double arrow
III. Византийское искусство IX-XII вв

II. Искусство периода иконоборчества (VII-IX вв.)

Процесс становления зрелого феодального общества сопровождался обострением классовой борьбы, проявившейся в форме религиозных движений: иконоборчества и павликианства (VIII —IX вв.). Павликиане выступали против социального не­равенства, требовали отмены церковном иерархии, иконопочитания. Иконоборчество, отрицавшее религиозные изображения как пережиток идолопоклонства, имело глубокие корни в идеологии, получившей особое распространен в восточ­ных областях империи. Если иконоборцы истребили многие произведения более раннего времени, то победившие в IX веке иконопочитатели в свою очередь разрушили памятники искусства своих противников. Можно предполагать, что искусство иконоборцев опиралось на традицию светского античного искусства и заимствовало многое от ниродного искусства Востока. В числе миниатюр так называемой Хлудовской псалтири, имеется ряд сцен, изображающих иконоборцев. Она содержит более двухсот рисунков на полях, представляющих композиции, подсказанный рисовальщику псалмами псалтири. В изображениях много наивной выразительности в жестах фигур и их позах; попадаются и совсем смелые, плохо вяжущиеся с церковной рукописью рисунки.

Проникновение народной струи в искусство крупнейших центров империи и IX веке можно наблюдать на примере мозаик святой Софии в Фессалоннках: в сохранившейся здесь в куполе сцене Вознесения, так же как в изображении Богоматери в апсиде заметны грубоватость исполнения, неправильные пропорции, угловатые складки и повороты, сочетающиеся с выразительностью отдельных персонажей.(Рис. 255)




В период правления Македонской династии (867—1025 гг.) границы Византии вновь несколько расширились. В это время ведутся почти непрерывные войны с Болгарией, закончившиеся в 1018 году ее завоеванием. Все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты. В IX—XI веках (когда на смену Македонской династии приходит в 1081 г. династия Комнинов, представлявшая круги высшей знати) полностью утвердились феодальные отношения. С победой иконопочитания (IX в.) христианская церковь приобрела еще большее значение. Это получило свое выражение не только в общественно-политической и экономической се роли, но и во всех областях идеологии. В отличие от Западной Европы, в Византии сохранился централизованный государственный аппарат, продолжали развиваться города с их оживленной торговлей и ремеслом, в частности, художественным. Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, был Константинополь, этот, по выражению Маркса, «золотой мост между Востоком и Западом».



К концу XI века внешнее положение империи осложнилось: на западе ее теснили норманны, на востоке все большую силу набирали тюрки-сельджуки. В лице «союзников» — крестоносцев — Византия встретилась с опаснейшим врагом; после первого же похода (1096—1097 гг.) военное и экономическое положение империи резко ухудшилось. В течение всего XII века Византия вела тяжелые войны, ее экономика была подорвана, классовые противоречия обострились. Завершающим ударом явилось взятие столицы в 1204 году крестоносцами.

Именно в эпоху Македонской династии, после кратковременного возврата классицизма, в придворном искусстве формируется зрелый средневековый стиль, получивший свое наиболее яркое выражение в XI веке.

О дворцах византийских императоров мы знаем преимущественно из письменных источников, а также по некоторым фрагментарным археологическим данным. Известно, что дворцовые постройки представляли собой целый комплекс зданий, занимавших обширный квартал в восточной части города. Различные палаты — золотая, порфировая, медная и многие другие соединялись галереями и переходами. Здесь же располагались двор­цовые церкви и часовни, террасы, сады и т. п. Формы и конструкции дворцовых построек, так же как и принципы их убран­ства, очевидно, имели много общего с сохранившимися до нашего времени христианскими храмами.

К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма. Эта конструкция в наибольшей мере соответствовала задачам культа. В центре всех этих построек, увен­чанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство, роль которого была аналогичной алтарю. К нему при­мыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. Для памятников Греции характерно применение тромпов на восьми опорах. Общая композиция зданий с понижающимися углами приобретала как бы пирамидальный характер. Крестообразность храмов получала свое выражение не только в плане, но и во внешнем облике. К числу ранних константинопольских памятников крестовокупольного типа от­носятся Аттик-Джами (середина IX в.) и церковь монастыря Липса (начало X в.) (Рис. 256).

Византийские мастера XI—XII веков работали и вне пределов империи, в частности, в Италии. Свидетельство тому памятники Венеции и Сицилии, то есть тех мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными художниками в общих артелях. Со временем и этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии формы искусства.

Среди памятников византийской архитектуры, воздвигнутых на Западе, наибольшее значение имел построенный в конце XI века пятикуитюльный собор Сан Марко в Венеции (Рис. 257). Он представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления тему креста и квадрата. Общая система здания строго продумана и логически завершена. Внутри здание украшено подобно византийским храмам: внизу плитами мрамора, а вверху — мозаиками.

Весьма велико было значение Византии для искусства южных славян. На территориях, периодически входивших в состав империи, сохранилось множество памятников высокого художественного значения. В Болгарии дольше, чем в Византии, удерживалась форма базилики, как в гражданском, так и в церковном зодчестве. В XI веке сюда проник и крестовокупольныи тип построек (церковь Германа на озере Преспа, церковь Иоанна в Месемврии). Росписи Бачковского монастыря (XII в.) отражают воздействие Византии в системе росписей, в греческих надписях и т. п. Интересны отзвуки эллинистического искусства в оформлении погрудных изображений святых, вписанных в квадратные и круглые рамочки, как бы подвешенные на кольцах (Рис. 258).

Среди наиболее выдающихся образцов фресковой живописи на Балканах можно назвать росписи церкви Софии в Охриде (XI в.) и церкви в Нерези (близ Скопье, 1164 г.), исполненные, как следует из надписи, византийскими мастерами. Особенно известны сцены страстного цикла из церкви в Нерези. Но своей эмоциональности, динамичности композиций, своеобразию художественных решений этот памятник предвосхищает стиль конца XIII — XIV века.






Сейчас читают про: