Методические рекомендации. Семинар 10:Россия и мир в начале XX века (семинар 1)

Семинар 10:Россия и мир в начале XX века (семинар 1).

Дополнительная 20,48.

Основная 3,12,13,17,21.

Литература

Темы рефератов и сообщений

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные итоги гражданской войны в США?

2. В чем вы видите связь между объединением Германии «железом и кровью» и ускорением ее экономического развития?

2. Назовите государства, ставшие лидерами промышленного развития в первые десятилетия XIX века. Почему в этом деле они вырвались вперёд?

3. Почему развитие промышленного производства углубило социальные противоречия в западных странах?

4. Определите особенности рабочего движения Англии, Франции и Германии.

6. Назовите причины буржуазных реформ в России 1860 - 1870-х гг.

7. Почему отмена крепостного права не привела к быстрому подъёму сельского хозяйства России?

8. Как Вы думаете, реформы 60 - 70-х гг. отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?

9. Назовите три течения в народническом движении. Каковы их отличия и общие черты.

11. Охарактеризуйте земскую контрреформу Александра Ш. В чем смысл закон о «кухаркиных детях»?

12. Какие страны получили независимость в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1. Г.И. Успенский о положении и судьбе российского крестьянства.

2. Отмена крепостного права в Смоленской губернии.

3. «Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

4. Народнические концепции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва: общее и различие.

5. Жизненный путь российского марксиста Г.В. Плеханова.

6.Российское студенчество второй половины XIX века: мировоззрение и общественная деятельность.

8. Марксизм и общечеловеческие ценности – Ваша точка зрения?

9. Первые марксистские кружки в Смоленской губернии.

10.Культура России второй половины XIX века: живопись, литература, музыка.

11. Александр II: личность и судьба реформатора.

  1. Ведущие страны Запада накануне Первой мировой войны: экономика, политика, международные отношения.
  2. Первая русская революция 1905 - 1907 гг.: причины, характер, движущие силы, политические лагеря и партии, основные этапы, итоги.
  3. Первая и Вторая Госдумы: создание, деятельность, финал.
  4. Столыпинская аграрная реформа: причины, сущность, экономические, социальные и политические результаты.

При подготовке ответа на первый вопрос изучите политические процессы в Англии, Германии, Франции. Покажите внутренние и внешние причины, которые обусловили подготовку этих стран к войне. Коротко расскажите о первых империалистических войнах и создании Антанты.

Отвечая на второй вопрос, прежде всего, проанализируете состояние отечественной экономики и социальных отношений на рубеже XIX-XX вв. Раскройте причины первой российской революции и выясните, какие классы и сословия были заинтересованы в их решении. Далее выясните, что означает понятие «политический лагерь». Почему в России сложились сначала радикальные партии, и каковы их программы по ключевым вопросам общественного развития? Охарактеризуйте либеральный лагерь накануне революции. Какими методами царизм стремился предотвратить революцию? Сравните «полицейский социализм» в Германии и в России. Расскажите о начале революции, а затем назовите ее основные этапы. Проанализируйте манифест Николая II от 17 октября 1905 года. Каково его значение для развития революции? Что такое «многопартийная политическая система»? Какие цели преследовали либеральные и консервативные российские партии в условиях революции?

При подготовке ответа на третий вопрос дайте оценку указа императора от 11 декабря 1905 года о выборах в Государственную думу. Какова была специфика этих выборов? Какие вопросы рассматривала Первая Госдума и какие предлагала решения этих проблем? Какой была реакция правящей верхушки на эти предложения? Что было нового в системе выборов во Вторую Госдуму и как это отразилось на составе её депутатов? Почему и Вторую Госдуму ждала та же участь, что и Первую? Почему события 3 июня 1907 года считаются окончанием революции? Выясните основные итоги революции. Чем «третьеиюньская монархия» отличается от монархии дореволюционной?

При подготовке ответа на четвёртый вопрос вначале проанализируйте положение дел в российском сельском хозяйстве накануне столыпинской аграрной реформы. Затем выясните, каковы были основные грани мировоззрения П.А. Столыпина, и какое влияние оно оказало на его реформаторскую деятельность? Каковы политические и экономические цели реформы? Определите ее основные мероприятия. Назовите основные итоги реформы. Почему её ярыми противниками являлись как революционеры, так и многие монархисты? Чем отличалась их позиция в данном вопросе? Каким было отношение крестьянских масс к реформе и чем это объяснялось?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: