Оратории

Черты стиля

VI. Иоганн Себастьян Бах

Музыка

Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И. С. Бах.

Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение — вокальные оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты: 1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.

Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты; 4) натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVII в. орган занимал почетное место. В первых поколениях немецких композиторов-органистов наиболее интересными были фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель — “классическую” линию, Букстельхуде — “барочную”. Для творчества Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии, склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

Особенность исторического положения заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое положение Германии (крестьянская война, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов” (Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и, прежде всего, к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало — один из устоев его искусства. Его идеал — мир светлый и разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность, трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность обобщения в мессе.

Черты стиля: 1) мелодия — опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-moll). Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых вершин.

Ораториальные жанры — наиболее значительная область творчества: пассионы — возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея страстей трактована гуманистически-нравственно. Его герой смиренно, бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: