double arrow

VI. Список основных артефактов

V. Список литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Искусство Византии V – VII вв.

Византийское искусство – это искус­ство средневекового государства (кон. IV-XV в.), образовавшегося в восточной части Римской империи при ее распаде. История византийской культуры делится на перио­ды: предвизантийский (кон. IV - 1-я четв. VI в.); «золотой век» императора Юстини­ана I (527-565), когда были созданы мозаи­ки Равенны и храм св. Софии; иконоборче­ский период (13 – 9 вв..); поздний период (2-я пол. 9 - 10 вв.). Окончанием периода византийской куль­туры считается взятие Константинополя турками-османами в 1453 г. Византию меньше других стран коснулось Великое переселение народов, поэтому дольше сохранялась ее связь с античным искусством и гораздо медленнее происходил переход к средневековой культуре. В византийском искусстве была сде­лана попытка соединить античную просто­ту с затейливой роскошью декора интерье­ра Востока. Был создан новый тип церков­ных зданий - сочетание базилики и ку­польного сооружения, что дало эффект большого подкупольного пространства. С переходом к императорской и церков­ной власти измененился пластический язык. Он стал более условным, отражая не реально существующие, а умозритель­ные образы, адресуясь к духовному нача­лу. Почти исчезла круглая пластика, в мозаиках появились золотые условные фо­ны, вместо фигур - схематичные плоские изображения, объемность незначительно сохранилась лишь в изображении ликов и рук. В византийском искусстве продолжились традиции антич­ных мозаик, появились икона, крестово-купольные храмы, иконостас как система расположения икон, своя манера иллюминирования рукописей. Широкую извест­ность получили также византийские тка­ни, перегородчатые эмали и изделия из слоновой кости. Несмотря на незыбле­мость канонов образного языка и догматизм изобразительной системы, в. и. ока­зало огромное влияние на страны греко-кафолического, т. е. православного веро­исповедания, к которым относилось боль­шинство славянских стран, включая Русь.

Византийская империя со времен основания до второй половины 12 века была могущественным, богатейшим и культурнейшим государством Европы, раскинувшимся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527— 565 гг. н.э.). В результате кровопролитных войн вновь расширились границы империи. Наряду с Константинополем большую роль играли центры различных провинций: Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте; в Италии Рим постепенно уступал место Равенне, ставшей еще в V веке столицей остготского королевства, а затем центром византий­ского наместничества. Попытка возродить былую мощь империи сопровождалась упорядочением законодательства в целях укрепления существующего строя и широким размахом строительства. Однако процесс феодализации, тенденции к сепаратизму отдельных провинций и, натиск варваров обусловили непрочность границ Византийской империи и постепенное сужение ее территории. К середине VII века арабами были завоеваны Месопотамия, Сирия и Египет, игравшие большую роль не только в экономической, но и в культурной жизни государства. На территории Италии водворились лангобарды, па Балканах возросла роль славян.

Светская архитектура того периода известна почти исключительно по письменным свидетельствам.

Лишь оборонительные сооружения во многих пунктах империи, да вскрытые кое-где раскопками остатки различных сооружений дают о ней некоторое представление.

Наиболее распространенной формой церковных построек в это время была базилика — здание удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части — алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды.

Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки.

Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке — в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе. VI в.).

Все внимание ранневизантийскихих зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом саман священная часть храма — алтарь.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами во многих городах империи. Венцом зодчества этого времени является храм святой Софии в Константинополе.

В 532 году в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще императором Феодосием (379 — 395 гг.) базилика «Святой премудрости», или святой Софии. Император Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе представление о силе его государства и торжестве христианской религии (Рис. 253). К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532—537 годах. Внешний вид храма святой Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда попадаешь внутрь храма (Рис. 254), впечатление сразу же резко меняется. Перед взором развертывается. I грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров и диаметром, превышающим 31 метр. Благодаря искусному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор охватывает все это пространство целиком, и оно кажется при всей своей грандиозности необычайно легким и простым по конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь убедительной победы над материалом.

В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола принят с восточной и западной сторон на два полукупола; последние опираются на своды меньших полуциркульных ниш (экседр), по три примыкающих с обеих сторон. Мощные опоры скрыты от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, позволившими прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом купольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены нартекса (преддверие храма), нефов, галерей и подкупольные столбы облицованы цен­нейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда античных храмов Малой Азии, Греции и Египта. В соборе более ста колонн, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 м. Своды нартекса, а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX — XII! веков, собор украшался внутри мозаиками, содержащими различные религиозные композиции, изображения святых, портреты императоров и членов их семей. Ныне эти мозаики, закрашенные турецкими завоевателями после взятия Константинополя, раскрыты в процессе реставрационных работ.

В византийском искусстве VI века скульптура играет незначительную роль. В это время наибольшее распространение получает декоративный рельеф (в виде капителей колонн самых разнообразных форм с характерным прорезным орнаментом, а также прорезных ажурных плит, в частности, алтарных преград и т. п.). Особенно много примеров дает искусство Равенны. В восточных областях империи, по-видимому, дольше сохранялась портретная скульптура, развивавшаяся в традициях позднего римского искусства. Имеются и произведения скульптуры с сюжетными изображениями, обычно выполненными в рельефе. Сравнительно редко встречаете» скульптура в позднейшие периоды развития византийского искусства. Объясняется это, скорее всего, религиозными мотивами — отрицанием восточной церковью скульптурных изображений как пережитков языческих культов. В светском же искусстве раннего периода скульптура была более распространена. Из литературных источников и старинных рисунков мы знаем, например, об укра­шении площадей Константинополя не только античными статуями, но и памятниками византийскою времени (известна, например, статуя Юстиниана).

Широкое развитие получили в VI столетии в Византии малые формы искусства. К их числу принадлежат образцы замечательной резьбы по кости, изделия из серебра, ткани и т. п. Античные традиции переплетаются здесь с влиянием искусства восточных провинций Римской империи. В резьбе по кости отчетливо проступает античная традиция (ярким примером является замечательный диптих с изображением цирковых сцен, хранящийся в Эрмитаже),

О связях со странами Ближнего Востока свидетельствуют некоторые типы серебряных сосудов и особенно — шелковые ткани.

Большой известностью пользуется замечательная кафедра епископа Максимиана (середина VI в., Равенна, Архиепископский дворец), сплошь покрытая резными пластинками из слоновой кости с религиозными и орнаментальными изображениями. Изделия из серебра — различные чаши, блюда, кувшины, предметы культа и т. п.— также сохраняют в сюжетах и стиле своих изображений сильное влияние античной традиции, хотя наряду с ней в ряде памятников VI — VII веков развивается иная, графическая и орнаментальная, манера трактовки образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: