Структура ответа

1. Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Сложение первобытного искусства. Критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства. Искусство как источник специфической информации. Единство в первобытной культуре науки, религии и искусства. Искусство как орудие магии. Роль в искусстве "коллективного бессознательного". Создание модели мира и определение места человека в нем. Искусство как средство опредмечивания мифа. Символический характер первобытного искусства. Два стиля изображения: жизнеподобный и условный, зарождение изобразительности и выразительности. Зверя – изобразить, человека – выразить. Палеолитические "Венеры" как материализовавшаяся идея материнства, плодородия.

1. Гробничная архитектура Древнего Египта: архитектурная композиция, скульптура, росписи.

Памятники Древнего царства. Мастаба: структура, сходство и различия с жилым домом. Мастаба фараона Джосера. Идея пирамиды как первозданного холма. Архитектурный ансамбль пирамиды. Комплекс "классических" пирамид Гизы. Пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура. Освоение зодчими конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. Соотношение гробницы и храма. Гробница, вырубленная в скале. Изменение строительного процесса пирамид. Памятники Среднего царства. Гробницы в Бени-Гасане. Гробницы Нового царства.

2. Храмовая архитектура Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности.

Заупокойный храм объединителя Египта – Ментухотепа Небхепетре. Украшение храма пирамидой; вынос колоннады наружу. Типы колонн в древнеегипетской архитектуре. Храм Аменхотепа III – Лабиринт. Изменение масштаба храма – храм как центр общегосударственного культа. Завершение разработки классической композиции храмов зодчим Инени. Храм как космос; храм как воплощение первохолма. Искусство династии Тутмесидов. Храм царицы Хатшепсут. Пещерные храмы Абу Симбела. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Особенности применения стоечно-балочной системы в древнеегипетской архитектуре.

3. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника.

Канонизированное правило изображения человеческого тела на плоскости. Врезной рельеф. Условности изображения: иерархическая разномасштабность, поворот плоскости изображения, условный сдвиг. Фризообразное построение композиции. Неизменность канонов при росте изобразительности. Новые сюжеты периода Среднего царства. Появление в росписи оттенков. Распространение придворного искусства в провинциях. Двор фараона – центр художественной жизни. Архитектурная композиция царских дворцов. Соответствие росписей дворцовых помещений их функциональному назначению. Отсутствие условий для развития гробничных рельефов и росписей. Изображения на стенках саркофагов. Яркая полихромия. Новая трактовка деталей. Гроб торговца Рама. Следование прежним образцам.

4. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений.

Канон в скульптурном изображении человека. Создание вместилища для "ка". Типы скульптурного изображения. Уподобление реального первообразу. Условная раскраска тела. Сфинкс как манифестация могущества фараона, символ разума и силы. Колоссальные статуи. Их роль в укреплении авторитета правителя. Искусство периода правления XIХ династии. Стремление к пышности. Нарастание в скульптуре стремления возврата к древним канонам. Возвращение к художественным приемам времен XVIII династии. Развитие реалистического портрета. Портрет градоначальника Монтуэмхета. Воспроизведение в скульптуре ряда древних иконографических элементов при новой трактовке и отделке.

5. Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации.

Отмена культа старых богов. Предпосылки введения в стране монотеизма. Новые задачи и традиционные художники. Новые темы рельефов и росписей: внимание к отношениям между людьми в семье, человечность и душевная привязанность.Архитектура нового типа в амарнский период. Пер Атон эль Ахетатон – новый тип храма. Гробница фараона Тутанхамона (значение памятника, история его открытия). Портреты, ювелирное искусство по материалам захоронения Тутанхамона. Скульптура: амарнский реализм и традиционные каноны. Возврат к старой религии и традиционным формам искусства. Реализм мелкой пластики. Влияние на искусство 2-й половины Нового Царства амарнского искусства.

6. Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чёрнофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.

Дипилонские вазы как пример геометрического стиля. Назначение, форма, композиция и тематика росписи. Характер орнамента. Чернофигурный стиль архаики. Связь формы сосудов, тематики росписи, общей и изобразительной композиции изображений. Характер трактовки фигуры и костюма. Краснофигурная вазопись классического периода. Традиции и новаторство. Способы совершенствования фигуры и движения. Композиционные находки. Обогащение тематики росписи. Белофонные и фигурные сосуды эпохи эллинизма. Причины изменения тематики изображений.

7. Ордер: дорический, ионический, коринфский. Сложение типов греческих храмов.

Сложение ордерной системы. Храм как жилище бога. Воплощение в архитектуре храма идеи единства и величия полиса. Храм как центр общественной жизни. Типы храмов: храм "в антах", простиль, амфипростиль, диптер, периптер. Ордер как гармоническое соотношение и расположение несущих и несомых частей. Дорический ордер: пропорции, рисунок колонны, структура постамента. Ионический ордер: изменение пропорций, фасадность колонны, облегчение антаблемента. Живописное богатство коринфского ордера. Соответствие пропорций храма пропорциям человека. Колоннада как ритмическая структура. Система оптических поправок при строительстве храма. Участие полихромии в создании впечатления от храма. Место скульптуры в греческом храме. Архитектура эллинизма.

8. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурные сооружения, культурная значимость комплекса.

Сооружения Акрополя: Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 г. до н.э.), храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат, 449-421 г. до н.э.), Парфенон – главный храм Акрополя (архитекторы Иктин и Калликрат, 447-438 г. до н.э.) – как памятник победе греков над персами, зримое воплощение идеи общеэллинского единства. Творчество Фидия. Концепция скульптурного убранства храма. Фронтоны и метопы Парфенона. Вера в торжество разума, силу красоты, в победу над варварством. Идеальная красота, глубокая человечность образов Фидия. Статуя Афины Парфенос. Эрехтейон (431-404 гг. до н.э.) Особенности планировочного и художественного решения храма.

9. Скульптура Древней Греции: основные типы изображения, культурное значение, эволюция развития.

Скульптура периода архаики. Куросы и Коры. Попытка передачи движения и пластики форм. Архаическая улыбка. Повышенная декоративность поздней архаической скульптуры. Скульптура ранней классики или т.н. «строгий стиль». «Мальчик» Крития как попытка передачи спокойного естественного движения. Скульптурная группа Крития и Несиота «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» и попытка передачи в скульптуре резкого движения вперёд и духовной устремлённости к цели. Скульптура высокой классики. Творчество Мирона. Передача активного движения, воспринимаемого фронтально («Дискобол», «Афина и Марсий»). Поликлет: «Дорифор». Проблема движения в состоянии покоя. Храмовые образы Фидия. Скульптура поздней классики: Скопас (экспрессивность и сложность движений). Пракситель (передача состояния покоя, отдыха, женские образы в скульптуре). Леохар "Аполлон Бельведерский". Лисипп: раскрытие в образах характерно-выразительного, а не идеально-совершенного. Скульптура эллинизма. Передача в скульптуре ощущения разрыва между человеком и существующим миром. Безграничное разнообразие тем, видов, жанров. Пергамский алтарь Зевса. Лаокоон. Колосс Родосский. Ника Самофракийская. Венера Милосская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: