Кока.
Паша.
Надя.
Ларс.
Владимир Иванович.
Валюша.
Петушок.
Действующие лица.
Виктор Славкин
ВЗРЫВ.
«Серсо»
Пьеса в трёх действиях
Вечер. Пустой бревенчатый дом. Заколоченные снаружи окна. Старинная мебель в чехлах. Запустение. Видно, что в доме никто не живет. Слышен звук мотора. Это к дому подъезжает шина. Хлопанье открываемых дверей голоса. Раздается удар топора, потом ещё уда р, еще... Это снаружи отбивают доски, которыми заколочены окна Несколько ударов— и дверь распахивается настежь.
В дом вваливается компания.
Петушок. Заваливайтесь!.. Это теперь всё моё.
Надя. Ой! Надо же! Одним все, а другим ничего.
Владимир Иванович. (Наде). Разрешите, я баул поставлю. (Берет у нее из рук сумку, ставит у своих ног.)
Петушок. Прошу всех быть как дома.
Валюша. Наконец наш Петушок крылышки расправил! Кто бы мог подумать — У Петюньчика свой дом! Поздновато, правда
Владимир Иванович. Еще все успеем.
|
|
Паша. Сюда тысчонку-две вложить- жить можно.
Петушок. Зачем вкладывать, зачем?
Ларс. Ни в коем случае! Тут ловушка.
Надя. Ларе — это имя или фамилия?
В а л ю ш а (Ларсу). А что вы предлагаете?
Петушок. Имя, имя...
Ларс. Вдохните в себя глубже, вдохните... Чувствуете — воздухец! Сосна. Старое дерево.
Паша. Вот и я говорю, подремонтировать надо. В тысчонку-две можно уложиться.
Петушок. Какая тысчонка, какие две!. Я бы и этого дома не имел, если бы не бабушка. Земля ей пухом.
Надя. У меня тоже бабушка померла. На ее квартиру мне не отдают. Говорят, кооператив не наследуется. Правда, Владимир Иванович?
Владимир Иванович. Задача высшей степени сложности.
Надя. Ой* я такая неумелая!..
В а л ю ш а. Петушок, у тебя же бабушка> еще тогда умерла.
Петушок. А это другая, двоюродная. Елизавета Михайловна. Я ее даже не знал она меня сама разыскала. Оказывается, я последний из нашего рода остался. У нас в роду с рождаемостью не очень.
Ларс. Вложил деньги — все, попался. Всю жизнь будешь ждать процента. Я не вкладываю.
Владимир Иванович. Я тоже. Но- по чисто идейным соображениям.
Петушок. Ну уж это аморализм какой-то!
Владимир Иванович. Ох, чувствую, напродляешь ты здесь род!
В а л ю ш а. Петушку бы пораньше такую хату...
Владимир Иванович. Ха! Пораньше... Ему сорок, но он молодо выглядит.
В а л ю ш а. Петушок у нас хорошо сохранился.
Владимир Иванович. Петушок, тебе сорок, но ты молодо выглядишь!
Ларс. Вам сорок?
Надя. А разве вы не знакомы с Петром Вячеславовичем?
Ларс. В общем, я доволен, что приехав сюда. (Валюше) А ты?
Валюша. Частично. Процентов на сто, не больше.
|
|
Паша подходит к дивану, накрытому чехлом. Снимает чехол.
Паша. Музейная вещь.
Надя. Неужели?!
Паша. Тысячу шестьсот...
Надя. Ой, семнадцатый век!
Паша. Тысячу шестьсот, тысячу семьсот каждый музей за эту вещь даст. (Наде.) Но я и век могу определить. Правда, не с такой степенью точности.
Надя. Вы историк?
Паша. Увлекаюсь.
Надя. Ой, интересно!
Паша. Вообразите себе, Надя, тысяча восемьсот первый год, ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. В кабинет, в котором обычно почивает император Павел I, ночью проникают его офицеры, они будят Павла, тот сначала думает, что это сон, потом все понимает, молит о пощаде, и тут Михаил Зубов, силач, бьет его золотой табакеркой в левый висок. Павел падает и цепляется за ножку дивана — вот этого...
Надя. Этого?!
Паша. Император Павел I называл княгиню Анну Гагарину «улыбочка моя»,
Петушок. Да кладите на диван сумки, кладите. Продавать не собираюсь. Спать буду на тысяча восемьсот первом годе. Надя. А что дальше было с Павлом?
Паша. Его долго не могли оторвать от ножки дивана, потом накинули на шею шарф и задушили.
Надя. До смерти?
Владимир Иванович (осматривая диван). Узковато... Не раскладывается?
В а л ю ш а. Петушок уместится. Он всю жизнь за шкафом на маленьком диванчике проспал. Он теперь куда хочешь впишется. Петушок (Валюте). Тот диванчик за шкафом не такой уж узкий был...
Валюша. Узкий, Петенька, узкий. Поэтому ты на нем и застрял.
Ларс. У меня квартира на одного — ну и что? Я в ней только сплю. Ночлежка — две лоджии, вид на море, отдельный вход, трехнакомнатная.
Надя. У вас тоже кто-то умер?
Ларс. Нет.
Надя. И вам это разрешают?
Ларс. Что?
Надя. Трехкомнатную на одного.
Ларс. Да я в ней почти не бываю.
Петушок. Вчера: вечер, жарко, вывеска мигает — то красный, то зеленый. Где-то часа три. Пустая улица. Ни одной машины — ни с той стороны, ни с этой. И в этой пустоте стоит человек перед светофором и ждет, когда зажжется зеленый свет, чтобы перейти улицу. Он стоит, а тут еще вывеска, и у него то лицо красное, то зеленое... Я дождался, когда его лицо станет красным, подошел к нему и сказал: «Поедемте завтра на дачу». Он позеленел и сказал: «Да».
Паша. А может, действительно запах ромашки ценнее всей этой пыли веков? Откроешь тайну убийства Павла I, а пропустишь время цветения купавы... Правда, когда цветет купава, я прекращаю все исследования.
Надя. Вы натуралист?
Паша. Интересуюсь живой природой.
Владимир Иванович. У меня дома фикус в горшке. От тетки остался. Не люблю комнатные растения, но от тетки остался...
Ларс. Я вообще сразу говорю да. Если мне что-то быстро предлагают, я сразу говорю да.
Надя. А потом?
Ларс. А потом—ес.
Надя (смеется). А потом?
Ларс. А потом си.
Надя. А потом?
Ларс. Потом — «я».
Надя. Вы?!
Ларс. И по-шведски и по-немецки.
Надя. Вы — швед?
Ларс. Я из Прибалтики.
Надя. Ой, не могу — прибалт! (Заходится.)
Петушок. Окна пооткрываем чудно будем спать! На новом месте сны сбываются.
Валюша. Что толку! Я снов все равно не вижу. Засыпаю—черно, просыпаюсь — уже утро. А что ночью было— понятия не имею.
На д я. Ой, а мне всегда одни гадости снятся. Недавно усы мужские приснились. Но без мужчины — одни усы. Жуть!
Владимир Иванович. В следующий раз ложитесь спать с ножницами. Приснились усы, а вы их — чрямс!
Надя. Еще страшней!
Петушок. Надя-Наденька, моя соседка по мусоропроводу. Мы с ней мусор на площадку выносим, так у нас совпадает... Я ей всегда очередь уступаю.
Надя. У меня мусора-то нет. Одни фантики.
Владимир Иванович. Вы сладкое любите?
Надя. Это плохо, да?
Владимир Иванович. У меня для вас конфетка припасена. (Протягивает Наде конфету.) Я тоже люблю сладкое, хотя и являюсь мужчиной с усами.
Надя (взглянув на Владимира Ивановича). Ой!
Владимир Иванович. Что, узнали усы?
|
|
Надя. Похоже...
Владимир Иванович. Хорошо, что нас Петушок сюда вытащил. Сидишь в городе, пыль глотаешь, и в воскресенье тоже. Если кто на дачу не пригласит.
Ларс. «В поле, в лес, на речку!». «Вот моя деревня, вот мой дом родной!»
Надя (Владимиру Ивановичу), Смотри — прибалт! Все лозунги знает.
Петушок (подходит к Владимиру Ивановичу, обнимает за плечи). Вместе работаем, вместе отдыхаем. Курорты, надгробия, памятники... «Петушок и К»
В а л ю ш а (Владимиру Ивановичу). Как там наш Петушок на работе?
Петушок. Да ладно тебе!
В а л ю ш а. Вы же все-таки его начальник.
Владимир Иванович. Ну, начальник — это сильно сказано. Просто Петушок — инженер, а я — старший инженер. Дадут Петушку старшего, мы и сравняемся.
Петушок. Но я и тогда Владимира Ивановича буду звать Владимиром Ивановичем. Потому что он солидный человек.
Валюша. А ты — вечный Петушок, хоть у тебя теперь загородный дом есть.
Владимир Иванович. И вообще, какое имеет значение, кто из нас кто? Мы приехали на отдых. Я—Володя. А кое для кого мечтаю стать и Вовой...
Лapc. А я бы сразу на «ты». Еще в машине, когда сюда ехали, хотел! сказать... Мы же все однолетки.
Паша. Никогда не называй женщину ровесницей. В любом случае это оскорбление.
Надя. Ой, мне уже двадцать шесть, а я такая неумелая!.,
Владимир Иванович. Научим!
Надя. Мои ровесники ни черта не знают. А вы, Паша, по дороге когда i нас сюда везли, так интересно рассказывали про этих художников... ну, про этих французских, которые в леса ушли... как их... я названия всегда не запоминаю... Робинзоны?
Паша. Барбизонцы.
Надя. В жизни бы об этом не узнала! Приеду домой, книжку в библиотеке возьму.
Паша. Избегайте, Надя, библиотечных книг. Особенно по искусству. Нельзя о прекрасном читать на засаленной странице.
Надя. Хорошо вам говорить! Сейчас книги где достанешь? Вы искусствовед?
Паша. Отчасти.
Надя. Какой вы многогранный!
Паша. Я искусствовед, натуралист, историк... А вообще я двери обиваю.
Надя. Какие двери?
Паша. Новоселам. «Фирма «Заря* работает не соря!»
Надя. Шутите...
Паша. Какие шутки! Односторонняя обивка — сиреневенькая, с двух сторон — плюс красненькая. Кроме того, у меня своя клиентура. Петушок, я тебе с двух сторон обил?
|
|
Петушок (орет). Полная звукоизоляция!
Надя. Разве двадцать пять— сиреневенькая?
Петушок. Трешка, я знаю, зеленевенькая.
Паша. Трешку не люблю. Нездоровый цвет. Гнилая зелень. У меня рубль — потом сразу пятерка.
Надя. А как же... барбизонцы?
Паша. Я подарю вам книгу о них. Вы читаете по-французски?
Надя. В школе английский... но очень плохо. «Тейк ит изи энд кип ё смайл».
Паша. Хорошо, попробую на русском достать.
Надя. Не обижайтесь на меня... Я думала, вы искусствовед.
Паша. По образованию я историк, кончил исторический факультет университета. Историю я люблю...
Надя. А двери?
Паша. А двери я... обиваю.
Валюша. Валерка-мастер мне обои год назад клеил. «Хозяйка, — спрашивает, — ты где работаешь?» «В библиотеке», — говорю. «Сколько тебе дают?» Называю зарплату референта по научной литературе. «Иди лучше ко мне в подручные — как в Париже жить будешь».
Паша подходит к стене, на которой висит отрывной календарь. Резко, один за другим, срывает листки. Он как бы ищет среди них нужный ему. И наконец — вот онХ (
Паша (срывая этот листок). Серые начинают и выигрывают — кто сказал? (Бросает листок на пол.)
Петушок (поднимая листок). «Двадцать четвертое декабря 1982 года». Бедная бабушка!..
Паша. Дело не в деньгах. Хотя и в них тоже.
Валюша (глядя на календарь). Новый год через неделю... На Елисейских елка.
Паша. После университета пришлось поработать в одном институте. Поработал-по- работал, походил по коридорам, за столом посидел, вышел на лестничную площадку покурить. Жизнь веселая, а жить скучно. Обмен неравноценный.
Валюша. А диплом не мешает?
Пауза.
Паша. Я и соскользнул. Сколько здесь комнат? (Выходит.)
Лapc. (читает на обороте листка). «Кандидат исторических наук Н. Линдер предлагает решить задачу, привлекшую внимание Луначарского. 1 Белые: король эф-пять,
ферзь це-четыре, слон — аш-два; черные: король б-семь. Мат в три хода».
Петушок (резко). Всем хватит! На каждого отдельная комната!
Владимир Иванович. Что касается меня, я не хотел бы бояться, если и по двое. (Выходит.)
Валюша. Девочки — направо, мальчики — налево. (Тоже выходит.)
Паша (возвращается с бутылкой шампанского). Плывут по Нилу три крокодила, два из них зеленые, цвета трех рублей, а один как пятерка — синенький. И тут из лодки в Нил падает путешественник. Один крокодил бросился на путешественника и съел у него из бокового кармана документы, другой кинулся и — схавал все деньги и драгоценности, зашитые в брюки. А третий сказал: «Я в этом не участвую». И съел путешественника.
Надя. Вы философ?
Паша. Я обойщик дверей.
Надя. Не обижайтесь. Я еще не все понимаю.
Паша. Не обиделся.
Паша подходит к окну, открывает его и разбивает бутылку о наружную стену дома — Пауза.
Ларс. (рассматривая листок календаря) А Что тут Луначарского привлекло? «Мат в три хода»... Мы в два делаем.
Петушок (указывая в окно). Там сад. Плодоносит.
Ларс. Главное в деревьях не плоды, а листья. Без яблок прожить можно, без кислорода— никогда!
Надя. А мне яблоки противопоказаны. У меня от них на шее пятна выступают.
Владимир Иванович. Мы вам с колхозного поля ананасов наворуем.
Паша. Петушок, в сарай загнать машину можно? Он твой?
Петушок (неожиданно горячо). Он — твой!
Паша. В каком смысле?
Петушок. В смысле — конечно, загоняй.
Паша выходит.
Владимир Иванович (Наде). Не хотите выбрать комнату?
Надя. Ой, я на все согласна.
Владимир Иванович. Не говорите так. Я могу потерять к вам интерес.
Надя. Почему?
Валюша. Ты, Надя, не знаешь мужчин.
Надя. Как интересно!..
Владимир Иванович (протягивая Наде руку). Держите меня крепче — лестница крутая. Если упадем, то вместе.
Они поднимаются на антресоли.
Валюша (срывая оставшиеся листки календаря). Двадцать пятое, двадцать шестое, двадцать седьмое, двадцать восьмое, двадцать девятое, тридцатое... Се ту!
Л а р с. Соблюдать правила уличного движения человек должен не для порядка, а для себя сам. Этим он не закрепощается, наоборот, освобождается. При переходе улицы на зеленый свет вы может будете сочинять стихи, решать совсем математические задачи, любить вот женщину... Ваш организм с вами. Он свободен — зеленый свет! А если вы идете весь на красный, все ваши силы, способности, талант внутри — все уходит на то, чтобы на вас никто не наехал. Даже если в этот момент вы думаете в голове совсем о другом, организм занят своим самосохранением, мысль ваша неполноценна. Какой смысл?! (Быстро выходит из дома.)
Пауза.
В а л ю ш а. Что ты задумал?
Петушок. Ничего, Валюша.
Валюша. Я же вижу. Вон ты бледный весь. Зачем ты собрал этот маскарад? Кто они тебе?
Петушок. То же, что и ты.
Валюша. Ах, Петушок, Петушок, прелесть ты моя, молью траченная. Тихонький, нежненький, а женщину умеешь уколоть. Значит, тебе все равно — я или этот шабаш- ник-барбизонец?
Петушок. Паша — любопытный тип. Нестандартный. Ломовые деньги зарабатывает, пускает их на книги, картины... У него дома — музей. Табакерка Бестужева-Мар- линского.
Валюша. Когда ты вчера позвонил, я чуть не ослепла. Пятнадцать лет прошло.
Петушок. Одиннадцать.
Валюша. Когда я была молодая, мне требовался год, чтобы полюбить, и год, чтобы разлюбить. Год я тебя разлюбливала... Ты помнишь, как ты мне сказал то. Надо же слово такое придумать — перспектива.
Петушок. Я потом пошел и напился.
Валюша. Ты поступил как настоящий ДРУГ.
Петушок. Значит, с тех пор ты меня... вообще... совершенно... никак?..
Валюша. Чуть-чуть, иногда и слегка. Посмотрите на нашего Петюньчика — губки надул.
Петушок. Я учился в техническом вузе, слово «перспектива» подвернулось. От волнения.
Валюша. Ах, он волновался, бедняжка!.. А я-то, тетя Мотя толстокожая, трубку бросила... А должна была успокоить: «Ты только не волнуйся, Петушок, не напрягайся, береги свое бледное тельце». Так поступают настоящие женщины?
Петушок. Прекрати!
Валюша. Ты летом никогда не носил рубашки с коротким рукавом, боялся, что все увидят, какие у тебя тоненькие, беленькие ручки. Две плеточки по бокам.
Петушок. Хватит!
Валюша. Шаловливые ручонки.
Петушок. Замолчи!
Валюша. Да ладно. Я потом от мужиков наслушалась разного. Твоя «перспектива» была еще ничего.
Пауза.
Петушок. Рубашки с короткими рукавами я и сейчас не люблю.
Валюша. Странно, у нас дома сто раз аппараты меняли, а ты позвонил вчера, и я услышала старый звук телефонного звонка.
Петушок. Я понял — ничего нет. Кроме того, что уже есть. Вот мы с тобой... у нас в прошлом была история. Владимир Иванович — мы с ним бок о бок за одним столом сидим... Надя — мы с ней мусор в одно время выносим... Паша...
Валюша. А он неплохой парень, твой Паша. Деньги мужику всегда к лицу. (Вы - ходит в сад.)
По лестнице спускается Владимир, Иванович.
Владимир Иванович. Петушок, можно тебя на минутку, я хочу с тобой поговорить. Ты что?
Петушок. Что?
Владимир Иванович. С этой Надей. Она ни сном ни духом. Она даже меня не знает. Ты что?
Петушок. Что?
Владимир Иванович. Надул? Она меня первый раз видит. А ты что сказал? Будто она меня приметила, когда я к тебе на квартиру ходил, увлеклась, просила познакомить... «Увлеклась»... Врал?
Петушок. Она, Владимир Иванович, стесняется — девушка... Погоди немножко. Поухаживай, то да сё...
Владимир Иванович. Не в том возрасте. Ты обещал, я приготовился.
Петушок. К чему?
Владимир Иванович. К тому, что ничего не надо будет делать.
Петушок. Вот и не делай ничего. Уик-энд — отдыхай.
Владимир Иванович. Про какой-то кооператив меня спрашивает: наследуется, не наследуется — откуда я знаю? Чушь какая-то! Ты меня обманул.
Петушок. Ты, знаешь, тоже не святой.
Владимир Иванович. Я тебе что-нибудь обещал?
Петушок. «Вместе работаем, вместе отдыхаем...»
Владимир Иванович. Да! Отдыхаем. Но весело. И с пользой. И не одни! Петушок. Разве ты один?
Владимир Иванович. Лично я теперь один.
Петушок. Ты погоди...
Владимир Иванович. Я уеду.
На антресолях появляется Надя. Она в длинном бабушкином платье цвета чайной розы, с кружевами, воланами, рюшами и прочими старомодными излишествами.
Петушок. А вот и Наденька!
Владимир Иванович. Я уеду!
Петушок (Владимиру Ивановичу). Ты увидишь...
Владимир Иванович. Посмотрел уже. (Уходит.)
Петушок. Ну что, Наденька, понравилось наверху?
Надя. Петр Вячеславович, подайте руку, лестница крутая, (Спускается по лестнице, не слишком умело изображает светскую даму.) Нынче отменная погода, не правда ли?„. Ну, вы меня накололи, Петр Вячеславович.
Петушок. Улыбочка моя... Наколол?
Надя. Я такая доверчивая, такая неопытная... Я поверила вам. Я думала... вы обещали... что он специалист по кооперативным делам, что он поможет, посоветует... Я же ничего не знаю... а он тоже ничего не знает.
Петушок. Проблему жилья мы решим, это я обещаю.
Надя. Нехорошо обманывать бедную девушку. (Снова в образе светской дамы.) С утра мигрень мучала, а потом подагра.
Петушок. Март... Улыбочка моя...
Надя. Меня подруга сегодня на вечер брала, в артиллерическое училище. Среди военных много порядочных людей. Особенно среди артиллеристов. Здесь до станции далеко?
Входит Паша. Он слышит последние слова Нади.
Паша. Могу подвезти.
В а л ю ш а. И меня тоже до станции.
Паша. Могу прямо в город доставить. Я думаю, всем по пути.
Петушок. Паша, а ты куда?
Паша. Сарай мне твой не понадобился. Да он и не твой. Он у тебя на двоих с соседом. Не лучший способ накалывать друзей. И чего меня из города сорвал? В моем деле в выходной самая работа. (Идет к машине.) «Купишь дом, Паша, купишь дом, Паша...»
Петушок. Да, я обманул вас!..
Звук заводящегося мотора.
Петушок, секунду помедлив, $друг срывается с места и бежит за Пашей, догоняет его. Завязывается драка.
Мне сорок лет! Мне сорок лет!..
Владимир Иванович. Ну и что? Мне сорок два. Ну и что?!
Петушок. Но я молодо выгляжу!!! Мне сорок лет! Но я молодо выгляжу! У меня своей квартиры никогда не было! Своего дома... Ни разу!..
Надя. С друзьями так не поступают.
Валюша. У него жилищный комплекс.
Петушок. Ко мне на день рождения никто никогда не приходил!
Надя. У вас сегодня день рождения? Поздравляю!
Паша на руках вносит в дом Петушка, кладет его на диван.
Петушок (он уже успокоился). Сорок плюс сорок — рубль сорок.
Ларс (появляясь на веранде дома). Ата- сьон!.. Дед мой был артистом варьете. Во время представления он подходил к человеку любой национальности из публики и доводил его до слез тем, что говорил с ним на его родном языке, но при этом тот не понимал ни слова, хотя готов был поклясться, что с ним говорят на его родном языке. Дед звукоподражал языку, создавал внешний эффект звучания. Ду ю андестенд ми? И только с русскими у него этот фортель не получался. Русский он знал и, подходя к русскому, просто разговаривал с ним, не упускал случая разузнать про славный город Тобольск. Вы спрашиваете, почему я говорю без акцента — способность к звукоподражанию у меня в крови. (Демонстрирует подражание.)
Петушок соскакивает с дивана и скрывается в другой комнате. Оттуда — резкие звуки фортепьяно. Буги-вуги.
Петушок. Я жил с мамой и папой в одной комнате, узкой и длинной, как трамвай. Все у нас было впритык, и мой тот самый диванчик как раз умещался между выступом стены и шкафом. Когда мама утром открывала дверцу шкафа, мой диванчик и я вместе с ним — мы двигались, ехали так чуть-чуть, миллиметра три. Как меня изводили эти три миллиметра! Дверца шкафа открывалась, < надавливала на край дивана, диван ехал, и я на нем. И ничего не поделаешь! По-другому мебель у нас в комнате стоять не могла. Так и ездил — три миллиметра туда, три миллиметра обратно. До тридцати четырех лет. Потом 'мама умерла и шкаф стали открывать гораздо реже... К чему это я? Короче, я думал, просто так вы ко мне не приедете. Не верил, что можете просто так. А теперь можете ехать. (Лapcy.) И реки здесь нет. Слышишь, прибалт? Лес есть. А реки нет.
Пауза.
Паша. Странно, здешний лес издали, я сейчас посмотрел, как на японской гравюре. У Хиросигэ есть что-то похожее.
Ларс. Как — нет?! Ты же говорил... Называл даже. Не то Вияюйка, не то Виляйка... Владимир Иванович. Валюшка.
В а л ю ш а. А до твоего леса далеко?
Петушок. Километра два. Три. С половиной.
Паша. Могу подбросить. Интересно, вблизи этот лес похож на японский?
Петушок снова садится за бабушкино фортепьяно. Снова буги-вуги.
Ларс. Ну, дурачье! Да пройтись, да километра три-четыре, да босиком... Через босую ногу все электрические заряды в землю уходят. Ю ноу? «Технику — молодежи» ридит?
В алю ш а (снимает туфли). А что, разрядимся!
Владимир Иванович. Я к простуде склонен.
Надя. А я так обязательно во что-нибудь вляпаюсь.
Петушок. Я хочу сказать... чтобы вы знали... Когда после прогулки вы вернетесь в этот дом, знайте — он ваш.
Надя. А три с половиной километра — это сколько троллейбусных остановок? Валюша. Сто лет в лесу не была...
Владимир Иванович. Сейчас самые грибы...
Надя. Вот уж ни черта в грибах не разбираюсь: где чернушка, где свинушка... Петушок. Нет, вы меня не поняли... Я собрал вас всех вместе, потому что у нас есть нечто общее. Вы все... каждый... и я, — мы все, мы — одни.
Надя. Почему? Раз, два, три, четыре, пять, шесть.
Ларс. Oй, она нас сосчитала!
Петушок. Сейчас шесть. Сейчас мы вместе. Но как только мы разъедемся, мы станем все, каждый... один. Я — один, ты — один, она — одна... Мы — одни.
Валюша. В смысле — одинокие, что ли?
Петушок. Я не хотел говорить этого слова... К нам перед выборами агитатор приходил. Я сижу у себя в комнате и слышу, как он в коридоре спрашивает про мою дверь: «А там у вас кто?» Соседка говорит: «Там у нас одинокий». Страшно мне стало.
Надя. Я однажды кошку заводить пробовала. Ушла она от, меня. С котами на помойке интересней.
Петушок. Человек может жить семьей, может холостым. Но ведь есть еще третий вариант — живет компания свободных взрослых людей, мы друг от друга не зависим, но нам интересно вместе. У нас свой дом, и мы в нем живем. Компанией. (Наде.) Кстати, вот и решение проблемы жилья.
Паша. «У нас свой дом»—(ты имеешь в виду этот дом?
Петушок. Паше отдадим самую большую и светлую комнату. Перевози сюда свои книги, картины, размещай их хоть по всему дому. Зачем тебе другой покупать? Будем любоваться искусством, старыми вещами, друг другом. В интерьере или на фоне сада. Что может быть прекраснее — жить вместе и каждый день любоваться ДРУГ другом?
Ларс. «Торт с кофе — не фокстрот!» Читается слева направо и справа налево одинаково. «Торт с кофе — не фокстрот!» Напиши. Попробуй!
Петушок. В Америке, я где-то читал, собрали соседей, которые в отдельных коттеджах живут, годами не встречаются, вот их собрали в одной комнате — эксперимент такой, — и они в этой комнате запертые провели целый день, и что они говорили после этого... Один сказал: «Я испытал невыразимое чувство, когда коснулся плеча мистера Джонсона и спросил, как поживает его почтенная мамаша», другой: «Я получил большое удовольствие, когда миссис Смит наступила мне на ногу, извинилась и мы с ней заговорили о наших детях». В пятьдесят будет поздно, а в сорок еще можно выкинуть какой-нибудь номер... чтоб я помер! Будем приезжать сюда сначала на субботу-воскресенье, потом вместе отпуск возьмем, а потом...
Ларс. «Ты спрашивала шепотом: а что потом, а что потом?..»
Петушок. Может, и навсегда здесь поселимся...
Владимир Иванович. После пенсии?
В а л ю ш а. Перспективка!
Паша. Могу парик подарить, павловский, — седой, косичка, лента черная...
В а л ю ш а. Я хотела, чтобы кто-нибудь написал роман о несчастной, но веселой женщине.
Паша. Натягиваешь «Павла» на голову — интересные мысли под парик приходят. Ларс. Я сразу говорю — да!..
Петушок. Нам уже сорок, пора подумать, что с нами будет в пятьдесят, в шестьдесят, в семьдесят...
Паша. Про всех не говори. Наде только двадцать шесть.
Надя. Ой, я такая неумелая!
Паша. Ей до семидесяти еще целая твоя жизнь.
В а л ю ш а. Не пульсируй! У женщин другие цифры.
Петушок. Будем касаться друг друга плечами, локтями...
Владимир Иванович. Наступать друг другу на ноги.
Петушок. Да! И с особым удовольствием, от всей души наступать друг другу на ноги!
Ларс. Ребята, я же швед! Самый натуральный швед из Швеции! Живу в Стокгольме, у меня там квартира трехкомнатная, корень, похожий на артиста Хазанова, путеводитель по Тобольску, залив Балтийского моря... Я не хотел говорить, боялся, испугаются — швед в деревне... Но мы так подружились! Швед я вообще. Вы спросите, как я здесь оказался? У меня жена русская сама. Вернее, я с ней развожусь. И когда я встретил Петушка при переходе улицы на красный свет, я сразу... Сразу же! Вы спросите, почему человек не хочет возвращаться на свое постоянное место жительства, в Швецию, — человек вам ответит: он любит вашу страну, он собирает корни, похожие на ваших популярных артистов, он читает «Технику — молодежи»... После Полтавской битвы в тысяча семьсот девятом году предок человека был взят в плен вашим царем Петром и отправлен в город Тобольск на поселение. Там этот предок построил городскую рентерею — рента! — то есть здание для казначейства, которое вы можете увидеть на фотографии в путеводителе по Тобольску, изданном Восточно- Сибирским издательством в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году, страница сто двенадцать. Из Тобольска мой предок привез в Швецию сибирскую цыганку и кучу детей от нее. Вернее, он сначала их привез в Северную Италию и только потом, в конце жизни, переехал в Швецию. Поэтому я считаю себя южным человеком, хотя Италия была и северная... И вот от той цыганки появились в нашей крови артистические качества — мой дед уже выступал во всех европейских варьете с оригинальными номерами, и некоторые из них я вам продемонстрирую впоследствии.
Надя. А кто ваша жена?
Лapc. Она вышла за меня, чтобы уехать в Швецию, а я женился на ней, чтобы жить в России.
На д я. И вам это разрешают?..
Валюша. Ура! Мы ломим: гнутся шведы!»
Владимир Иванович. Папаша, а вы, собственно, к кому?
Только теперь компания заметила, что среди них появился посторонний. Это старик, ему под восемьдесят, но он статен, прям, в его фигуре есть даже что-то щегольское, но это не подкреплено соответствующей одеждой.
Старик. Я знал секрет этой калитки... Как войти. Простите. Еще раз простите. Щеколду не вниз, а вверх, отвести чуть-чуть вправо и на себя. Но чуть-чуть, — если резко, снова захлопнется.
Паша. «Милой Лизаньке от Коки».
Старик. Я получил письмо, незнакомый почерк.
Петушок. Брянск, Космонавтов, 43.
Старик. Тридцать четыре, но меня нашли.
Паша. «Милой Лизаньке от любящего Коки».
Старик. У меня была боковая полка. Люди всю ночь туда-сюда... Пальто по лицу. Валюша. Мы недавно сюда приехали.
Старик. Я понял. Позвольте представиться. Николай Львович Крекшин. Елизавета Михайловна звала меня Кокой. У нас все Николаи были Коками...
Паша (Петушку). Там, наверху, на туалетном столике стоит фотография. (Коке.) Ваш профильный портрет. Почему-то с балалайкой.
Кока. Да, да, в профиль... Проклятый портрет! Господи, как трудно вымолвить «покойная»...
Петушок. Паша, а ты откуда знаешь?
Кока. Он посадил меня перед фотографическим аппаратом и дал в руки балалайку. Почему балалайку? Зачем я ее взял? Какая глупость!..
Паша. У меня большая коллекция дагерротипов.
Надя, в бабушкином старинном платье цвета чайной розы, сидит прямо против Коки. Вдруг она выпрямилась, шея ее будто удлинилась, изящно изогнув ручку, она произнесла свою фразу.
Надя. Нынче отменная погода, не правда ли?
Кока вздрогнул, побледнел и, вытянув перед собой руки, двинулся, словно сомнамбула, в сторону Нади.
Кока. Лиза!.. Лизанька!.. Господи! Откуда ты здесь?
Ноги у Коки подкосились и, не дойдя до Нади двух шагов, он рухнул на пол.
Валюша. Ну, вот, испугали старичка.