Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV. Список основных артефактов




III. Список литературы.

Искусство периода ранней классики.

II. Искусство периода классики.

I. Искусство периода архаики.

V. Список основных артефактов.

IV. Список литературы

1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М.,1981.

2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего,

Ближнего Востока. М., 1978.

3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М.,1986.

4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.

5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.

6. Афанасьева в., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М.,

1976г.

7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов.

Ред. Василевский В. М, 1976 г.

8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.

9. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.:
Искусство, 1987.

10. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства: Сб. статей, М: Наука, 1977.

11. Винкельман И.И. История искусства древности. М., 1933.

12. Гнедич П. История искусств. Репринтное воспроизведение издания 1908г.:В 3 т. Т. 1. Красноярск, 1995.

13. Грифцов Б. Искусство Греции. Пг., 1923.

14. Жуковский В.И. Античное искусство: Рабоч. прогр. Красноярск, 1998.

15. Жуковский В.И. Тайны античных шедевров. Красноярск, 1997.

16. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

17. Колпинский Ю. Искусство Эгейского мира и Др. Греции. М.,1970

18. Соколов Г. Эгейское искусство. М.,1972.

1. Девушка на колеснице. Фреска. Критская культура.

2. Шагающий принц. Рельеф, окрашенный в технике фрески. Критская культура.

3. Так называемая «парижанка». Фреска. Критская культура.

4. Статуэтка богини со змеями. Критская культура.

5. Сосуд с рельефным изображением шествия жрецов. Из Агиа Триады. Критская культура.

6. Рельефная плакетка. Коза с козлятами. Критская культура.

7. Ваза стиля Камарес. Из Феста. Критская культура.

8. Ваза «морского» стиля, с осьминогом. Критская культура.

9. Купольная гробница, так называемая «Сокровищница Атрея». Микенская культура.

10. Надгробная плита над шахтовой гробницей в Микенах. Микенская культура.

11. Заупокойная маска из шахтовой гробницы в Микенах. Микенская культура.

12. «Львиные ворота» в Микенах. Микенская культура.

13. Амфора геометрического стиля. Гомеровский период.




14. Надгробный кратер геометрического стиля. Гомеровский период.

15. Конь. Статуэтка. Гомеровский период.

16. Герой и кентавр. Статуэтка. Гомеровский период.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Искусство периода Архаики (7 – 6 вв. до н.э.)

8 – 6 вв. до н. э. — время формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве. Расширяется торговля, и появляются деньги. Экономическим и политическим центром греческой гражданской общины был город, вокруг которого объединялось население небольшой, как правило, сельской территории. Отсюда специфическое название греческого государства — полис, что означает «город-государство». Рождается понятие «эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей. Особенно такие, как святилище Зевса в Олимпии, где, начиная с 776 г. до н. э., каждые четыре года устраивали знаменитые олимпийские игры. Не меньшее значение (особенно политическое) принадлежало Дельфийскому оракулу и святилищу Аполлона на острове Делосе.

7 в. до н. э. характерен ростом городов и расширением масштабов строительства. С середины столетия появляются постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом монументальных сооружений были храмы, которые были и культовыми и общественными зданиями.

Вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в соотношении частей здания — система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера.



Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Так называемый простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. В амфипростиле колонны находятся и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, где колонны располагаются по всему периметру сооружения (Рис.145).

Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище—целлу. Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием (пронаос), центральное, самое обширное (наос) и опистод – для хранения даров – со входом с заднего фасада.

В процессе формирования греческой архитектуры возник греческий архитектурный ордер. Ордер – в переводе с латинского означает – порядок, то есть определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна, капитель, база) и несомые (архитрав, фриз, карниз в совокупности составляющие антаблемент) Выше антаблемента находится фронтон.

В архитектуре этого периода складывается ордер в двух главных его разновидностях — дорический и ионический.Дорический развивался в основном на Пелопоннесе и в Великой Греции (т. три помещения: переднее - пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное— наос или целла (собственно святилище) и опистодом - со входом с заднего фасада. Сицилии и южной Италии), ионический — в Аттике, в Малой Азии и на островах Эгейского моря. На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура, на формы ионического стиля — архитектура стран Передней Азии (Финикии, ахеменидской Персии). Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие, например, коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне - Васе в Пелопоннесе)

Ордерные части были одинаковыми в обоих стилях и различались лишь в деталях. Так, в дорическом стиле колонны не имели баз, капители были очень просты и состояли из квадратной плиты (абаки) и поддерживающей ее круглой подушки — эхина; фриз делился на прямоугольные, слегка выступающие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы).

В ионическом стиле колонны имели профилированные базы; капитель включала спиралевидные формы — волюты; фриз был гладким в виде ленты (так называемый «зофорный» фриз). Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках и позже формы их были переведены лишь с небольшими изменениями в камень. Дорический стиль отличался особой массивностью своих частей.

К числу ранних сооружений дорического стиля следует отнести храм Геры в Олимпии (конец 7 в. до н. э.) с деревянными колоннами вокруг целлы; храм был перестроен позднее в камне (Рис 146). Примером архаического сооружения, построенного в 6 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе, решенный в виде диптера.

Развитие строительной техники позволило к началу 6 в. до н. э. перейти от строительства храмов из кирпича-сырца к строительству их из камня. Храмы 6 в. до н. э. украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. В 6 в. до н.э. был построен больших размеров храм Аполлона в Коринфе, от которого сохранились семь угловых монолитных колонн. Пропорции колонн тяжелые, капители имеют большой вынос, детали еще не совершенны по форме.

Наиболее полное представление на основании археологических раскопок можно составить об архитектуре храма Артемиды в Эфесе. Это был большой построенный из мрамора диптер с очень своеобразно решенными колоннами, имеющими большие и сильно развитые капители со свисающими вниз волютами.

Колонны опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами. Детали архитектурно-художественной отделки храма Артемиды в Эфесе еще недостаточно изучены, неясно, как они были разработаны в рисунке и пропорциях.

Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая «сокровищница сифносцев» (жителей острова Сифнос), построенная ими в Дельфах и представляющая собой храм антового типа. В ней так же, как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде девушек — кариатид, стоящих на пьедесталах и поддерживающих своими головами капители, на которые опирался антаблемент с зофорным фризом. Применение человеческих фигур в качестве опор (мужчин — атлантов или девушек — кариатид) было довольно редким в греческой архитектуре.

Среди архитектурных сооружений Древней Греции можно выделить как переходный от архаического стиля к классическому храм Посейдона в Пестуме. Хорошо сохранившийся храм построен во второй четверти 5 в. до н. э., но по своему решению он примыкает еще к архаическому стилю. Это большой периптер с 6 колоннами по фасаду и 14 по продольной стороне, выполненный из известняка. Черты архаики проявляются в подчеркнутой тяжеловесности всего сооружения.

Наиболее значительными художественными областями Греции в 6 в. до н. э. были Пелопоннес и в нем — Коринф и Сикион, Аттика, острова Эгейского моря и особенно ионические города на побережье Малой Азии.

Восточное искусство оказало также определенное воздействие и на развитие греческого изобразительного искусства 7 в. до н. э.

В общегреческих святилищах, таких, как Дельфы, Олимпия, в местных храмах раскопки обнаружили большое количество разного рода посвятительных памятников: статуэток, расписных ваз, статуй, рельефов.

Бронзовые статуэтки первой половины 7 в. до н. э., изображающие юношей атлетов, воинов или одетых в пеплос женщин (Рис. 147), показывают, как постепенно плоскостность предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение рук. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прически.

Первые шаги в развитии монументальной греческой скульптуры сделаны были во второй половине 7 в. до н. э на острове Крите, где по преданию работал легендарный скульптор Дедал. Хотя наиболее ранние критские статуи Аполлона, Артемиды и Лето из храма в Дреросе не велики по размеру (60—80 см в высоту), но и в их простом ясном контуре, в скупых обобщенных формах, в строгой уравновешенности частей, фронтальности композиционного построения заложены все черты монументальной архаической скульптуры. В этих статуях нашли отражение характерные типы греческой круглой пластики 7—6 вв. до н. э. Они показывают обнаженного юношу — «куроса» (Рис. 148) и одетую женщину — «кору». Статуи сделаны из тонкого бронзового, прочеканенного по частям металлического листа, набитого когда-то гвоздями на деревянную основу. В том же стиле выполнена еще одна критская женская статуя из известняка

Если в 7 в. до н. э. в области искусства первые места занимали центры Пелопоннеса, островов и Ионии, то теперь со второй четверти 6 в. до н. э. Аттика становится наряду с городами Ионии ведущим центром искусства.

О развитии монументальной пластики в Аттике наглядное представление нам дают несколько богато раскрашенных фронтонов с храмов Акрополя и значительное число посвятительных статуй. Одним из самых ранних фронтонов (560 г. до н. э.) является фронтон из известняка «пороса» со сценой борьбы Геракла с Гидрой.

Стремление пластически передать формы тела выступает и в известной статуе «Мосхофор» (т. е. тельценосец) — посвящение Ромбоса из Афин. Обобщенные, но четко выделяющиеся мускулы рук подчеркиваются облегающей тело одеждой.

Последняя четверть 6 в. до н. э. знаменует собой огромный сдвиг в развитии реалистической трактовки человеческой фигуры в монументальном искусстве. Особое значение при этом получают изучение анатомии и тщательная передача ее.

Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. В 7 в. до н. э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и позже, в 6 в., Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей (Рис. 149).

Содержание росписей на вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентализирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические эпизоды. Примером может служить аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса. Живопись, в отличие от скульптуры, характер которой во многом определялся культовым назначением и технической обработкой блока, гораздо быстрее овладевала реалистической формой.

В течение почти всего 6 в. до н. э. господствует в вазовой росписи силуэтная или «чернофигурная» техника. Эта чисто керамическая техника и изобразительные ее средства во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоин­ствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины.

Прославленным памятником аттического искусства 560 г. до н. э. является чернофигурный кратер «Франсуа» (Рис. 150)

В 530—525 гг. до н. э. появляется новый способ росписи ваз — краснофигурный, т. е. фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком; детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать пиниями разной толщины, т. е. гуще и темнее или светлее.Новая техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать подробно мускулатуру, одежду в мелких складках, узоры по кайму, тонкие пряди волос и мелкие локоны

Заложенная в эпоху архаики основа греческого искусства, а именно стремление к реалистическому воплощению действительности, станет прочным фундаментом развития греческого искусства.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1922; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9621 - | 7579 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.194.83 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.