Свет знания

Мусульмане и христиане

Мусульманские завоевания

Мир ислама

После смерти Мухаммада во главе мусульманского государства стали ближайшие сподвижники пророка, избранные на собраниях наиболее авторитетных и знатных мусульман. Эти правители именовались по-арабски халифами. Первыми четырьмя халифами (так называемые "праведные халифы") были Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие друг за другом в 632—661 гг. После объединения Аравии в единое государство арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. Византийцы с тревогой наблюдали за усилением арабов и враждебно встретили мусульман, видя в их религии лишь новое еретическое учение. Воинственные же арабы жаждали подтвердить правоту своей веры победой на поле битвы. Они начали завоевание византийских земель, а также владений Иранской державы, государи которой (шахи) также враждовали с мусульманами. Арабская конница во второй половине VII в. невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию. На востоке мусульмане, нанеся поражение иранским шахам, дошли до границ Китая.


'Лев и солнце' - символ Ирана

В 711 г. арабы начинают завоевание Испании. Мусульманское войско состояло всего из 7 тыс. всадников. Разгромив вестготское королевство, мусульмане, не встречая особого сопротивления, покорили почти всю Испанию. Они вторглись даже во Францию. Однако в 732 г. между Пуатье и Туром их разбил франкский государь Карл Мартёлл. Продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.


Арабский халифат в VIII в.

Отношение мусульман к покоренным христианским народам все раннее средневековье было скорее дружественным, чем враждебным. Конечно, в мусульманской державе у приверженцев ислама были преимущества по сравнению с немусульманами, однако христиане и иудеи находились как бы под покровительством властей. Во главе христианских общин оставались главы местной церкви (патриархи, епископы). Христианские общины пользовались самоуправлением и собственными судами. Мусульмане хотели, чтобы христиане жили и решали споры между собой по законам собственной религии. Иноверцы нередко служили у мусульманских владык советниками, врачами и переводчиками.

Отец великого христианского богослова Иоанна Дамаскина был, к примеру, важным вельможей при дворе халифа. Возможно, и сам Иоанн Дамаскин в молодости шел по стопам отца и поступил на службу к халифу в Дамаске. После того как Иоанн Дамаскин постригся в монахи, он сохранил расположение к себе мусульманских властей, у него оставались и влиятельные связи при дворе. Святой Иоанн не раз участвовал в открытых диспутах между мусульманами и христианами во дворце халифа.

Арабы, пришедшие в древние культурные области Передней Азии, первое время выглядели варварами по сравнению с греками, евреями, сирийцами и персами. Однако очень скоро они впитали мудрость этих народов и создали новую, блестящую культуру. Мусульмане переводили много греческих и персидских сочинений на арабский язык, ставший вскоре языком ученых. В начале IX в. при дворе халифа Мамуна была создана целая переводческая школа (Байт ул-хикма, или Дом мудрости). Здесь переводили сочинения греческих мыслителей по всем областям знания. Арабская ученость вскоре достигла небывалых высот. Особенно развито было богословие, алгебра, астрономия, медицина и химия. Мусульмане создали науку о языке (предшественницу современной лингвистики). Они много сделали в области географии и картографии. Географические сочинения писались не только для купцов, чтобы облегчить им поиск выгодных рынков, но и из чистой любознательности. Со?рементая цивилизация восприняла от мусульман многие открытия в мореходстве, военном и торговом деле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: