Минойский Крит и Ахейская Греция: общее и особенное

В чем проявился подъем национального

самосознания русского народа в начале XVII в.?

3. Кого из участников событий Смутного времени можно назвать народными героями? Почему?

4. Какую роль в истории России сыграло избрание Земским собором Михаила Федоровича на престол?


[1] Ответы на билеты смотри на https://www.debryansk.ru/~lpsch/

Особенности и значение минойской (критской) цивилизации.

Центром первой европейской цивилизации, которая достигла блестящего расцвета, стал Крит. Удачное географическое положение острова во многом предопределило своеобразие его исторического пути, способствовало высокому уровню развития общества и господству на море.

К концу эпохи ранней бронзы на Крите отмечается быстрый рост населения и начало его социального расслоения. Постепенно критское общество, достигнув прогресса во всех сферах жизни и деятельности, подошло к эпохе цивилизации.

К 1900 г. До н.э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и просуществовали приблизительно до 1700 г.до н.э. Они стали очагами зарождающейся государственности на Крите. Власть в таком дворце была в руках царя, а сам дворец выступал центром, объединявшим несколько десятков близлежащих поселений с их населением. Все дворцовые комплексы отличает высокий уровень строительного искусства. Эти сооружения демонстрируют новый уровень социальной структуры общества, его политической организации и новых экономических отношений. Археологические находки прямо указывают, что дворцы превратились в административные и экономические центры, управлявшиеся царями. Одной из важнейших функций царя была организация управления обширным дворцовым хозяйством с многочисленными мастерскими, обслуживающими запросы обитателей дворца. Наиболее полно социальная роль дворца как организующего центра проявилась в сфере религии и культа. Расположенный в глубине дворцового комплекса мощеный двор был предназначен для сакральных действий, религиозных церемоний и обрядовых танцев. В критском обществе складывается иерархическая структура: аристократическая элита, свободные общинники, ремесленники, мореходы и рабы. Около 1700 г.до н.э. страшное землетрясение превратило в руины дворцы Кносса, Феста, Маллии, а так же многочисленные поселения Крита. Но эта катастрофа, подведя итог эпохи «старых дворцов», лишь ненадолго приостановила развитие минойской цивилизации.

На месте разрушенных землетрясением «старых дворцов» очень скоро возводятся новые, ещё более громадные, монументальные, роскошные. Эпоха «новых дворцов» (1700-1450 г.до н.э.) – это период расцвета минойской цивилизации, на много опередивший уровень развития остальных районов Эгеиды. Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших кносский дворец со всеми районами острова. Прежде всего, дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи. Одновременно он был сакральным центром государства, местом пребываения жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать т царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собьранный урожай. Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных праздников, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, народных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати.

В эпоху «новых дворцов» в минойском обществе установилось единодержавная монархия с наследственной царской властью. Ее создателем античная традиция считает легендарного царя Миноса. Во главе критского общества стоял царь, считавшийся сыном верховного божества, которого Гомер отождествлял с Зевсом. Супруга царя признавалась дочерью другого бога – Гелиоса. Наследование царской власти осуществлялось по мужской линии: трон переходил к старшему в роде, от брата к брату. Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, а вера в сверхъестественные способности правителя являлась гарантией процветания страны. Античная традиция приписывает царю Миносу создание первого законодательства, поэтому в античном мире он получил славу справедливого и мудрого судьи. Свод законов был записан на медных досках и выставлен для всеобщего обозрения.

Надо отметить, что одновременно с возникновением «новых дворцов» начался бурный процесс урбанизации, появления городов. Цари Крита покровительствовали развитию торговли. Экономическое могущество державы давало возможность правителю Крита иметь не только сухопутную армию, но и сильный флот, который позволил установить «талассократию Миноса», то есть морское владычество Крита в Эгеиде. Важнейшей задачей военного флота минойцев была охрана морских путей в восточном Средиземноморье от пиратов, грабивших торговые суда. Благодаря флоту, повелителю Крита удалось не только господствовать над островами, но и подчинить многие области на Балканском полуострове и даже проникнуть в южную Италию, на Сардинию, Пиренейский полуостров и Сицилию, где, согласно мифам, во время одного из походов знаменитый Минос и погиб. Могущество Критской морской державы нашло отражение в ее культуре. Прежде всего, олицетворением величия государства становятся дворцы.

Однако расцвет минойского общества был непродолжительным. На Крит и острова Эгейского моря регулярно обрушивались землетрясения приводившие к серьёзным разрушениям и жертвам, огромному экономическому ущербу. Однако колоссальная катастрофа, вызванная страшным извержением вулкана на острове Санторин стала гибельной для всех дворцовых центров на Крите, а толстый слой пепла уничтожил все посевы и растения. Через длительное время возродился только Кносский дворец, который стал резиденцией новой Ахейской династии, подчинившей себе пришедшее в упадок некогда могущественное государство.

3.Гомеровский период в истории Греции.

Темные века. Поэмы Гомера.

Период с 11 – 9 в.до н.э., следующий за эпохой падения крито-микенской цивилизации, именуют по разному. Традиционно его называют гомеровским, поскольку поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» являются основным источником по данной эпохе.

Этот период порой называют и «темными веками», потому что сведения об этой эпохе, по сравнению с данными о других этапах развития греческого общества, чрезвычайно скудны.

Дорийское переселение было последним крупным передвижением народов на Балканском полуострове в истории Древней Греции.

В конце XII-Xiв. До н. э. многие районы, обжитые микенцами, обезлюдели.

На новых территориях утвердились принятые у переселенцев общинные родовые структуры. Греческое общество, сделав шаг назад, вернулось к первобытным отношениям. В этих условиях дворцы оказались несовместимы с новым укладом жизни и сошли с исторической арены. Вместе с дворцами оказались ненужными письменность и многие другие достижения микенской культуры.

К предполисному периоду относятся первые свидетельства движения общества по новому пути развития. Изменяется характер погребений.

Начинается железный век в истории Древней Греции. Совершенствуется производство железных орудий труда, которые были прочнее и дешевле бронзовых, к тому же месторождения железной руды встречаются значительно чаще, чем залежи олова и меди.

В X-IX вв. до н.э. преимущественно из железа стали делать военные доспехи и оружие. Уже в Х в. до н.э. Греция становится одним из ведущих производителей изделий из железа в Восточном Средиземноморье.

Воссоздание образа жизни греческого общества по поэмам Гомера, надо иметь в виду, что описанная в «Илиаде» и «Одиссее» историческая действительность была подвергнута поэтом отчасти сознательно, отчасти невольно идеализации. Традиционные формы жизни находят в поэмах наиболее яркое отражение, а о новых, динамично развивающихся явлениях сказано мало.

В гомеровском обществе не осталось и следа от централизации, присущей микенскому обществу. Повсюду утвердились первобытные, патриархальные отношения, базировавшиеся на родовых и семейных связях. Род как самостоятельная ячейка общества уже сошел с исторической арены, и ведущая роль перешла к примитивной сельской общине, называющейся демосом.

Хозяйственная жизнь гомеровского общества уже далека от примитивной организации жизни при родовом строе.В основном это земледелие, использующее различные приемы обработки почвы.

Греки возделывали практически все полевые, садовые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. Помимо земледелия, в гомеровскую эпоху шмрокое распространение получает садоводство. Занимались они и скотоводством, роль которого в хозяйственной жизни древних греков была значительной. Гомер неоднократно говорит о стадах овец, коз, свиней, от которых получали мясо, молоко, сыр, шерсть, а также упоминает быков, без которых невозможно пашенное земледелие.

В то же время упоминания о ремеслах – кузнечном, гончарном, плотницком, кожевенном, ткацком и др. – и ремесленниках встречаются редко. Необычайно ярко, с точно выписанными деталями изображена кузница бога Гефеста. Торговые отношения в греческом обществе оставались неразвитыми. Практиковался прямой обмен одних товаров на другие. Как правило, Ремесленники за изготовление изделия получали либо продукты питания, либо куски бронзы, меди или железа.

Единственными торговцами в эту эпоху были финикийцы – знаменитые во всем мире купцы и мореходы. Торговые контакты были эпизодические.

Основной социально-экономической ячейкой, обеспечивавшей существование натурального хозяйства в др. греческом обществе, выступает патриархальная семья – ойкос. В ее рамках протекала вся жизнь греческого общинника. Главной ценностью была земля, а основой самообеспечения патриархальной семьи – земледелие. В этот период басилеи (т.е. аристократы) уже владеют теменами – крупными земельными наделами. Наглядно об этом свидетельствуют описанные Гомером владения Одиссея. Его жилище больше похоже на крестьянский дом, чем на дворец ахейского царя в микенскую эпоху. Перед входом во «двлрец» красуется самое ценное для крестьянина – большая навозная куча.

Много схожего между басилеем и простолюдином также в хозяйственной деятельности и повседневном поведении.

Конечно, хозяйство аристократа больше по размерам, в доме больше комнат, а в услужении и на различных работах занято немало работников. Есть в ойкосе знатных лиц и рабы. У Одиссея – это пастухи Эвмен и Мелаенфий. В доме Одиссея есть также двенадцать рабынь, а Алкиною помогают в хозяйстве пятьдесят рабынь. В гомеровском обществе рабство только зарождается, оно еще домашнее. Это патриархальное рабство.Рабы пока мало участвуют в производственном процессе ив основном заняты в домашнем хозяйстве, трудятся как подсобные работники рядом с хозяином.

УСТРОЙСТВО ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА ОТРАЖАЛО РЕАЛИИ ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНО Общинных отношений. Повседневная жизнь греков протекала в рамках соседской общины, которая постепенно вытесняла с исторической арены предшествующей ей кровнородственную общину, хотя родовые группы и продолжали играть важную роль. Внутри соседской общины отдельные родовые группы объединялись в филы и фратрии,которые были основными военными и политическими ячейками общины. Фратрия представляла соьой военный отряд, объединявший членов нескольких родов в общине. А несколько фратрий образовали филу.

Социальная структура гомеровского общества была очень сложной. Среди общинников уже нет былого равенства, они разделены на несколько статусных групп, различающихся между собой по правам и происхождению. Основу греческого общества этой эпохи составляют полноправные общинники, которым противостоят те, кто по каким-либо причинам оказался вне общинной организации. В свою очередь, коллектив общины делился на родовую знать и рядовых общинников. В обществе гомеровской Греции уже существовало имущественное неравенство, усложнившее социальные отношения внутри общины.

Реальная власть сосредоточивается в руках самых могущественных представителей родовой знати, которые в поэмах названы басилеями. Басилеи выделялись среди рядовых общинников символами верховной власти: пурпурными одеждами и скипетром. Во время войны басилеи командовали отрядами соплеменников и как военноначальники получали львиную долю добычи. Басилеи, первенствуя среди аристократов, тем не мение делят свою власть со старейшинами отдельных родов.

Исчезают дворцы – исчезают и многие явления духовной культуры.

Вместе с микенскими дворцами осталось в прошлом исскуство настенных росписей и вазописи, отражавшее живое восприятие греками растительного и животного мира. Художественное творчествоэтого периода выглядит довольно примитивным. Искусство опустилось до уровня простого ремесла. Скульптура в этот период представлена терракотовыми и бронзовыми статуэтками,в основном предназначенными для культовых целей.

В «темные века», задолго до утверждения «олимпийской» религии, впервые наиболее полно отраженной в поэме Гомера, возникает греческая языческая религия. В каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. В эту эпоху господство культов местных богов – главная отличительная черта религиозных верований населения Древней Греции. Характерной чертой религиозных верований древних греков в этот период являлся культ предков, в котором важную роль играли погребальные церемонии и игры.

Итак, гомеровский период – это с одной стороны, полный разрыв с традициями дворцовой жизни бронзового века, а с другой – реализация в новых формах того огромного потенциала, который был накоплен греческим обществом в прошлые периоды истории.

4.Греция в эпоху архаики: проблема «архаической революции».

Архаический период истории Греции. Полис –община граждан.Эпоха VIII – VI вв. до н.э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течении этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называют Архаической революцией. Меняется весь облик греческого общества.На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, а полисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.В результате ряда причин в Греции уже в первые века архаической эпохи резко возросла численность населения. Случился настоящий демографический взрыв: за какой-нибудь век население Эллады увеличилось в несколько раз. В результате в нескольких областях Греции возникло такое явление, как стенохория (т.е. «аграрное» перенаселение, приводившее к «земельному голоду»)ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМ ПРОЦЕССОМ, во многом определившим развитие архаической Греции, была урбанизация – градостроительство, становление городского образа жизни. Сами греки, для которых слово «полис»(в значении «город») стало одной из ключевых характеристик всего их бытия, а сформировавшиеся в Греции в эту эпоху небольшие государства с городами в качестве центра получили название полисов. Если к началу архаической эпохи в греческом мире почти не было очагов городской жизни, то к ее концу Греция превратилась воистину в «страну городов», многие из которых (Афины, Коринф, Фивы, Аргос, Милет, Эфес и др.) стали крупнейшими экономическими, политическими, культурными центрами. Города могли образовываться различными способами. Одним из наиболее распространенных был так называемый синойкизм (буквально – «сселение») – слияние в одну политическую единицу нескольких поселений сельского типа, расположенных поблизости друг от друга, на территории одной области. Этот процесс мог сопровождаться реальным переселением жителей нескольких деревень в один город.

Греческий город периода архаики играл роль административного центра для окружающей его территории, а говоря точнее – административно-религиозного центра, поскольку религия в античности была теснейшим образом связана с государственной жизнью. Но одновременно город являлся и важнейшим экономическим центром, средоточием ремесленного производства и торговли. Наличии практически в каждом городе двух центров. Одним из них был акрополь (верхний город) представлявший собой крепость. Располагался обычно на холме либо на на более или менее неприступной скале и обладал комплексом оборонительных сооружений. Акрополь был сердцел города и всего государства: на нем располагались главные храмы, отправлялись основные религиозные культы. Вторым «центром» города являлась возникавшая чаще всего у подножья акрополя Агора – главная городская площадь, где находился рынок и где народ собирался на сход.

Чрезвычайно важные изменения произошли в военном деле. Отныне главным в искусстве войны стало коллективное начало, а важнейшую роль на полях сражений начали играть отряды гоплитав – тяжеловооруженных пехотинцев. В бою гоплиты выступали особым сомкнутым строем – фалангой. Воины становились плечом к плечу в несколько шеренг в сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Подобной живой стене, сметавшая все на своем пути, фаланга в течение века оставалась самым совершенным способом построения войск.

Беднейшие граждане, неспособные приобрести гоплитские доспехи и оружие, во время войны составляли вспомогательные части легковооруженных воинов – гимнетов. Конница, комплектовавшаяся исключительно из представителей аристократии, играла в битвах небольшую роль: кавалеристы в основном должны были защищать фалангу слева и справа во избежание ее окружения.

Наряду с военным искусством развивалось морское дело. У греков появились военные корабли комбинированного парусно-гребного типа. Самой ранней разновидностью таких кораблей была пентеконтера. В VIв. До н.э. на смену пентеконтере пришла триера – корабль с тремя рядами весел (всего до 170 весел) с каждой стороны.

Греков считали величайшими мореходами в тогдашнем мире. Уже в архаическую эпоху с полной ясностью определилась ярко выраженная «морская» ориентация их цивилизации.

Безусловно, все новшества в области градостроительства, в военном и морском деле были бы невозможны, если бы им не сопутствовало быстрое развитие экономики.

Сельскохозяйственное производство по-прежнему базировалось на возделывании культур так называемой «средиземноморской триады» (зерновые, виноград, оливки), а так-же на скотоводстве, игравшем в основном вспомогательную роль.

Значительные изменения происходили в VIII-VIвв. До н.э. в ремесленном производстве, уже отделившемся от сельского хозяйства. Технический прогресс коснулся многих производственных отраслей, например судостроение, добычи и обработки металла. В сфере керамического производства следует отметить расширение ассортимента сосудов. Торговля, в том числе внешняя, способствовала восстановлению связей с древними цивилизациями Востока. Внешнеторговый обмен имел целью прежде всего не сбыт продукции древнегреческих полисов, а напротив, получение из других мест того, что отсутствовало на собственной территории: сырья, ремесленных товаров и продуктов питания, особенно хлеба, в котором греки всегда нуждались.

Весьма важным фактором экономической жизни греческого мира стало появление денег. В начале архаической эпохи в некоторых областях Эллады роль денег играли железные и медные бруски в форме стержней – оболы. Шесть оболов составляли драхму. В VIIв. До н. э. появилась чеканная монета. (Лидия).

К концу архаической эпохи основным металлом для чеканки монет стало серебро.

Архаическую эпоху ознаменовало столь важное событие в истории Эллады, как Великая греческая колонизация, когда греки основали множество городов и поселений на побережье Средиземного и Черного морей.

Развитие колонизационного процесса определяли предпосылки экономического и политического характера. К экономическим предпосылкам следует отнести прежде всего возникший в результате роста населения острый «земельный голод». Часть населения была вынуждена искать средства существования на чужбине. Важным стимулом колонизации греческими полисами ближних территорий было стремление получить доступ к источникам сырья, отсутствующего на родине, и закрепить за Грецией важнейшие торговые пути. Именно поэтому греки основывали не только апойкии – полноценные колонии, сразу становившиеся независимыми полисами, но также и торговые фактории, являвшиеся лишь местами пребывания купцов со своим товаром. Что же касается политических причин колонизации, то важную роль сыграла ожесточенная борьба за власть в полисах архаической эпохи. Зачастую группировке, потерпевшей в этой борьбе поражение, оставалось только одно - покинуть родной город и переселиться на новое место. Колонизация шла в двух основных направлениях – западном и северо-восточном, куда первые колонии были выведены еще в 8 в. до н.э. Южная Италия и Сицилия оказались настолько интенсивно освоены греками, что уже в античной историографии вся эта область получила наименование Великая Греция. Самым крупным и значительным полисом региона являлись Сиракузы, основанные ок. 734г. До н.э. коринфянами. Особую роль в колонизации греками крайнего запада Средиземноморья сыграла Фокея – полис в малоазиатской Ионии, родина многих отличных мореходов. Около 600г. До н.э. фокейцы основали на южном побережье нынешней Франции колонию Массилия (совр. Марсель), ставшую богатым и процветающим городом.

Из колоний Южного Причерноморья самыми значительными были Синопа и Гераклея Понтийская. Восточного – Диоскуриада и Фосис. Западного – Истрия и Одесс. Затем они совершили «прыжок на материк», основав город Ольвия. В 6 в. до н.э. множество поселений греков заняло берега Боспора Кимерийского. Крупнейшим центром античной цивилизации в этом регионе стал Пантикопей (Керч)

Великая греческая колонизация по вполне понятным причинам почти не распространялась на восток и юг. В ходе колонизации греками были заселены и освоены огромные территории. К выбору места для колонии греки подходили очень рационально, учитывали все возможные позитивные и негативные факторы, поэтому в большинстве случаев новые поселения быстро становились процветающими городами. Колонии были типичными полисами, а потому жизнь в них подпадала под те же законы общественного развития, что и полисов Балканской Греции.

В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе играли аристократы – потомки басилеев гомеровского периода и членов других знатных родов. Им принадлежали все рычаги власти. Народные собрания, в которых участвовали рядовые граждане, созывались редко и по большей части лишь утверждали решения, принятые советами, являясь, таким образом, послушным орудием в руках аристократов. Кроме экономических, представители знатных родов имели и другие рычаги для осуществления своей власти. Одним из таких рычагов являлся традиционный авторитет аристократа, который у народа, особенно, в деревне, был непререкаемым. Именно аристократы руководили религиозной жизнью полиса, занимая должности жрецов.

Положение остальной части населения – демоса (народ) было довольно незавидным. Демос в основном находился в различной степени политической и экономической зависимости от аристократов. В некоторых случаях эта зависимость перерастала в настоящее закабаление.

Во второй половине архаической эпохи, особенно в 6в. до н.э. ситуация меняется: аристократы начинают утрачивать свои ведущие позиции. С появлением фаланги падает их роль в войске: гоплины, набиравшиеся в основном из зажиточных земледельцев, сделали аристократическую конницу практически ненужной. Основные массы народа, начинают поднимать голос за свое равноправие. Борьба рядовых граждан в большинстве развитых полисов была обречена на успех. Этому способствовали два важнейших фактора. Во-первых, численное превосходство демоса над аристократией.

Во-торых, отсутствие единства в рядах самих представителей знатных родов.

Борьба за улучшение положения рядовых граждан, за возрастание их политической роли была долгой и нелегкой, к тому же она шла далеко не одинаковыми темпами в разных полисах. На протяжении всей архаической эпохи знать продолжала занимать весьма значимое место в общественной жизни греческого мира. Уже в конце 7-начале6 в. дон.э. во многих полисах демосу удалось добиться запрещения обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятие «гражданин» было противопоставлено понятию «раб», что явилось чрезвычайно важным достижением древнегреческой цивилизации.

Законодатели и тираны

Политическая жизнь в греческих полисах архаической эпохи была чрезвычайно интенсивной, с острыми внутренними конфликтами. Соперничали между собой группировки аристократов. Богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских, вышедшие из простонародья, добивались политического равенства со «старой» знатью.

Для прекращения смут многие города были вынуждены выбирать из своей среды или приглашать со стороны посредников. Так те «примирители» на определенный срок облекались чрезвычайными полномочиями и проводили реформы.

Важнейшим итогом деятельности «посредников-примирителей» стало появление в ряде полисов первых свобод письменных законов, заменивших действовавшее до того традиционное устное право, основанное на обычае. Они ничего не придумывали от себя, а просто письменно фиксировали уже сложившиеся правовые нормы, порой уходящие своими корнями в обычай чуть ли не первобытной эпохи. Греческое законодательство сыграло очень большую роль в становлении цивилизации. Только с момента появления письменных законов можно говорить об окончательном складывании государства. Во многих городах-государствах Эллады даже примирительная деятельность законодателей не смогла прекратить внутренние конфликты. В ряде наиболее развитых греческих полисов устанавливается диктатура «сильных личностей», которые насильственно захватывают власть и правят, не считаясь с законами и органами управления – народным собранием и советом. Такие правители назывались тиранами. Тиранические режимы архаической эпохи в науке называют Старшей тиранией.

7.Политическая жизнь в Афинах в период Греко-персидских войн. Первый Афинский морской союз.

Греко-персидские войны (500-449 гг ВС)

Причины:

· Захват полисов Балканской Греции мог принести персидской казне немало денег (т.к. они были развитыми торгово-ремесленными городами, с высокой культурой и т.п.).

· Также захват Греции обеспечивал полный контроль Персии над всем Вост. Средиземноморьем.

Названы эти кампании войнами, а не войной, т.к. военные действия велись не непрерывно.

5 кампаний:

1. 500-494 гг ВС – восстание Милета и греческих городов М. Азии против персов.

2. 492-490 гг – первое вторжение персов на территорию Греции (Дарий I)

3. 480-479 гг – поход Ксеркса на Грецию

4. 478-459 гг – переход стратегической инициативы к грекам, освобождение греческих городов о-вов Эгейского моря и М. Азии. Усиление афинского военного могущества, Деллосская симмахия.

5. 459-449 гг – военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение г-п войн.

1. Греческие города М. Азии захвачены Киром еще в 40-30 гг VI в. ВС. Вначале их даже не обременяли налогами, но при Дарии I – налоги, повинности, власть в руках персидских ставленников, предпочтение финикийским торговцам.

Первым восстал Милет: в 500 г. – ставленник персов Аристагор понял, что антиперсидские настроения усиливаются, сложил с себя власть, восстановил полисные институты и призвал жителей к вооруженному восстанию. За ним последовали жители многих других ионийских городов (изгнали тиранов и персидские гарнизоны). Восставшие заключили союз. Призыв борьбы с персами также поддержали все города М. Азии. Из Балканской Греции – Спарта отказала в помощи, а Афины послали 20 боевых судов.

Ополчение городов летом 498 г. напало на Сарды (резиденцию малоаз. сатрапа), разрушили город, но не смогли взять Акрополь. В след. году – нанесли поражение финикийской эскадре ок. о. Кипр.

В М. Азию перебросили доп. военные контингенты персов – вначале подавили восстание в греч. городах Кипра и юж. части М. Азии, в полисах в черноморских проливах (Византий, Халкедон, Лампсак и др.)

Союз начал распадаться + персы подкупали многих, лишь бы они вышли из союза.

Поражение греков возле Эфеса, поражение при о. Ладе (495г.). Милет был осажден персами, в 494 г. взят, разрушен, жители проданы в рабство. Вскоре и восстание подавили и в др. городах.

Почему все так закончилось – из-за слабости военно-экономического потенциала греков.

2. Дарий I имел предлог для вторжения в Грецию – наказание Афини и Эретрии, помогавшим ионийцам. Огромная армия, стратегическая инициатива – все у персов.

Сформирован корпус (ок. 30 тыс человек, 600 кораблей). Во главе – Мардоний. Цель – завоевание греч. городов в проливах и на сев. побережье Эгейского моря, подчинение фракийских племен, Македонии, и также (если повезет) захват Балканской Греции. Мардоний хотел укрепить тыл, поэтому восстановил в городах М. Азии полисные органы власти и убрал тиранов.

492 г. – М. переправился через Геллеспонт и начал захват сев. поб-я Эгейского моря. Флот с припасами сопровождал армию. Подчинили южные фракийские племена, о. Фасос, Македонию. НО! ок. мыса Афон флот персов попал в бурю и погибло 300 судов и ок. 20 тыс человек. М. пришлось отвести остатки армии в М. Азию.

Новый поход – формирование большой армии и флота. Во главе – Датис и Артаферн. Советник – Гиппий, бывший тиран, изгнанный из Афин. Решение – переправить армию на кораблях прямым путем в Аттику. Риск – на маловместительных и тихоходных судах большие массы пехоты и конницы переправлять опасно - перегрузка.

Дипломатия – в 491 г. во все полисы Балк. Греции отправили послов с требованием покорности или нейтралитета. Подчинились – Беотия, Фессалия, о. Эгина и др. Аргос – нейтралитет. Спарта и Афины – убили послов. Война неизбежна.

Персы переправили армию на о. Эвбея, где уничтожили Эретрию, а потом высадились в Аттике недалеко от Афин (~ 42 км), в местечке Марафон. Для персов – оч удобно – равнина, можно использ. конницу, флот мог обогнуть мыс Суний и атаковать Афины с моря. Гиппий имел сторонников в Афинах и агитировал в пользу персов. Разногласия стратегов, отказ Спарты в помощи (у них было религ. праздненство в эти дни).

Выдвижение Мильтиада (он был нек. время правителем Херсонеса Фракийского, сталкивался с персами и знал особенности их военной организации). Уговорил коллег-стратегов вести войско к Марафону.

12 сентября 490 г. – Марафонская битва. Мильтиад растянул фалангу (11 тыс) за счет уменьшение плотности рядов в центре, чтобы фланги ее упирались в холмы (и нельзя было зайти армии в тыл). Фронт растянулся на километр. Фалангу также разбили на 3 части для маневренности. Чтобы их не застрелили лучники, последние метры до сближения с противниками греки пробежали. Перс. конница почти не участвовала в битве. Персы прорвали фалангу в центре, но на флангах греки разбили персов, развернулись и ударили по центру перс. армии.

Персы потеряли более 6 тыс воинов, греки – 192 человека. По легенде, после победы в Афины послали скорохода с радостной вестью. Он прибежал на агору, крикнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. В память этого на Олимп. играх установили марафонскую дистанцию (42 км и 192 м – от места сражения до афинской агоры).

Сразу после сражения Мильтиад быстро повел армию в Афины, чтобы успеть до нападения персидского флота.

Победа доказала превосходство греческой военной организации, силу полисов. Греки были лучше организованы и лучше обучены. У персов же возникло много проблем, т.к. начали восставать племена, находившиеся под их властью.

3. Дарий стал готовить новых поход, но умер в 486 г. и его сын Ксеркс еще долго восстанавливал порядок в государстве, подавлял восстания и т.п.

Но справившись с этим, Ксеркс начал строить в Македонии склады для снабжения армии, утвердил более длинный маршрут движения (как у Мардония). У осн. п-ова Акте прорыли 2-км канал для прохода судов (чтобы обезопасить флот). Фессалия и Беотия снова поддерживают Персию, Аргос – нейтралитет. Ксеркс договорился с Карфагеном об атаке Сицилии, чтоб отвлечь Великую Грецию (терр. в р-не Южной Италии).

481 г. – собрана армия персов (не менее 150-200 тыс), флот из 1200 судов. Во главе – сам Ксеркс.

Греки к этому времени прекратили междоусобицы и на конгрессе в Коринфе – союз 31 полиса. Во главе объед. армии и флота – спартанские цари. В Афинах – борьба со сторонниками Гиппия, изгнали остракизмом сторонников Писистратидов (Гиппарха и др.). Борьба 2 группировок: Фемистокл (усиление морского могущества Афин путем строительства 200 триер, расширения гавани, сооружения портовых зданий и т.п.) – активная внешняя политика, наступление (для этого увеличить доходы с Лаврийских серебр. рудников – в рез-те их аренды получили 300 талантов (1т. = 26 кг)). Он предполагал задействовать низшие слои афин. граждан (фетов) – они могли служить на флоте, т.к. туда не нужно дорогое гоплитское снаряжение. Аристид – укрепление гоплитского войска (защищал интересы аристократов), строит-во оборонительных укреплений, более пассивная внешняя политика. Фемистокл победил, Аристида изгнали (потом разрешили вернуться).

Весной 480 г. – Ксеркс начал поход. Персы перешли Геллеспонт по 2 понтонным мостам (причем один разрушился и Ксеркс приказал высечь пролив и бросить в него цепи для усмирения). Прошли все фракийское поб-е и Македонию.

Греки хотели держать оборону у входа в Темпейскую долину (Сев. Фессалия), но опасаясь измены, выбрали рубежом Фермопильское ущелье (единств. дорога из Фессалии в Ср. Грецию). Туда направили отряд 7200 гоплитов (вкл. 300 спартанцев и их царя Леонида).

Греч. флот из 270 триер встал у сев. оконечности о. Эвбея у мыса Артемисий. Армия персов 4 дня штурмовала ущелье, Ксеркс даже вынужден был ввести в дело свою гвардию т.н. «бессмертных». Из-за предательства фессалийца персы прошли по обходной дороге и зашли грекам в тыл. Леонид приказал армии отойти, при нем остался только его отряд и воины из городов Феспий (700 чел.) и Фивы (400 чел.). Все погибли.

Одновременно – битва у Артемисия, ни одна армия не могла одержать победу. Узнав о гибели Леонида, флот отошел к о. Саламин.

Персы прошли ущелье и разорили Аттику, разрушили Афины (жители были заблаговременно эвакуированы). Изначальный план – оборона Коринфского перешейка, Спарта настаивала на переводе флота ближе к армии. Фемистокл предложил дать сражение в Саламинском проливе (корабли греков имели преимущество в скорости и маневренности, хотя из было меньше). Персов дезинформировали об отходе флота от Саламина, и Ксеркс блокировал выходы из пролива.

28 сентября 480 г. – битва при Саламине. Персидский флот был почти уничтожен (3 способа уничт-я кораблей – таран, абордаж, развернуться и сбить весла). Ксеркс вернулся в М. Азию. В Греции остался корпус Мардония (см. выше о нем).

Он отвел войска в Беотию и в 479 г. снова захватил Афины. Около мыса Микале была резервная армия и флот.

479 г. – битва при Платеях под предвод-вом Павсания. Армия персов засыпала колодцы и уничтожила обоз с продовольствием – тяжелая ситуация для греков.

Павсаний ночью приказал центру армии отойти на 20 км к Платеям, затем правый фланг начал отходить, на самом деле маневрируя. Персы начали (как они думали) преследовать греков. Как только часть приблизилась к греч. армии, спартанцы развернули фалангу и ударили по персам. Афинские в это время сражались с греческими наемниками. Они уничтожили лагерь и начали предследовать персов. Мардоний погиб. Арьергард персов даже не успел подойти к месту сражения и поспешил в М. Азию. В тот же день союзная эскадра (во гл. со спарт. царем Леотихидом и афин. стратегом Ксантиппом) уничтожила резервную базу у м. Микале, сожгла бОльшую часть судов.

1. После всех побед – разногласия в союзе. Спарта не хотела далеких походов, особ. с флотом. Афины – наоборот. Споры о судьбе малоаз. городов – Спарта хотела наказать их, а Афины вобоще хотели включить их в союз. Спарта в конце концов покинула союз.

478 г. - Афины заключают новый союз на о. Делос (Делосская симмахия). Почти все союзники имели одни и те же цели, многие имели однотипное демокр. устройство. У союза была общая казна и вооруженные силы (пехота и флот).

С начала – преобладание в союзе Афин. Им передоверили армию, казну и т.п. Союзники предпочитали платить деньги на содержание армии, нежели самим ее организовывать.

Делосская симмахия – 1 Афинский морской союз.

Возрастает напряженность между Афинами и Спартой. Афины создают новую сис-му укреплений (т.н. длинные стены): защита дороги в Пирей, кольцо городских стен, крепостные сооружения вокруг Пирея. Т.о. могли выдержать любую осаду и при этом иметь бесперебойное снабжение.

471 г. – Фемистокл изгнан остракизмом и получил пристанище у Ксеркса. В Афинах возвышение Кимона (сына Мильтиада).

70-е гг V в. – афиняне захв. о-ва Эгейского моря (Скирос и др.), закрепились на фракийском побережье в устье р. Стримон (золотые разработки), в Византии и т.д.

Мн. города Ионии и Карии входят в состав симмахии. По Эгейскому морю можно плавать безопасно теперь.

Ксеркс решает идти против греков с финикийцами (80 судов). Их флот (ок. 350 судов) сосредоточен в устье р. Эвримедонт.

Афинский флот – около Книда (лакедемон. колония в юго-зап. части М.Азии). Из Книда переправились в р-н Ликии.

Тройная битва при Эвримедонте (469 или 468 г.):

2. Афиняне неожиданно напали на персидский флот, те пытались вернуться к своей пехоте, но вынуждены были принять бой (150 судов уничтожены, 200 захвачены).

3. Затем Кимон высадился на берег. Разбил персов наголову, хотя погибло и много афинян.

4. Кимон снова вывел флот в открытое море навстречу финикийцам и уничтожил их эскадру.

Победителям досталась богатая добыча, на эти ср-ва Кимон компенсировал дорогие военные приготовления. Влияние персов в Вост. Средиземн-е поколеблено, восстания в сатрапиях.

Афины еще больше усиливаются. Попытки 2 о-вов – Наксоса (469 г. ВС) и Фасоса (465 г.) выйти из союза (в знак протеста против усиления Афин) заканчиваются тем, что афиняне срыли стены их городских укреплений, запретили им иметь флот, они возместили расходы на эту карательную операцию и выплатили доп. суммы в казну.

5. Укрепление в Афинах влияния ср. класса вызывало недовольство аристократической Спарты. Военное столкновение было неминуемо, но в Спарте вспыхнуло восстание илотов, и они даже обратились к Афинам за помощью. Кимон (проспартанская позиция) и Ареопаг убедили Народное собрание послать отряд в Спарту. Но когда он прибыл на место, спартиаты уже подавили восстание и отослали афинян обратно. Это еще более усилило враждебность. Кимон дискредитирован, его изгнали. К власти пришли Эфиальт и Перикл. Они лишили Ареопаг его влияния на политику.

457 г. - столкновение Афин со Спартой (+Беотия) при Танагре. В том же году при Энофитах афиняне разгромили беотийцев и вернули влияние.

Афиняне принудили к капитуляции Эгину (давний враг). Афинский флот курсировал вокруг побер-я Пелопоннеса, совершая нападения => Малая Пелопонесская война.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: