Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Византийское искусство IX-XII вв




II. Искусство периода иконоборчества (VII-IX вв.)

Процесс становления зрелого феодального общества сопровождался обострением классовой борьбы, проявившейся в форме религиозных движений: иконоборчества и павликианства (VIII —IX вв.). Павликиане выступали против социального не­равенства, требовали отмены церковном иерархии, иконопочитания. Иконоборчество, отрицавшее религиозные изображения как пережиток идолопоклонства, имело глубокие корни в идеологии, получившей особое распространен в восточ­ных областях империи. Если иконоборцы истребили многие произведения более раннего времени, то победившие в IX веке иконопочитатели в свою очередь разрушили памятники искусства своих противников. Можно предполагать, что искусство иконоборцев опиралось на традицию светского античного искусства и заимствовало многое от ниродного искусства Востока. В числе миниатюр так называемой Хлудовской псалтири, имеется ряд сцен, изображающих иконоборцев. Она содержит более двухсот рисунков на полях, представляющих композиции, подсказанный рисовальщику псалмами псалтири. В изображениях много наивной выразительности в жестах фигур и их позах; попадаются и совсем смелые, плохо вяжущиеся с церковной рукописью рисунки.

Проникновение народной струи в искусство крупнейших центров империи и IX веке можно наблюдать на примере мозаик святой Софии в Фессалоннках: в сохранившейся здесь в куполе сцене Вознесения, так же как в изображении Богоматери в апсиде заметны грубоватость исполнения, неправильные пропорции, угловатые складки и повороты, сочетающиеся с выразительностью отдельных персонажей.(Рис. 255)

В период правления Македонской династии (867—1025 гг.) границы Византии вновь несколько расширились. В это время ведутся почти непрерывные войны с Болгарией, закончившиеся в 1018 году ее завоеванием. Все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты. В IX—XI веках (когда на смену Македонской династии приходит в 1081 г. династия Комнинов, представлявшая круги высшей знати) полностью утвердились феодальные отношения. С победой иконопочитания (IX в.) христианская церковь приобрела еще большее значение. Это получило свое выражение не только в общественно-политической и экономической се роли, но и во всех областях идеологии. В отличие от Западной Европы, в Византии сохранился централизованный государственный аппарат, продолжали развиваться города с их оживленной торговлей и ремеслом, в частности, художественным. Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, был Константинополь, этот, по выражению Маркса, «золотой мост между Востоком и Западом».




К концу XI века внешнее положение империи осложнилось: на западе ее теснили норманны, на востоке все большую силу набирали тюрки-сельджуки. В лице «союзников» — крестоносцев — Византия встретилась с опаснейшим врагом; после первого же похода (1096—1097 гг.) военное и экономическое положение империи резко ухудшилось. В течение всего XII века Византия вела тяжелые войны, ее экономика была подорвана, классовые противоречия обострились. Завершающим ударом явилось взятие столицы в 1204 году крестоносцами.

Именно в эпоху Македонской династии, после кратковременного возврата классицизма, в придворном искусстве формируется зрелый средневековый стиль, получивший свое наиболее яркое выражение в XI веке.

О дворцах византийских императоров мы знаем преимущественно из письменных источников, а также по некоторым фрагментарным археологическим данным. Известно, что дворцовые постройки представляли собой целый комплекс зданий, занимавших обширный квартал в восточной части города. Различные палаты — золотая, порфировая, медная и многие другие соединялись галереями и переходами. Здесь же располагались двор­цовые церкви и часовни, террасы, сады и т. п. Формы и конструкции дворцовых построек, так же как и принципы их убран­ства, очевидно, имели много общего с сохранившимися до нашего времени христианскими храмами.

К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма. Эта конструкция в наибольшей мере соответствовала задачам культа. В центре всех этих построек, увен­чанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство, роль которого была аналогичной алтарю. К нему при­мыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. Для памятников Греции характерно применение тромпов на восьми опорах. Общая композиция зданий с понижающимися углами приобретала как бы пирамидальный характер. Крестообразность храмов получала свое выражение не только в плане, но и во внешнем облике. К числу ранних константинопольских памятников крестовокупольного типа от­носятся Аттик-Джами (середина IX в.) и церковь монастыря Липса (начало X в.) (Рис. 256).



Византийские мастера XI—XII веков работали и вне пределов империи, в частности, в Италии. Свидетельство тому памятники Венеции и Сицилии, то есть тех мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными художниками в общих артелях. Со временем и этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии формы искусства.

Среди памятников византийской архитектуры, воздвигнутых на Западе, наибольшее значение имел построенный в конце XI века пятикуитюльный собор Сан Марко в Венеции (Рис. 257). Он представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления тему креста и квадрата. Общая система здания строго продумана и логически завершена. Внутри здание украшено подобно византийским храмам: внизу плитами мрамора, а вверху — мозаиками.

Весьма велико было значение Византии для искусства южных славян. На территориях, периодически входивших в состав империи, сохранилось множество памятников высокого художественного значения. В Болгарии дольше, чем в Византии, удерживалась форма базилики, как в гражданском, так и в церковном зодчестве. В XI веке сюда проник и крестовокупольныи тип построек (церковь Германа на озере Преспа, церковь Иоанна в Месемврии). Росписи Бачковского монастыря (XII в.) отражают воздействие Византии в системе росписей, в греческих надписях и т. п. Интересны отзвуки эллинистического искусства в оформлении погрудных изображений святых, вписанных в квадратные и круглые рамочки, как бы подвешенные на кольцах (Рис. 258).

Среди наиболее выдающихся образцов фресковой живописи на Балканах можно назвать росписи церкви Софии в Охриде (XI в.) и церкви в Нерези (близ Скопье, 1164 г.), исполненные, как следует из надписи, византийскими мастерами. Особенно известны сцены страстного цикла из церкви в Нерези. Но своей эмоциональности, динамичности композиций, своеобразию художественных решений этот памятник предвосхищает стиль конца XIII — XIV века.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 918; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9303 - | 7374 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Искусство ранней Римской империи (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.)
  2. I. Этрусское искусство
  3. II. Искусство периода иконоборчества
  4. II.Искусство расцвета Римской империи (2 в. н.э.)
  5. IV. Византийское искусство XIII - XV вв
  6. IV. Список основных артефактов.. II. Искусство периода Республики (6-1 вв. до н.э.)
  7. Актерское искусство
  8. Актерское искусство Франции периода романтизма
  9. Актерское искусство. В то время как в странах континентальной Европы театральная жизнь была полна художественных исканий, английский театр не претерпел никаких существенных
  10. Актерское искусство. Коклен (Бенуа Констан Коклен) (1841-1909) – ученик крупного французского актера Ренье; он учился в консерватории – главном учебном заведении. Уже на второй
  11. Актерское искусство. На театральных подмостках возрождение классицизма связано с рядом крупнейших актерских имен, из которых должны быть выделены имена А.С. Яковлева и Е.С


 

3.214.224.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.