IV. Византийское искусство XIII - XV вв

Крестовые походы, приведшие к завоеванию Константинополя в 1204 году, сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили город, вывезли большое ко­личество произведении искусства. Греческие художники эмигрировали в различные страны Западной и Восточной Европы. Результатом крестовых походов вместе с тем было более интенсивное взаимопроникновение элементов культуры разных народов.

В этот период на территории империи возникли три небольших государственных образования: в их числе Трапезунт, где сохранились фресковые росписи церкви святой Софии XIII века, свидетельствующие о новых художественных исканиях (Рис. 259). Наибольшую политическую и культурную роль в это время играла Никея. По-видимому, здесь определился интерес к античности, которая воспринималась некоторыми общественными кругами как национальное прошлое. После восстановления империи при Михаиле Палеологе в 1261 году в искусстве, как и в других явлениях культуры, начинаются поиски новых путей, возникают отдельные элементы своеобразного Возрождения.

Здания, возведенные или перестроенные в конце XIII или в XIV веко, отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера. Такова, например, церковь Паммакаристы (Фетиэ-Джа-ми, конец XIII в.) или перестроенный в начале XIV века монастырь Хора (Ка-хриэ-Джами) в Константинополе (Рис. 260). В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий. Так, например, богатством узорчатой кирпичной кладки (возможно, заимствованной из балканских стран) отличается церковь Апостолов в Фессалониках (1312—1315 гг.) и сохранившийся в развалинах дворец Текфур Серай в Константинополе (XIV в.).

Сложный комплекс зданий как светского, так и церковного назначения сохранился в Мистре - центре Морейского деспотата: живописно расположенные церкви с открытыми портиками, с арка­дами, многогранными барабанами куполов, декоративными поясами арок на изящных колонках (Рис.261). В отдельных памятниках (как, например, церкви Софии в Трапезуе) применялся и скульптурный декор с растительным орнаментом, изображением людей и животных.

Большое распространение получают в это время изделии из серебра, украшенные тонкими ажурными узорами. Значительный интерес представляет оклад иконы Богоматери из Троице-Сергиевой лавры (Рис. 262), где имеются чеканные портретные воображения византийского вельможи Константина Акрополита и его жены (конец XIII в.).

Для последнего периода существования империи характерно большое число серебряных, чем золотых изделий. В быту даже высшей знати они нередко вытесняются художественной керамикой, беднеющая империя теряла свое былое великолепие.

Многие мастера, покидая пределы империи, переносили традиции византийского искусства в другие страны. Среди наиболее выдающихся художников, работавших за пределами Византии, следует назвать имя Феофана Грека, замечательные росписи которого сохранились и в церкви Спаса Преображения в Новго­роде (70-е гг. XIV в.), а иконы — в Благовещенском соборе Кремля в Москве. Произведения Феофана Грека отличаются широкой живописной манерой с характерными сильными и резкими мазками, с помощью которых он лепит форму. Образы святых отличаются глубокой одухотворенностью и выразительностью.

Вместе с христианством было воспринято и связанное с ним византийское искусство — каменное зодчество, монументальная и станковая живопись. И в той и в другой области византийские мастера создали определенные, проверенные длительным опытом и развитием культа типы, нормы и правила. В архитектуре господствовал тип прямоугольного храма с 4 или 6 столбами, несшими сводчатые перекрытия, и с выступающими с востока алтарными апсидами. Центральное, продольное и поперечное пространства между столбами (нефы) образовывали в плане крест, в перекрестье которого возвышалась цилиндрическая или граненая глава, перекрытая купольным, сферическим сводом. Этот тип здания назывался «крестовокупольным».

Византийская живопись также обладала большим опытом в отно­шении состава и порядка размещения священных изображений на степах храма, типов самих изображений религиозных сюжетов, облика того или иного святого, а также выработанная системой художественных и технических приемов их воплощения.

Однако лишь на первых порах русским феодалам пришлось поль­зоваться услугами греческих архитекторов и художников. Их опыт был с поразительной быстротой освоен русскими мастерами. Уже в XI веке пользуется широкой известностью имя киевского живописца и ювелира Алимпия. Русские мастера смогли не только воспринять, но и творчески развить византийское наследство.

На протяжении своего более чем тысячелетнего существовании византийское искусство сыграло очень большую роль в развитии художественной культуры Западной Европы, южных славян, Древ­ней Руси и Закавказья. Будучи прямой наследницей античной художественной культуры, а в некоторой степени и древних культур эллинизированного Переднего Востока, Византия многое сохранила от этого наследия в своем - искусстве и затем неоднократно в разные периоды передавала его как странам Запада, так и Древней Руси и Кавказа.

В дороманский период, когда на Западе еще только слагались основы нового европейского искусства, Византия была страной с развитой художественной культурой, и ее архитекторы и художники много раз призывались на Запад строить там каменные здания и украшать их мозаиками и фресками, которые потом служили местным мастерам образцами для изучения техники, форм и конструкций. То же самое имело место в X— XI веках в Древней Руси, в момент сложения Киевского государства, причем влияние Византии на древнерусское искусство неоднократно проявлялось и позднее, особенно сильно в живописи XIV века. В XIII веке византийская живопись сыграла немалую роль в развитии живописи Италии.

Историческое значение византийского искусства отнюдь не исчерпывается тем, что оно сохранило в себе живую традицию античной художественной культуры. Разработав с наибольшим совершенством торжественный и репрезентативный стиль христианского догматического искусства, византийские художники разрешили целый ряд сложных художественных проблем, неизвестных или по-иному ставившихся в античном искусстве. Разработка больших цикл,(Ж повествовательных композиций, углубленная характеристика образов священных персонажей, акцентировка главного в содержании изображаемых событий и эмоциональная сила воздействия на сознание широких масс — все это требовало от художников упорных творческих поисков и глубоких обобщений в сочетании с наблюдениями, почерпнутыми из окружающей жизни.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: