальных подвигов и провокаций, гениальных прозрений и грандиозных ошибок. Здесь можно встретить буквально все, от всеохватных реконструкций мирового процесса, до анализа нюансов обыденной речи. Авторы этого учебника пытались раскрыть перед читателем все богатство философии, от ее истоков до наших дней. Сегодня в мире настоящий расцвет философии. Он неизбежен и в России. Люди все больше понимают, что именно философия помогает находить свое место в жизни, преодолевать культурную и национальную ограниченность и смягчать разного рода конфликты. И хотя она не в силах устранить все проблемы, она может показывать пути их решения.

Мы надеемся, что эта книга не только станет хорошим пособием для студентов в их предэкзаменационные периоды, но и поможет им полюбить философию и пробудить дух критической рефлексии, свойственный мыслителям прошлого и настоящего. Мы благодарны философскому факультету МГУ им. М. В. Ломоносова за создание благоприятных условий для научной и преподавательской деятельности, одним из результатов которой стал данный учебник. Мы посвящаем его 250-летию нашего университета.

Особенности индийской философии. Зарождение и развитие особого культурного явления, названного в Древней Греции «философией», в Индии тесно связано с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») в Индии назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индийцев о мире богов и мире людей. Первоначально насчитывалось три Веды — это «Риг-веда» — веда гимнов-рич, «Сама-веда» — веда напевов-саманов и «Яждур-веда» — веда жертвенных формул-яджусов; впоследствии к ним была добавлена «Атхарва-веда» — веда магических заклинаний-атхарванов. Корпус ведийской литературы сложился к первой половине 1 -го тысячелетия до н. э., хотя процесс формирования текстов Вед был весьма длительным.

Специфика индийской философской традиции на стадии ее возникновения состояла в том, что, во-первых, творцами и носителями знания выступали представители высшего социального слоя — жрецы-брахманы. Именно они обладали священным знанием Вед и обучали ему представителей двух других сословий — варн (варна — букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев. Эти три варны назывались «дваждырожденными» (под «вторым рождением» подразумевалось обучение), в отличие от четвертой варны — «однорожденных» шудр-слуг, не имевших доступа к знанию. Во-вторых, в отличие от других регионов (например, Китая и Греции), где появление философии фактически совпало с началом теоретической деятельности вообще, индийская философия (анвикшики) оказалась завершением и высшим достижением этой деятельности. В-третьих, философская мысль в древней Индии появилась как следствие и результат брахманских ритуалистических диспутов, проводившихся при дворах и под покровительством местных правителей. В-четвертых, древнеиндийская философия возникла благодаря развитию логики, риторики и искусства аргументации. И, наконец, в-пятых, индийская философская мысль развивалась на основе не только понятий и идей индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан в сер 2-го тысячелетия до н. э. и заложивших основы индийской цивилизации, но и представлений местных народов, населявших Индию до прихода индоариев.

Зарождение аргументации. Основные темы и понятия философии Древней Индии отчасти содержались уже в ведийской литературе (особенно в более поздней ее части — Упанишадах), где ставились вопросы о начале мироздания и о познании. Однако Упанишады, повествуя о мироустройстве, отвечали на вопрос «Что познается?» Попытка же ответа на вопрос «Как познается?» была связана с поздневедийскими (VIII—VI вв. до н. э.) диспутами брахманов в собраниях арбитров (паришад).

Первоначально дискуссии между различными брахманскими школами носили ритуалистический характер, поскольку темой для дебатов выступали вопросы о том, когда и каким образом правильно совершать жертвоприношения богам ведийского пантеона и духам предков. Искусство аргументации проявлялось в умении обосновать то или иное положение и вывести необходимое заключение. Изначальная ориентированность индийской риторики и логики на оппонента и аудиторию впоследствии найдет отражение в текстах собственно философского характера — сутрах и комментариях на сутры, которые будут зачастую выстраиваться по диалогическому принципу. Появление на исторической арене Индии философии как таковой произошло в эпоху странствующих аскетов-учителей, которые отстаивали свои собственные взгляды на устройство мира в противовес традиционным брахманским представлениям.

Шраманы. От диспутов на темы: как поститься перед жертвоприношением богам или как именовать бога в ритуале — оставалось сделать небольшой шаг до вопроса: «Эффективен ли сам ритуал?» — а от обсуждения этой проблемы совсем недалеко до радикального сомнения: «А существуют ли боги, которым приносятся жертвы?» Естественное развитие самих брахманских школ привело к тому, что на рубеже VI/V — V/IV вв. до н. э. появились мыслители и учителя, выдвинувшие принципиально иные (по отношению к традиционным) теории и доктрины. Эти оппоненты брахманов получили наименование «шраманы» (на санскрите), а сама эпоха брожения умов и возникновения новых философско-религиозных течений — шраманской. Шраманы представляли собой крайне неоднородную группу странствующих аскетов, которые в спорах друг с другом и с брахманами-традиционалистами отстаивали свои собственные учения и взгляды. Но, несмотря на значительное разнообразие мнений и позиций, шраманских учителей объединяло то, что все они отрицали, во-первых, ведические жертвоприношения; во-вторых, авторитет Вед как священного знания и, в-третьих, традиционно-брахманское учение о существовании вечной индивидуальной души — атмана, понимаемой в качестве порождения высшей творящей духовной сущности — Брахмана. Кроме того, все шраманы были выходцами из не-брахманских варн (кшатриев, вайшьев и шудр).

Основной круг проблем, который находился в центре дискуссий этих странствующих учителей, включал в себя вопросы о том, что представляет собой этот мир, существует ли иной мир, несет ли человек ответственность за свои поступки, имеет ли смысл аскеза и т. п. В рамках этих дискуссий окончательно сложилось представление о мире как круговороте перерождений (сансара) души и законе морального воздаяния (карма), определяющем цепь перевоплощений живых существ. Эти идеи получили затем широкое распространение во всей индийской философии.

Аджита Кесакамбала. Одним из шраманов был Аджита Кесакамбала, суть воззрений которого заключалась в утверждении, что «человек состоит из четырех великих элементов. Когда приходит время, [его] земля возвращается в тело земли, вода — в тело воды, огонь — в тело огня, ветер — в тело ветра, а чувства — в пространство... Те, кто говорят о существовании [этого мираили другого], пустословят и лгут. Глупые и умные [одинаково] погибают и исчезают с разрушением тела и после смерти не существуют» (10: 272). По сути, все, что есть у человека, — это его тленная телесная оболочка. Поэтому бессмысленно совершать жертвоприношения богам, ибо их не существует. Но точно так же бессмысленным с точки зрения Аджиты являлось совершать добрые дела, поскольку нет воздаяния за благие поступки, как, впрочем, и наказания за дурные. Таким образом, идеи, отстаиваемые Аджита Кесакамбалой, представляют собой индийский вариант материализма.

Пакудха Каччана. Сходными с учением Кесакамбалы по своему радикализму являлись и взгляды другого аскета — Пакудхи Каччаны, учившего: «Имеются семь начал, [никем] не сделанные... Это начало земли, начало воды, начало огня, начало ветра, радость, страдание и одушевляющий принцип — седьмое... Они не движутся, не изменяются, друг с другом не сталкиваются, не являются друг для друга причинами радости, страдания... Поэтому никто не убивает и не заставляет убивать [другого]... И если даже кто-нибудь раскроит [кому-нибудь] острым мечом череп, он не лишит его жизни, ибо удар меча пройдет лишь через «границы» [этих] начал» (10: 273). Если основной тезис Аджиты был: «что душа, то и тело», то Пакудха отстаивает противоположное утверждение: «тело и душа совершенно различны». Поскольку убийство живого существа является разрушением лишь телесной оболочки, то оно не может причинить никакого вреда душе. И поэтому в рамках учения Пакудхи также нет основания для разграничения добрых и дурных дел и, следовательно, нет никакого воздания ни за первые, ни за вторые.

Санджая Белаттхипутта. Этот странствующий учитель, заслуживший характеристику «скользкого угря» у своих оппонентов — буддистов за уклонение от ясной формулировки собственного учения, занимал самую крайнюю позицию среди аскетов-шраманов, поскольку не отстаивал никаких взглядов: «Если ты меня спросишь: «Есть ли другой мир?», — то если бы я считал, что другой мир есть, я бы ответил тебе, что он есть. Но это не мое суждение. Я не считаю, что дело обстоит так, что иначе, что не так, что не не так» (10: 275). Подобным же образом Санджая отвечает и на вопросы относительно не существования иного мира, результатов благих и дурных дел. В рассуждениях Санджаи в отрицательной форме предстает тетралемма (чатушкотика), которая впоследствии будет активно использоваться буддийскими философами и логиками. Тетралемма формулирует четыре возможности: существования, несуществования, того и другого и ни того, ни другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: