Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Специфические черты




Антиномии

В тоже время, барокко — художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления проявляются во всем.

Антиномия “хаос (управляющий вселенной) — порядок (торжество рационализма) ”. Система, к которой тяготеет научное и художественное мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация, система планировки Ленотра) понимается не как выражение порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное открытие барокко — чувство безграничности мира (чему способствовали географические открытия) , трагичной незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, Арена всех скорбей, превратностей поток, Фортуны легкий мяч, болотный огонек, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле. Грифиус. “Человеческая нищета” Т. о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг) . Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы. Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать — до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад... Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца) , и чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко) .

Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.

Что смерть благочестивым?

Ключи от жизни вечной, Времен граница лживых, На поле битвы мир, Идущий к солнцу путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне спутник, Пожатие десницы, Пылающее пламя, И райские зарницы, Горящие над нами.

Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда) .

Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения, пространства, времени... Игралище времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет. Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет Сметает новый день и завтра в бездну канет Зеленая листва поблекнет и увянет, И острие меча на нежный шелк падет. Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.




Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать: 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт) , многочастных произведений (опера) .

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов) . Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра” ) .

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.





Дата добавления: 2013-12-27; просмотров: 381; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11327 - | 7598 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
  2. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.. Характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)
  3. Антианаяные и противоположные черты персонажа
  4. Антизначные и противоположные черты персонажа
  5. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И РЕЛЬЕФА ДНА
  6. Введение.. Сущность систем социального страхования и их особые черты»
  7. Вещное право. Основные черты гражданского права
  8. Внешнеполитический курс России в 1990-е годы. Новые черты во внешней политике в начале нового тысячелетия
  9. Возникновение и основные черты рабовладельческого хозяйства
  10. Вопрос 1. Сущность и специфические особенности страхования ответственности
  11. Вопрос 4. Понятия и основные черты административной ответственности
  12. Вопрос. Место цены в системе товарно-денежных отношений. Основные черты рыночного ценообразования


 

3.233.220.21 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.