double arrow

Англосаксонское стихотворение, посвященное руинам римского города

Из инструкции, данной папой Григорием I Великим Августину, отправляющемуся в Англию

Саксонский историк Видукинд Корвейский (Х в.) о появлении саксов в Британии

И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы, прибывшие к саксам, заявили: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить бриттов без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с нашими врагами, то знайте, какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести». Наши праотцы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут с ними в равной мере и в их беде, и в их удачах».

Обрадованные послы вернулись на родину и, сообщив желанное известие, еще более обрадовали своих соотечественников.

Затем в Британию было послано обещанное войско саксов и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество. При осуществлении этого не было больших трудностей, ибо те, до которых уже дошел слух о славе саксов, страшились их и при одном их приближении далеко рассеивались. Враждебными бриттам были племена скоттов и пиктов, и саксы против них повели войну, получив от бриттов все необходимое для жизни. Так саксы пробыли некоторое время в этой стране, пользуясь взаимной дружбой бриттов.




Но когда предводители войска увидели, что земля эта обширна и плодородна, а жители ленивы в деле ведения войны, и что сами жители, да и большая часть саксов не имеют прочных мест для поселения, тогда они послали гонцов, чтобы отозвать большую часть войска, заключили мир со скоттами и пиктами и сообща с последними выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили своей власти.

Храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиваться только истреблением одних идолов. Пусть окропят такие храмы святой водой, построят алтари и поместят мощи (Мощи — сохранившиеся останки святых.), ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто обратить их от служения демонам на служение истинному Богу. Сам народ, видя свои храмы неразрушенными и изъяв из сердца заблуждения, будет тем охотнее стекаться в местах, к которым издавна привык, познавая и поклоняясь при том истинному Богу. И так как язычники имеют обычай приносить в жертву демонам многочисленных быков, то необходимо им заменить и это каким-нибудь торжеством в дни памяти или рождения святых мучеников, которых мощи положены там. Пусть народ строит себе из древесных ветвей шалаши около церквей... и празднует такие дни религиозною трапезой... Когда им будет обеспечено материальное довольство, они легче воспримут и радость духовную.



Каменная диковина — великанов работа. Рок разрушил. Ограда кирпичная. Пали стропила; башни осыпаются; украдены врат забрала, мороз на известке, щели в дощатых — в щепки изгрызены крыши временем; скрыты в могилах, земью взяты зодчие искусные — на века они канули пока не минет сто поколений смертных; стены красно-кирпичные видели, серо-мшаные, держав крушенья; под вихрями выстояли; рухнули высокосводчатые... дух созидательный людей подвигнул; камни окованы кольцами железными, стянуты сутугой столпы и стены. Был изобильный город, бани многие; крыши крутоверхие; крики воинские, пенье в переполненных пиршественных палатах; — судьбы всесильные все переменили: смерти несметные, мор явился, гибель настигала могучих всюду; стогны опустели, стены распались, город сгибнул; в могилу — дружина, в землю — зодчие; разор и разруха, и падает черепица кирпично-красная с кровель сводчатых; и вот — развалины, кучи камня, где сверкали прежде золотом властные, латами ратники знатные, хмельные казной любовались, камениями и серебром, имением драгоценным, мужи дружинные, жемчугом самоцветным, гордые, этим городом в богатой державе. Были каменные покои; и рекою вливались воды в купель кипучие; кирпичной оградой, стенами обставленный источник горячий бил в тех банях, что было удобно...





Сейчас читают про: