Планы семинарских занятий

Методические указания студентам

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.

Курс «История Древней Греции и Древнего Рима» изучается на первом курсе. Вам будут читаться лекции по важнейшим проблемам античной цивилизации, а это значит, что многие темы вы будете изучать самостоятельно, в чём и будете отчитываться перед преподавателем в различных формах. Кроме лекций еженедельно у вас будут семинарские занятия. В конце семестра вы будетесдавать экзамен.

Семинарские занятия являются одной из важнейших форм работы со студентами. Проведение этих занятий имеет следующие цели:

- углубление и закрепление знаний по ряду узловых проблем, содержащихся в лекционном курсе;

- привитие студентам навыков самостоятельной работы с различными видами источников, специальной и учебной литературой;

- приобретение ими навыка изложения изученного материала, то есть умения составлять чёткий план по теме, систематизировать материал и делать итоговый вывод;

- освоение техники цитирования источников и научной литературы, оформления научного аппарата (сносок и ссылок).

Следует сразу сказать о трудностях, с которыми неизбежно столкнётся первокурсник на семинарских занятиях. Надо учитывать, что история «Древней Греции и Древнего Рима» преподаётся на первом курсе, когда студенты ещё недостаточно знакомы с основами исследовательского подхода к фактам и основными методами исторической науки. В силу этого перед студентами первого курса стоят две основные задачи: овладение фактическими знаниями и теоретическая подготовка в области исторических методов исследования.

Специфика собственно исторического познания такова, что сами исторические факты, поскольку они принадлежат к прошлой реальности, возможно, добыть только из источников. Поэтому основной задачей семинарских занятий является обучение студентов критическому разбору различных по характеру источников, анализу их с позиций исторической методологии. Работа на семинаре предполагает предварительную самостоятельную подготовку студентов.

Подготовку необходимо начать с изучения важнейших категорий теоретических понятий, которыми пользуется отечественная наука, как-то: типы социальных групп, социум, классы, классообразующая эксплуатация, владение, частная собственность, дробная собственность, способ производства, социальные статусы, сословия, этнос, государство, цивилизация и другие, в соответствии с характером изучаемой темы. Затем следует ознакомиться с общими сведениями об эпохе и стране, для чего нужно прочитать лекционный материал и соответствующие главы в рекомендованной учебной, научной и справочной литературе. После этого можно приступать к следующему, основному этапу работы, изучению источников по теме.

Семинарские занятия проводятся в различных формах, которые постепенно усложняются, в начале это коллективное чтение и комментирование источников, обсуждение отдельных вопросов по заранее заданному материалу. Задания студентам здесь строго конкретны, невелики по объёму, но обязательно требуют самостоятельного поиска, творческого подхода (например, сравнить несколько точек зрения по одному вопросу, уяснив при этом логику рассуждений авторов; показать, какое из мнений представляется наиболее убедительным и почему).

После того, как студенты приобрели некоторые навыки работы с источниками и литературой – преимущественно в конце первого семестра – форма занятия меняется. Начинается подготовка, чтение и обсуждение письменных докладов или рефератов, чаще всего по одному из пунктов плана. Каждый студент обязан либо написать доклад, либо выступить оппонентом и принять участие в его обсуждении. Устное выступление докладчика должно быть строго продумано и занимать не более 10 – 15 минут. Обычно же применяется смешанная форма проведения семинара, когда чтение 1 – 2 докладов и их обсуждение сочетается с опросом прочих студентов по остальным вопросам. Обязательным элементом семинарского занятия является вынесения на обсуждение одной или нескольких дискуссионных проблем. Иногда возможны ролевые игры.

Чтобы все успевать в срок, чтобы знания стали прочными, надо придерживаться следующих правил:

1. На семинарских занятиях старайтесь чаще выступать, делать дополнения. Не бойтесь ошибиться, учитесь аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на доступные вам документы и материалы.

2. В случае пропуска занятий немедленно отчитайтесь, предварительно подготовившись, не дожидаясь официального приглашения.

3. Больше читайте и не только специальную литературу по предмету, но и художественную литературу, делайте выписки интересного материала.

4.Обязательно работайте с картой. Специальных контурных карт для студентов исторических факультетов нет, пользуйтесь «Атласами по истории Древнего мира» для школы.

Методические рекомендации к семинарским занятиям включают в себя темы занятий, планы и рекомендации по их подготовке. К каждой теме дается список обязательной литературы. Кроме того, используйте дополнительную литературу (см. список рекомендованной литературы).

Обратите внимание на работу с научной литературой, научитесь правильно рецензировать монографические исследования.

Рецензия оформляется на форматных листах (не из тетради), скрепляется, в конце указывается фамилия, имя и отчество выполнявшего работу, курс, группа.

Автор, название монографии и выходные данные выносятся в заглавие.

Рецензия должна отразить следующее моменты:

1. Чему посвящена книга? (Обозначить основную проблему или проблемы, их актуальность).

2. Структура книги и краткая характеристика содержания по разделам. Выделенные проблемы и основные положения должны сопровождаться указанием страниц, например, «В разделе, посвященном «Трудам и дням» Гесиода, рассмотрен не только рассказ о пяти поколениях, но и картина изображенного в утопическом духе справедливого государства (с. 168 – 193)».

Если приводится цитата из книги, то она берется в «» и в скобках также указывается страница.

Кроме содержания характеризуется наличие или отсутствие примечаний, документальных текстов, иллюстраций, наличие библиографии.

3. Характеристика достоинств и недостатков монографии. В чем вы согласны или не согласны с автором, любое положение должно быть аргументировано. Если подвергаете какое-либо положение критике, то указываете страницу или приводите цитату опять же с указанием страницы.

4. Вывод о монографии в целом, и о возможности ее использования теми или другими категориями читателей.

Обратите внимание на работу с источниками.

Выполнение любой темы семинарского занятия по истории древнего мира предполагает, прежде всего, тщательное изучение исторических источников, так как основой любой научной работы является её источниковедческая база.

«Исторические источники – это сохранившиеся результаты человеческой деятельности прошлого».

Значение и проработка по возможности максимального количества источников по теме обязательны. В первую очередь речь идёт о письменных памятниках («трудах древних авторов»).

Начинать работу над каждой темой семинарского занятия необходимо с ознакомления с учебниками, лекцией и методическими рекомендациями к изучению данной темы. Таким образом, студент получает общие сведения и представление об эпохе, стране, источниках. Затем следует ознакомление с источниками – внимательное и вдумчивое чтение и проработка текста письменных источников.

Основное требование – самостоятельный анализ источников.

Целью анализа исторических источников является поиск ответов на вопросы, обозначенные в плане семинарского занятия, и построение студентами собственных выводов по проблемам, выделенным в методических рекомендациях по изучению данной темы.

Студент должен уметь характеризовать использованные источники, т.е. научиться анализировать, сопоставлять, оценивать различные по характеру источники: сочинения античных авторов разных жанров (историков, географов, юристов, философов, мемуаристов, поэтов, драматургов и т.д.), а также документальные материалы (государственные акты: постановления сената, судебники, законодательные акты, законы, принятые комициями, распоряжения императоров и т.д.), установления городских властей, коллективные и частные реляции, письма, посвящения, и делать на основании этого анализа выводы по важнейшим проблемам исторического развития древних обществ.

Важной задачей источниковедения является установление степени достоверности, заключающейся в источниках информации.

Студенту следует научиться использовать свидетельства документа не изолированно, а в контексте. Поэтому целесообразно при чтении исторического источника подбирать материал сразу по всем пунктам плана семинарского занятия.

При рассмотрении каждого памятника нужно учитывать время и условия его возникновения.

При характеристике источников необходимо выяснить, когда, кем, для чего были написаны и какова позиция автора источника, его политические взгляды, мировоззрения. Оценка источника требует выяснения его возможных первоисточников. Кроме того, при оценке исторического источника следует отметить тип этого документа и его отличие от связного повествования об изучаемом обществе; указать, какие стороны общественной жизни он отражает (экономическую, политическую, социальную и т.п.). Желательно определить, в чём особая ценность сведений, содержащихся в источнике.

Необходимо выяснить позицию автора источника, его политические взгляды, мировоззрения.

Только критическое отношение к историческим источникам и комплексное их использование обеспечивают плодотворность источниковедческой работы, а вместе с тем и исторические исследования.

Рекомендуется прибегать к разным методам исследования источников: широкое сопоставление данных в рамках одного документа; сравнительный анализ данных, заимствованных из самых различных документов.

Если исследование темы семинарского занятия базируется на основании двух или нескольких источников, очень важно, сравнивая их данные, определить насколько автор каждого из сообщений близок времени событий, насколько они были осведомлены о них, какими материалами и соображениями могли пользоваться, какие обстоятельства могли наложить отпечаток на освещение ими событий; установить, какой из источников содержит больший материал по исследуемым вопросам и почему; отметить, где они освещают события одинаково, в чём расходятся. Подумать о причинах этих расхождений и попытаться ответить, какова степень достоверности каждого из этих источников.

Из «текста древних авторов» извлекаются только те свидетельства, которые так или иначе связаны с темой семинарского занятия.

Документы можно цитировать, пересказывать, но в любом случае цитируемый текст должен быть кратким и отражать тот или иной аспект темы занятия. Каждая выписка должна иметь точную ссылку на источник (т.е. издание, в котором этот источник опубликован). Так, в «Илиаде» и «Одиссее» указываются номера песни и стихотворных строк (например, «Илиада», VII, 473 – 475). Сочинения античных авторов делятся на книги или главы и параграфы (например, Аристотель, Афинская полития, II, 2). Если источник не разделён на параграфы, можно указать страницу практикума или хрестоматии, где он опубликован.

На определённом этапе работы нужно свести воедино итоги аналитического рассмотрения источника, чтобы самостоятельно дать ему оценку и определить его место в исторической действительности.

Изучение каждой темы семинарского занятия требует привлечения большого материала, который необходимо подготовить для последующего обобщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: