История Советского государства

35 ------------------------------------------

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Учебно-методический комплекс

И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Учебное издание

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Периодизация истории социальной работы за рубежом и на Беларуси. Благотворительность в Египте, Междуречье, Китае, Индии.

2. Становление благотворительности и общественного призрения в Древней Греции.

3. Становление благотворительности и общественного призрения в Древнем Риме. Римское право о проблеме попечительства.

4. Развитие социальной помощи в период средневековья. Роль церкви в странах Западной Европы.

5. Формирование отношения к нищим и убогим в средние века в странах Западной Европы. Голод и эпидемии.

6. Кризис общественного призрения в XVI–XVIII вв. в странах Западной Европы: «охота на ведьм». Положение изгоев общества.

7. Появление светских институтов социальной помощи, работных домов и благотворительных школ в XVI–XVIII вв. в странах Западной Европы.

8. Этапы реформирования системы изоляции с XVIII в. в странах Западной Европы.

9. Реформа уголовного права в XVIII–ХIХ вв. в странах Западной Европы.

10. Развитие медико-социальной помощи в XVIII–ХIХ вв. в странах Западной Европы.

11. Появление социального законодательства в ХIХ в. в странах Западной Европы.

12. Социальная помощь аномальным детям на Беларуси в XVIII–ХIХ вв.

13. Развитие социальной работы в США в ХХ в.

14. Развитие социальной работы в странах Западной Европы в ХХ в.

15. Развитие социальной помощи на Беларуси IX–XVII вв.

16. Возникновение и развитие «карцерной системы» в ХIХ в. в Западной Европе.

17. Призрение трудновоспитуемых подростков на Беларуси в XVIII–ХIХ вв.

18. Социальная помощь белорусским крестьянам в Х–ХХ вв.

19. Развитие земской системы социальной помощи на Беларуси.

20. Развитие на Беларуси филантропии и меценатства в XVIII–ХIХ вв.

21. Становление социальной работы в странах Латинской Америки и Африки.

22. Эволюция детского призрения на Беларуси в IX–ХIХ вв.

23. Благотворительность в сфере образования на Беларуси в XVIII–ХIХ вв.

24. Становление советской модели социальной помощи (1917–1945 гг.).

25. Развитие советской модели социальной помощи в 1945–1991 гг.

Венгер Юлия Ивановна

Технический редактор А.И. Матеюн
Корректор А.В. Говорова
Компьютерный дизайн Т.Е. Сафранкова

Подписано в печать 24.03.2008. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,33. Уч.-изд. л. 10,98
Тираж 100 экз. Заказ 30.

Издатель и полиграфическое исполнение – учреждение образования

«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Лицензия ЛВ № 02330/0056790 от 01.04.2004.

Отпечатано на ризографе учреждения образования

«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

210038, г. Витебск, Московский проспект, 33.

1. Западная Евразия как колыбель русского государства

Русское государство появилось в западном углу области, прозванной нами Евразией, по крайней мере в Ш веке: терри­тория, лежащая между Балтийским морем, Доном, Черным морем и нижним Дунаем, постепенно заселялась племенами восточных славян8. В течение VIH и IX веков эти племена бы­ли объединены норманнами, которые проникли в глубь мате­рика по пути, идущему от Балтики. Это событие обычно бе­рется за дату основания русского государства. Однако в дейст­вительности политическая жизнь на территории, занятой во­сточными славянами, в Южной России началась много рань­ше. Ее социальные и политические формы сосредоточивались вокруг торговли между лесными регионами и пастушескими землями Евразии, Черным морем и Востоком.

2. Возникновение политической жизни в западной Евразии. Кочевые империи. Скифы и сарматы

Первыми обитателями южнорусских степей, о которых мы имеем определенное знание, были скифы. Это племя лин­гвистически принадлежало к иранским народам, но по образу жизни стояло ближе к турко-монголам. В действительности не исключено, что даже в то время происходило смешение ра­совых групп и среди скифов находились по крайней мере не­большие вкрапления турок и монголов.

Скифы — их излюбленным занятием была война, а бли­жайшим спутником — лошадь — появились в Южной Рос-


сии приблизительно в VII веке до нашей эры. В евразийских степях они нашли себе соседей в лице турок, которые населя­ли Алтай и Монголию. Вместе с этими двумя группами они поддерживали линию связи между Китаем и Грецией. Север­ное побережье Черного моря в это время было занято грече­скими колониями — Ольвией, в устье Буга, Херсонесом, вблизи сегодняшнего Севастополя, Пантикапеем, на террито­рии Керчи, — и еще многими другими. Скифы с этими пере­довыми постами греческой цивилизации установили ожив­ленные торговые отношения. Греческие художники и ремес­ленники делали домашние вещи для скифских властителей и других скифов из богатых классов. Много образцов греко-скифского искусства (некоторые из них находятся теперь в Эрмитаже) было найдено при раскопках в южной России.

Греческие авторы оставили нам интересные сведения о жизни и обычаях скифов. Греческий историк Геродот (V век до нашей эры) в своем описании скифов рассказывает, что они занимали территорию от устья Истра (Дуная), вверх по рекам Борисфену (Днепру) и Танаису (Дону) далеко на север и восток от Черного моря. По имеющимся о скифах данным, в особен­ности по их объему торговли с греками на юге и с турками, монголами и китайцами на востоке, выглядит вполне вероят­ным, что они временами умели объединить под своей властью не только степи, но и часть лесистого Севера. И в самом деле, существуют археологические доказательства, что вдоль гра­ницы этой лесистой области были основаны их торговые посе­ления.

3. Аланы и анты

В начале IV века до нашей эры на скифов стал оказывать давление другой народ иранской группы — сарматы. К кон­цу П века до н.э. они заняли берега Черного моря.

Наиболее могущественным племенем среди сарматов были аланы9, которые до прихода гуннов выделялись в степях как лучшие наездники. Веками они славились как хорошо воору­женные воины, оружие которых было богато украшено драго­ценностями. Множество образцов их излюбленного оружия

длинные копья и длинные железные мечи — обнаружено в курганах на Северном Кавказе и в Южной России. Они раз­вили собственный особенный художественный стиль, вариа­цию скифского «звериного стиля». Для него было характерно





обильное использование эмали и инкрустация драгоценными камнями. Знаменитые новочеркасские сокровища, обнару­женные в 1864 году, предположительно относятся к части бо­гатств аланских владык, которые жили в I веке нашей эры.

Хотя аланы происходили из типичных кочевников, со вре­менем некоторые из их кланов перешли к оседлости. Смешав­шись с туземным сельскохозяйственным населением, они по­степенно пришли к власти в некоторых восточнославянских племенах. Многие из первых славянских князей носили алан-ские имена, и старое имя наиболее сильного восточнославян­ского племени — антов — тоже иранского происхождения. Кавказские аланы назывались асами или осами — имя, кото­рое их потомки осетины носят до сих пор. Их «внешние» кла­ны известны под именем антов10. Ведущий клан аланов назы­вался руке — «блистательный», — и от него предположи­тельно произошли имена рос или рус (позже Россия, русские).

Эти русы (в варианте росы) упоминаются в сирийской хро­нике в середине VI столетия. Примерно в то же время писав­ший на латинском языке готский историк Иордан упоминает антов в связи с событиями в IV веке, когда они уже создали свое государство11. Археологические и лингвистические сви­детельства убеждают нас в том, что анты, должно быть, суще­ствовали в Южной России в виде славянского племени во гла­ве с аланскими вождями с Ш века нашей эры и рано достигли сравнительно высокой степени цивилизации. Они успешно занимались и земледелием, и разведением скота, у них были фруктовые сады и овощные огороды, они развили такие виды ремесла, как ткачество и керамика, они изготавливали же­лезные предметы и оружие. Временами небольшие кланы и семейные общности соединялись вместе в большие племен­ные союзы и объединения, и там без сомнения могли сущест­вовать определенные идеи, касающиеся социального порядка и организации. В этой связи интересно отметить, что слова «правосудие» (правда) и «право» (закон) относятся в славян­ском словаре к древнейшим.

С незапамятных времен славяне были художественно ода­ренным народом, выражавшим свои чувства в музыке и пе­нии. Их религия, представлявшая собой конгломерат самых различных источников, первоначально составляла веру в предков и в природные силы (такие, как свет), включая реки и деревья, в которых жили нимфы и духи. Впоследствии бо­лее тщательно разработанная система была развита под влия­нием иранских религиозных верований, с одной стороны, и


северной мифологии — с другой. Если славянский Перун, бог грома и молнии, перекликается с тевтонским Пором, другие члены раннего русского пантеона более родственны иранским богам и духам. Весь сарматский период продолжалась вера в Великую Богиню скифов, и представление о ней наложило четкий отпечаток на русское народное искусство, стало, на­пример, заметным мотивом в ранних вышивках. «Мать-Зем­ля» в русском фольклоре — другой интересный пример упор­ного сохранения в памяти (в другой форме) того же иранского

мифа.

Согласно византийскому историку VI века Прокопию Ке-сарийскому анты первоначально жили в условиях политиче­ской демократии, когда все общественные дела обсуждались на собраниях кланов и племени. Из других источников, одна­ко, известно, что некоторые из антских князей были наделе­ны значительной властью, и, по-видимому, класс аристокра­тии постепенно вошел в силу, по мере того как вожди обогати­ли себя военной добычей и пленными. Богатый клад из золо­та и драгоценностей, найденный под Полтавой, находится те­перь в Эрмитаже. Были найдены также предметы, значитель­но меньше украшенные, предположительно принадлежав­шие рядовым членам племени, — диски или кольца из брон­зы, серебра и золота. Они служат дополнительным доказа­тельством сильного развития в народе художественного вооб­ражения и искусства.

4. Готы и гунны

В Ш веке нашей эры господствовавшие в южнорусских степях сарматы были потеснены германскими племенами го­тов, которые спустились вдоль Днепра и Дона. Завоевав за­падный угол евразийских степей, готы вскоре усвоили и обы­чаи кочевников, и материальную культуру народа, который они отбросили. Со временем они сами стали конными воина­ми, и примерно в середине IV века организовали сильное воен­ное государство во главе с Эрманарихом12. Поскольку они ус­пешно покоряли одно восточнославянское племя за другим и принудили крестьян работать на себя, казалось, что они уста­новили постоянную власть тевтонов над славянами.

Однако к концу IV века новое наступление с востока в свою очередь сокрушило власть готов. Этими вторгнувшимися бы­ли гунны, турецкое племя, ведомое военной аристократией,





похожей на ту, монгольскую, которая много позже, в XIII ве­ке, опустошила Россию.

Хан гуннов сначала сделал своими вассалами аланов, а за­тем повернул на готов, которых он легко разгромил. Уязвлен­ный этим поражением, король готов Эрманарих покончил жизнь самоубийством, а племя стало отступать в западном на­правлении, к низовьям Дуная. Однако в области Буга, кото­рая лежит между этой рекой и их убежищем, жило племя ан-тов. Отказ антов разрешить проход готам привел к кровавому конфликту. Готы уничтожили один из антских отрядов, и на­следник Эрманариха приказал распять антского вождя Боза, всех его сыновей и семьдесят старшин. К этому времени хан гуннов разрешил аланам под своим контролем прийти на по­мощь их родственникам — антам. Готы опять были разгром­лены и прогнаны дальше на запад. Но даже там им не удалось полностью избежать власти гуннов, так как гунны, очевидно последовав за ними, двинулись в западном направлении, и под контроль Атиллы перешла большая часть Центральной Европы.

В последние годы жизни Атиллы центром его власти стала Паннония, западный форпост евразийских степей, теперь из­вестный как Венгрия. Стратегически выгодно расположенная для грабительских походов на Средиземноморское побе­режье, Рим и Византию, Паннония долго была излюбленной целью нашествий кочевников, пока, наконец, в конце IX века ее не заняли мадьяры. Хотя империя Атиллы одно время за­нимала громадную область с востока на запад, после его смер­ти она быстро распалась на части и открыла пути для образо­вания новых политических организаций. Остатки гуннов, возможно, отступили в область Азова, где они были известны как племя болгар.

5. Литовцы и финны

В то время как в южнорусских степях кочевые иранские и турецкие племена теснили друг друга, леса по обе стороны Уральских гор занимали финно-угорские племена. Финны со­ставляли северную, или уральскую, ветвь финно-угорских на­родов. Южная группа принадлежала к мадьярам, в культур­ном отношении связанным с турками. Северные финские пле­мена жили, растворившись в лесах северных регионов, и бы­ли народом охотников и рыболовов. Питались они в основном


рыбой, одевались в меха, которые были главной статьей в торговле с соседями. Сообщение между ними было очень за­труднено, велось только по рекам, поэтому они не смогли со­здать сильной власти. Когда на севере началась волна славян­ской колонизации, северные племена были не в состоянии ей противостоять. По мере внедрения славян на их территорию финны или уходили, или постепенно растворялись в постоян­но возраставшей массе пришельцев.

В северо-западной России, в бассейне Западной Двины и Немана, жила группа балтских, или литовских, племен, кото­рые лингвистически принадлежали к индоевропейцам. Стра­на, которую они занимали, была преимущественно лесистой, но не в такой степени, как у финнов. Даже в этот ранний пери­од некоторые земли были очищены от лесов, и народ частично занимался земледелием. Эти ранние литовцы жили не в де­ревнях-общинах, а изолированными хозяйствами, так, как их потомки поступали много позже — в XVI и ХУЛ веках. Основой социального единства была семья, глава ее распола­гал абсолютной властью над ее членами и домашними слуга­ми. В случае чрезвычайной опасности несколько таких семей­ных кланов могли объединиться для общей обороны. Эти объ' единения давали возможность управлять большими литов­скими племенами. Со временем они стали воинственным на­родом, и курганы этого региона содержат много образцов же­лезных секир, копей, мечей, а также удил, стремян и других конских принадлежностей.

6. Византия, анты и авары

Во время преобладания гуннов анты заняли регион около Донца и Буга. Их отдельные поселения и анклавы появились в области Нижнего Дона, Крыма и даже в такой дали, как Се­верный Кавказ. Продвигаясь вперед в юго-западном направ­лении (в период, последовавший за расчленением гуннской империи), некоторые антские группы оказались в Бессара­бии. В VI столетии, присоединив другие славянские племена, они совершали опустошительные набеги на византийские владения к югу от Дуная.

Византийские императоры попытались устранить анто-славянскую угрозу дипломатическими и военными мерами. Неутомимо сеялись семена раздоров, пробуждая различные этнические и социальные группы к борьбе между собой, и


иногда эта стратегия срабатывала так успешно, что анты и склавины (славяне) забывали про общего врага, Византию, и вместо него принимались истреблять друг друга. Однако в це­лом Византия была вынуждена бороться с ними при помощи своих вооруженных сил. Интересно отметить, что часть этих отрядов состояла из наемных «варваров» тех же самых расо­вых групп, что и их враги.

Многие из наемников занимали высокие посты в админи­страции и армии. Одному из них — военачальнику Хвилибу-досу — по происхождению анту, император Юстиниан I дове­рил оборону дунайской укрепленной линии. Хвилибудос был лоялен по отношению к императору и доблестно сражался против антов-славян. Нанеся им тяжелые удары во время кампании севернее Дуная, он, по всей вероятности, погиб в битве (534 год). Однако через несколько лет среди антов раз­несся слух, что Хвилибудос не убит, а тайно уехал к своим родственникам, где и скрывается. Действительно, через неко­торое время появился какой-то мужчина, назвавший себя Хвилибудосом, и все племя с восторгом провозгласило его сво­им вождем. Но этот первый самозванец из длинного ряда в русской истории потерпел неудачу. Завлеченный под предло­гом торговой сделки в Константинополь, он был предательски арестован по пути и исчез со скрижалей истории. Несмотря на этот эпизод, позже, на короткое время, анты стали союзника­ми империи.

Около 560 года политическое равновесие в понтийских сте­пях было опять нарушено вторжением двух кочевых племен, двигавшихся в западном направлении. Главенство среди них принадлежало аварам, которые на востоке испытывали силь­ное давление со стороны турецких племен, первоначально обитавших в Алтайском регионе. Когда анты в Бессарабии мужественно отразили их попытки прорваться дальше, азары предложили переговоры. Однако события доказали, что это предложение было простой уловкой. В середине переговоров вождь антов был убит, и авары предприняли внезапную ата­ку, надеясь захватить антов врасплох. Хотя полностью на­дежды аваров деморализовать антов не оправдались, органи­зация обороны была серьезно нарушена, и атакующим уда­лось прорваться через их линии в Паннонию (568 год) и под­чинить себе существенную часть славян в Паннонии и на Бал­канах.

Пока в южной России происходили эти события, основная масса славян оказывала сильное давление на владения Визан-


тии к югу от Дуная. В течение VII века они смогли занять большую часть Балканского полуострова и дошли до Эгейско­го моря и Адриатики.

7. Турки и хазары

Алтайские турки, которые погнали аваров через южную Россию, теперь сами обосновались в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом. От смешения турок, за­воевавших гунно-болгарские племена, с кавказскими абори­генами, произошел новый народ — хазары, которые к 650 го­ду образовали устойчивое государство. Те болгарские племе­на, которые не пожелали подчиняться хазарскому правле­нию, были вынуждены уйти от нового государства на север и запад. Одна болгарская орда поселилась на Средней Волге и в бассейне Камы. Другая, двигаясь на запад, ушла в область Нижнего Дуная. Разбив византийцев, они постепенно устано­вили свой контроль над всей восточной частью Балканского полуострова, и, хотя завоевали населявшие этот регион пле­мена антов и склавен, сами подпали под влияние славянской культуры и со временем даже заимствовали их язык как свой собственный. Итак, хотя название болгары первоначально относилось к правящей орде завоевателей, позже оно распро­странилось на весь преимущественно славянский народ, кото­рый происходит от этой смешанной основы — современных болгар.

Примерно в то же время другая «варварская» орда — вен­гры, или мадьяры, — стала испытывать давление со стороны Кавказа. Сначала они заселили территорию вдоль реки До­нец. В то время как они признали власть хазар, им в свою оче­редь подчинились анты, которые уже давно жили в этом реги­оне. Позже мадьяры передвинулись на Буг. Оттуда в конце IX века они переселились в Паннонию, которая и стала их посто­янным домом под именем Венгрия.

Между тем аланы и славяне в области Нижнего Дона и Азова —старые племена асов и русов —стали также поддан­ными хазар. По-видимому, они были их союзниками, по­скольку этим племенам было разрешено сохранить опреде­ленную степень автономии. В период опасности они были обя­заны отправлять на помощь хазарам вспомогательные вой­ска, но эти войска имели свои особенности и сражались под командой своих военачальников. Целый алано-славянский


------------------------------------------ 32 ---------------------------------------------

отряд возглавлял предводитель, известный как Ас-тархан («вождь аланов»). Возможно, от его прозвища получил свое имя город Астрахань.

В этот период господство хазар достигло наивысшей точки, их государство распространилось от Нижней Волги до Днепра и Черного моря. Власть в нем официально делилась между двумя племенными руководителями — каганом (великим ханом) и бегом. В то время как каган обладал формальной вла­стью в делах, относящихся к государству и религии, бег осу­ществлял реальное управление, так как он был признанным главой армии.

Хотя часть хазар в это время занялась сельским хозяйст­вом (разводили крупный рогатый скот, возделывали землю и ловили рыбу), их главный интерес заключался в торговле. Ве­ликий торговый путь на север проходил по верхним притокам Волги, по территории болгар, к Каспию и через Кавказ на Ближний и Средний Восток, который в это время (700 год н.э.) находился под властью арабов. По этому пути хазары развили оживленную торговлю, с одной стороны, между Дальним Востоком и Черным морем, с другой — между араб­ским югом и славянским севером.

Результатом торговых связей хазар с такими разнообраз­ными народами было множество религиозных влияний, кото­рым они подвергались. Хотя арабы предлагали им ислам, а греки христианство, хазарский каган (вероятно, по политиче­ским причинам) не хотел делать такой выбор, опасаясь, что иноземная вера приведет к иностранному господству. Эту ди­лемму он решил выбором нейтральной веры, иудаизма, кото­рый не нес никакой политической угрозы.

С середины VH века хазары и их союзники аланы вели це­лый ряд продолжительных и неудачных войн против арабов на юге. Они неоднократно собирали силы, чтобы вбить клин в Закавказье, но были выгнаны оттуда арабами. В 737 году ара­бы смогли нанести хазарам сокрушительное поражение и, пройдя через Северный Кавказ, вторглись далеко на север до Дона. В этой кампании было взято в плен и отправлено в Си­рию около 20 000 славян.

Политическим следствием этого дальнего вторжения для аланов и славян (асов и русов — союзников и вассалов хазар) была потеря веры в способность хазар защитить их и начало поисков новых союзников, которых они нашли в появивших­ся норманнах.


8. Норманны и первый русский каганат

Норманны — или викинги, как иногда их называли,— уже давно имели репутацию неустрашимых моряков, а также пиратов, торговцев и исследователей нового. Еще в VI и VII ве­ках шведы обследовали восточное побережье Балтики и, по-видимому, пройдя вверх по Двине, достигли русской «Месо­потамии» — района верхней Волги и Оки. К 700 году они обосновались вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля и устано­вили частичный контроль за туземными финскими племена­ми и славянскими поселенцами от Новгорода до Смоленска. Данные об этой колонизации, представленные археологиче­скими находками в многочисленных местах (железные бляхи и мечи), свидетельствуют об их несомненном скандинавском происхождении.

Около 750 года шведы проникли в южную Россию, где они смешались с русами и даже приняли их имя13. Будучи, как и анты, по происхождению иранским племенем, русы, подобно им, постепенно славянизировались. Древнейшее упоминание о действиях русов в этот период содержится в рассказе о напа­дении на крымский город Сугду (Сурож), в том месте, где го­ворится о чудесах святого Стефана Сурожского (прибавление к его «Житию»). Согласно этому источнику, нападение имело место «через несколько лет» после кончины святого (он умер в 786 году). Из Крыма русы вышли через Керченский пролив и вторглись на Таманский полуостров. Первоначально они признавали авторитет хазарского кагана. Однако затем, по­ощряемый ослаблением власти хазар после нового наступле­ния арабов, шведско-русский военачальник отверг власть ха­зар и объявил себя независимым. Приняв титул русского ка­гана, он, предположительно, основал свою резиденцию в Тму-таракане на Таманском полуострове.

Первый Русский каганат отобрал у хазар и волжских бол­гар часть их международной торговли, которую они вели до сих пор. Занимаясь торговлей, Русский каганат выполнял те же самые социологическую и экономическую функции. По­хоже, что главной статьей торговли были дорогие меха из лес­ных районов северной России. Они поступали из областей вдоль южного берега озера Ильмень и сосредоточивались в го­роде, который все еще носит название «Старый рус» (Старая Русса); городе, ставшем важным торговым пунктом Русского каганата. Устойчивый поток товаров шел вниз по Донцу и До­ну, и оживленная экспортная торговля велась не только с Ви- 2-1315


зантией, но также с Востоком. В хрониках Халифата в IX ве­ке отмечается регулярное посещение русскими купцами тако­го города, как Багдад.

Политическое освобождение русских и их экономическая конкуренция воспринимались хазарами почти как равные уг­розы. Пытаясь предотвратить их, хазарский каган умолял ви­зантийского императора отправить архитекторов и инжене­ров, чтобы соорудить мощную крепость в нижнем течении До­на и Донца. Император с радостью удовлетворил просьбу. К 835 году византийцы построили на Дону (вблизи современной станицы Цимлянской) сильную крепость, названную Саркел (это название на языке угров означало «Белый дом»)14. Кре­пость эта упоминалась и в ранних русских летописях. Защи­щенные этими укреплениями, хазары теперь оказались в со­стоянии не только контролировать русский путь на Восток, но и нарушить связь между русами на Тамани и северной Рос­сией. Умело используя этот успех, в течение всего нескольких лет после окончания строительства Саркела хазары завоевали славян в Окском регионе, а их мадьярские вассалы установи­ли контроль над областью Киева.

Чувствуя себя ущемленным и заимствуя опыт переговоров своих врагов — хазар, русский каган решил в 83815 году на­править в Константинополь своих собственных посланцев. Император, однако, принял их холодно и не только не стал за­ключать договор, но задержал их возвращение домой. Ис­пользуя в качестве предлога беспокойную политическую си­туацию на нижнем Дунае, он предложил посольству возвра­щаться кружным путем и в конце концов посоветовал ехать вместе с его собственным посольством, которое он как раз те­перь отправляет к франкскому императору Людовику. Со­гласно так называемым Вертинским анналам посланцы при­были в Ингельхейм (Франкония) вместе с византийским по­сольством 17 января 839 года. Но даже теперь их трудности не закончились, так как, выяснив, что по рождению они шведы и только потом стали русскими, император Людовик отдал приказ об их аресте вплотв до выяснения. Неизвестно, как долго их держали в таком положении, но, похоже, наконец разрешили вернуться в Россию.

Неудивительно, что подобное обращение византийского императора с русскими посланцами вызвало негодование у кагана, который незамедлительно изобрел способ отомстить. На это указывает то, что около 840 года русские напали на Амастриду — византийский город на южном берегу Черного


моря, а двадцатью годами позже сам Константинополь под­вергся русской атаке. Впрочем, последнее нападение, похоже, было совершено совместно с другой русской группой, которая тем временем поднялась на севере. И теперь мы должны обра­тить свое внимание на происхождение этой второй ветви.

9. Образование Киевского государства

Как мы уже видели, агрессивная политика хазар привела к нарушению торговых связей между русскими на Тамани и обширной областью на севере, затрагивающей не только Рус­ский каганат, но и Старую Руссу, и целый регион вокруг озе­ра Ильмень. Вскоре стало очевидным, что единственным вы­ходом из серьезного экономического кризиса, который стал быстро развиваться во всей этой области, была отправка силь­ных экспедиционных сил с севера, чтобы снова открыть торг­овые пути. Однако этот план не мог быть приведен в исполне­ние немедленно, поскольку, очевидно, достаточных войск в северной России для того, чтобы попытаться начать такое серьезное предприятие, собрано еще не было. Этот недостаток войск, по всей вероятности, и был причиной «вызова варягов из-за моря», который веками считался «началом русской ис­тории». Согласно традиция это произошло в 862 году16, но в действительности — около 856 года.

На зов откликнулся Рюрик (по анналам франков — Ро-рик), знаменитый искатель приключений и пират с севера. Как вассал императора Лотара, он был правителем Южной Ютландии и Фрисланда. Хотя он скоро восстановил порядок в северной России и твердо обосновался на Ладоге, а позже в Новгороде, он не проявил интереса к расширению своей вла­сти на юг, как надеялись русские. Его главный интерес был связан с Западной Европой, и он несколько раз вынужден был улаживать дела на западе, чтобы обезопасить свои владения в Фрисланде. Так как Рюрик ничем не помог шведско-русским купцам в Старой Руссе, он не стал возражать против организа­ции ими своей собственной экспедиции. Они так и сделали, и примерно в 858 году отряд их воинов успешно достиг Киева и обосновался там по соглашению с мадьярами. Из Киева они сумели соединить свои силы с русской Таманью и вместе с ни­ми в июне 860 года17 совершили нападение на Константино­поль, о котором уже упоминалось.

Но даже эти соединенные силы двух русских групп не об-

2*





ладали достаточной мощью, чтобы достигнуть своей цели, и в конце концов они были вынуждены отступить. Однако эта кампания имела важное побочное следствие: византийский патриарх Фотий после отступления русских воспользовался случаем отправить миссионеров. И несколько лет спустя зна­чительная часть русских была окрещена. В 861 году они при­няли епископа, чья кафедра предположительно обосновалась в Тмутаракане на Таманском полуострове.

Когда примерно в 873 году Рюрик умер, его преемник Олег, который по рождению был норвежцем, стал уделять внимание Югу. Спустя пять лет он вошел в Киев18 во главе сильного отряда и, убив вожаков шведских русов, которые до того удерживали там контроль, учредил свое независи­мое правление. Тем самым стало существовать новое госу­дарство — так называемая Киевская Русь.

Киевское государство, по своему характеру военное и торг­овое, экономически основывалось на контроле над водным пу­тем по Днепру. Оно продолжало быть посредником между ле­систым Севером и степным Югом. И Византия, и русские ста­рались также держать открытой старую торговую дорогу в Халифат. Дважды за первую половину X века они проводили военные кампании на Кавказе и на северо-западных берегах Каспийского моря; кампании, которые имели также допол­нительный и побочный торговый аспект, заключавшийся в грабеже и сборе добычи.

Торговый характер нового государства подчеркивался еще
более интенсивными связями с Византией, которые стали но­
сить организованный характер. Каждую весну экспедиции
варяжских и славянских купцов отправлялись из Киева вниз
по Днепру в грубых длинных судах, сделанных из целого
ствола дерева. Они везли меха, воск, мед и рабов, а в Констан­
тинополе меняли это на вина, драгоценности и богатые ткани.
Военная защита, необходимая для охраны столь ценных гру­
зов, предоставлялась князем и его свитой (или иначе дружи­
ной),
поэтому князь возглавлял все предприятие, как имею­
щий в нем наибольшую долю и получавший из него главную
выгоду. „

Несмотря на свои торговые связи с Константинополем, русские первой половины X столетия несколько раз предпри­нимали против Византийской империи военные походы. Если некоторые из этих набегов были чисто грабительскими, то другие преследовали цель защитить права русских купцов и обеспечить им свободу торговли в Византии. Весь этот период


русские неутомимо работали над тем, чтобы развить свои торговые дела на Юге, и в 911, а затем в 944 годах они смогли заключить с греками торговые соглашения19.

Однако Византия, которая привлекала русских воинов и торговцев своими богатствами, блеском двора и столицы, из­брала для воздействия на них много более эффективный спо­соб. Вскоре те русские, которые занимались южной торгов­лей, стали подпадать под влияние византийской духовной культуры. В середине века значительное их число перешло в христианство. Это обращение создало деликатную диплома­тическую ситуацию, отраженную в договоре 944 года, кото­рый специально оговаривает, что часть русских торговцев за­щищает свои права в соответствии с христианскими обычая­ми, в то время как остальные продолжают это делать на ста­рый языческий манер, Однако позже была обращена сама княгиня Ольга. Она была принята византийским двором в 857 году, где, согласно «Книги о церемониях» императора Кон­стантина Багрянородного, содержащей подробное описание ее приема в Большом дворце в Константинополе, Ольга была признана главой русских, но не удостоена высших почестей.

10. Расширение Киевского государства. Князь Святослав

Настоящее расширение Киевского государства началось во время правления сына Ольги, Святослава. Он был очень энер­гичным и изобретательным человеком и, безусловно, являлся одним из наиболее ярких характеров в ранней русской исто­рии. Он взял на себя бразды правления еще при жизни Ольги, но проявлял мало интереса к делам внутренним, которые он почти полностью оставил в руках матери. Почти все время своего правления, которое продолжалось с 964 по 972 год, он предпочитал проводить в военных походах далеко от столи­цы.

Святослав стяжал славу в нелегкой жизни военачальника. По словам старого летописца, он был храбр и быстр, как барс. Его войска двигались без обоза, и сам Святослав делил участь своих людей: ел полусырое мясо — конину или дичь, поджа­ренную на углях лагерного костра, не возил с собой шатра, а спал под открытым небом, положив под голову вместо подуш­ки седло. Когда он наступал, то, презирая уловки, посылал впереди себя послание: «Я иду на вас»20.

Первый поход Святослава был против хазар. После того


как он покорил одно из зависимых от них племен на Оке, он напал на самих хазар и в 965 году разграбил их империю и за­хватил главные города — Саркел на Дону и Итиль на Волге. В отличие от экспедиций, которые русские совершали ранее преимущественно с целью грабежа, неотъемлемой сущностью походов Святослава был их политический характер. Сокру­шив Хазарскую империю, он собирался укрепиться сам на Нижней Волге и создать на руинах старой новую империю. Складывалось впечатление, что он будет естественным на­следником хазар.

Однако Святослав обладал слишком беспокойным харак­тером, и, когда византийский император призвал его высту­пить против болгар на Дунае, он покинул Итиль, оставив там небольшие силы для охраны новой завоеванной территории. Его поход против болгар в 967 году увенчался полным успе­хом. И когда он занял город Переяславец на Дунае, то был, на­конец, удовлетворен. Укрепившись в нем, он предался меч­там о дальнейших завоеваниях. «Я буду жить в этом месте на Дунае,— говорил он.— Здесь — центр моих земель. Сюда бу­дет стекаться все хорошее: золото, одежда, вина и фрукты от греков, серебро и лошади от чехов и венгров, меха, воск, мед и рабы из Руси».

И действительно, после покорения болгар Святослав был в состоянии строить политический план обширных завоеваний. Он стал наследником империи кочевников и поэтому занял уникальную стратегическую позицию.

В это время он контролировал огромную по размерам им­перию, большую, чем у авар или хазар, так как она включала и устье Волги, и устье Дуная. По размерам ее можно было бы сравнить только с гуннской империей IV и V веков, но власть над южнорусскими степями, которыми правили и гунны, и Святослав, у последнего дополнялась подчинепием обшир­ных лесных районов Киева и Новгорода.

После завоевания Хазарии и занятия Тмутаракани Святос­лав, следуя традиции первого Русского каганата, должен был принять титул кагана. Мы знаем, что его преемники имели этот титул. В речи митрополита Иллариона в середине XI ве­ка титул кагана упоминается по отношению к Владимиру Святому и Ярославу Мудрому.

Империя Святослава начала рушиться с востока. С упад­ком хазар и последующим уничтожением их власти в южной России появилась новая сила — другое турецкое племя, на­зывавшееся печенегами. Используя отсутствие Святослава,


они осадили Киев и принудили князя поспешно вернуться с Дуная, чтобы спасти мать, детей и жителей окруженного го­рода. Святослав освободил Киев, но после смерти Ольги в 969 году долго не задержался в своей столице. Оставив сыновей в качестве правителей в главных городах, сам он вернулся на Дунай. Но теперь неспокойна была уже вся восточная грани­ца империи. В дополнение к этому греки не могли примирить­ся с тем фактом, что, пригласив Святослава на помощь против болгар, они явно получили вместо одного врага другого — русских. В конце концов император Иоанн Цимисхий, один из наиболее искусных византийских военных руководителей, лично возглавил поход против Святослава, разбил его и оса­дил в крепости. В 971 году Святослав был вынужден принять мир, который требовал от него покинуть Болгарию. В следую­щем году, когда удрученные русские войска возвращались в Киев, они подверглись нападению со стороны печенегов и бы­ли разбиты. В этой битве Святослав погиб. Согласно старому преданию печенежский князь сделал из его черепа чашу для вина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: