Тематический план и содержание учебного модуля
Объем учебного модуля и виды учебной работы
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- основные характеристики политического, социально-экономического, культурного развития Древней Греции и Древнего Рима (ПК-1);
- движущие силы и закономерности исторического развития Древней Греции и Древнего Рима (ПК-5);
- механизм функционирования политической системы античных обществ (ПК-5);
уметь:
- анализировать исторические события и процессы, выявлять причинно-следственные связи исторических процессов в эпоху античности (ПК-1);
- определять место и роль человека в историческом процессе и политической организации античных обществ (ПК-5);
- оценивать роль насилия и ненасилия в истории античных государств (ПК-5);
- выявлять политический аспект социально-экономических событий, процессов в Древней Греции и Древнем Риме (ПК-5);
- классифицировать и анализировать исторические источники по античной истории для получения из них достоверной информации (ПК-6);
|
|
- определять круг источников, необходимых для получения полной, достоверной и актуальной информации по профилю деятельности организации; оперативно реагировать на информационные потребности организации (ПК-12);
владеть:
- способами использования знаний по истории Древней Греции и Древнего Рима при решении профессиональных задач в различной направленности (ПК-1);
- навыками формирования собственной позиции по проблемам истории античных государств (ПК-5);
- навыками работы с различными видами источников, в том числе с электронными информационными ресурсами, отбора и оценки достоверности информации по истории античности, необходимой для решения профессиональных задач в различных областях деятельности (ПК-15).
4. Структура и содержание модуля «История Древней Греции и Древнего Рима»
Вид учебной работы | Объемчасов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180/5 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | 18 |
практические (семинарские) занятия | 36 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским занятиям | 56 |
подготовка учебных проектов | 32 |
Подготовка к экзамену | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов/зачетных единиц | Формируемые компетенции |
История Древней Греции и Древнего Рима | |||
Раздел 1. | Введение в античность. Древняя Греция. | ||
Тема 1. Введение в античную цивилизацию. | Содержание учебного материала | ||
Понятие «история античности». Цивилизации древнего Запада. Геополитическая ситуация. Общество. Античный способ образования социально-дифференцированного общества и государства. Периодизация. Основные типы источников. Историография. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Проблемная лекция | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 8 | ||
Тема 2. Доклассический период в истории Древней Греции. | Содержание учебного материала | ||
История Греции II тысячелетия до н. э. Греция XI – IX вв. до н. э. Архаическая Греция VIII – VI вв. до н.э. Формирование греческих полисов. Пелопоннес в период архаики. Формирование полиса в Аттике. Полисы других областей Греции. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии по теме «Греция в архаический период» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Тема 3 Классическая Греция V – IV вв. до н.э. | Содержание учебного материала | ||
Греко-персидские войны и их влияние на развитие Гр еции. Экономика Греции в классический период. Социальная структура в классический период. Афинская демократия испартанская олигархия как политические системы V в. до н.э. Пелопонесская война. Кризис полисной системы. Возвышение Македонии. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии по теме «Греция в классический период» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 12 | ||
Тема 4. Греция и Передняя Азия в Эллинистическую эпоху. | Содержание учебного материала | ||
Завоевания Александра Македонского. Держава Селевкидов и эллинистический Египет. Пергамское царство. Македония и Балканская Греции в эллинистический период. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии и защитой рефератов по теме «Греция в эллинистическую эпоху» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 8 | ||
Тема 5. Основные аспекты древнегреческой культуры в архаический, классический и эллинистический периоды. | Содержание учебного материала | ||
Условия развития древнегреческой культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература и театр. Греческая скульптура. Развитие науки и философии. Живопись и искусство глиптики. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии и игры по теме «Древнегреческая культура» | 6 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Раздел 2. | История Древнего Рима. | ||
Тема 1. История Рима в VIII – III вв. до н.э. | Содержание учебного материала | ||
Первые цивилизации в Италии. Рим в царский период. Патриции и плебеи. Рим в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев. Римская цивитас. | ПК-1 ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | 6 | |
Семинарские занятия с элементами дискуссии по теме «Основные проблемы ранней истории Рима. Римская цивитас» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Тема 2. Рим в период поздней республики. | Содержание учебного материала | ||
Борьба Рима и Карфагена за преобладание в Западном Средиземноморье. Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье и превращение его в средиземноморскую державу. Экономика Рима во II – I вв. до н.э. Классовая и социальная структура Рима в период поздней республики. Аграрный вопрос и социальна борьба в Риме во II – начале I в. до н.э. Падение Римской республики. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии по теме «Основные проблемы развития Рима в период поздней республики» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Тема 3. Рим в эпоху империи. | Содержание учебного материала | ||
Принципат Августа. Социально-экономические отношения в Римской империи в I – II вв. н.э. Правление династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Династия Антонинов. «Золотой век Римской империи». Кризис III в.н.э. Поздняя Римская империя.. Падение Западной Римской империи. | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | ||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 4 | ||
Семинарские занятия с элементами дискуссии по теме «Основные проблемы истории Рима в период империи» | 6 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Тема 4. Основные аспекты древнеримской культуры. | Содержание учебного материала | ПК-1 ПК-5 ПК-6 ПК-12 ПК-15 | |
Условия развития древнеримской культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература. Скульптура и живопись Развитие науки и философии. Развитие римского права. Происхождение христианства и его ранняя история. | |||
Семинарские занятия с элементами дискуссии и защитой рефератов по теме «Культура Древнего Рима» | 4 | ||
Самостоятельная работа студента | 10 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Подготовка к экзамену | |||
Всего: | 180/5 |
1) Организация лекций с использованием мультимедийных технологий.
|
|
|
|
2) Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода.
3) Интерактивные способы взаимодействия преподавателя и студентов (дискуссии).
4) Организация ролевых учебных игр.