Тема 2. Война колоний Великобритании за независимость. Образование США

Методические рекомендации

Прежде всего необходимо изучить причины, которые привели к со­зыву Долгого парламента после одиннадцати лет "тирании" Карла I и роспуска Короткого парламента.

Студент должен четко представлять себе расстановку классовых сил в стране и Долгом парламенте, роль дворянско-буржуазного блока в этом парламенте. Важно понять революционное значение первых законодательных актов парламента, наносивших удар по абсолютиз­му, при этом надо видеть ограниченность программы блока джентри и буржуазии. Поэтому особое внимание следует уделить анализу "Вели­кой демонстрации" - важнейшего документа эпохи Английской рево­люции.

При разборе этого документа (как, впрочем, и других в дальнейшем) следует анализировать отдельные статьи с точки зрения интересов различных социальных групп Англии, выдвигавших свои требования.

Опираясь на специальную научную литературу, студент должен охарактеризовать экономическое развитие страны в первой половине XVII века, показать большую роль религиозного фактора в назревании революции. Анализируя приведенные в пособиях документальные материалы, студент должен проследить цели и особенности борьбы английской буржуазии и нового дворянства с королевской властью, феодальным дворянством и господствующей церковью.

Используя документы, студент должен разобраться в различиях политических программ пресвитериан и индепендентов, учитывая и их религиозные разногласия.

Программу левеллеров студент усвоит при изучении таких важ­нейших документов, как "Народное соглашение" и памфлетов Д. Лильберна. Надо выделить их социально-экономические и политические требования и определить, интересы каких социальных групп отрази­лись в этих требованиях. Особое внимание надо обратить на игнори­рование левеллерами аграрного вопроса.

Анализ прений на конференции в Пётни позволит студенту уяснить историческое значение левеллеров, впервые в истории выдвинувших принцип всеобщего избирательного права, при этом надо отметить непоследовательность левеллеров, которые в ходе дискуссии согласились лишить избирательных прав ряд категорий населения. Надо выяснить, каких именно.

При анализе документов конференции в Пётни, студенту необхо­димо обратить основное внимание на два вопроса, которые были в центре прений: об избирательном праве и об основах и форме орга­низации верховной власти в Англии.

Говоря о важной роли парламентской армии в Английской револю­ции, студент должен отметить, что ее наиболее радикальная часть неоднократно выступала в защиту левеллеровской программы, а так­же отрицательное влияние ирландской экспедиции на дальнейшую судьбу и самой Армии, и индепендентской республики.

Характеризуя движение диггеров, следует показать истоки "истин­ного левеллерства" и значение их идей в истории утопического со­циализма.

1. Экономическое развитие североамериканских колоний Англии в XVII-XVIII вв., их политическое устройство и социальный состав колониального общества. Идейные предпосылки войны за независимость.

2. Усиление колониального гнета Англии после 1763 г. и формирова­ние революционной ситуации.

3. Декларация независимости: ее социально-политические принципы и историческое значение.

4. "Статьи Конфедерации" и их роль в становлении американской государственности.

5. Подготовка и принятие Конституции 1787 г., ее содержание.

6. Борьба вокруг ратификации Конституции. "Билль о правах"

7. Характер, особенности и историческое значение первой американ­ской революции.

Источники и литература

1. Беррэс Р.Т Документы американской революции. - Тверь, 1994.

2. Практикум по новой истории (1640-1870) / Сост. Ю. Ф. Иванов, Ю.П.Муравь­ев.-М.,1973.-С.70-94.

3. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв / Под ред. В. Г. Сироткина. - М.,1990.

* * *

4. Американские президенты. Ростов-на-Дону.1997.

5. Бурстин Д. Американцы: национальный опыт.-М.,1993.

6. Война за независимость и образование США / Под ред. Г. Н. Севостьянова. -М,1978.

7. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765 – 1775 годы.// ННИ. – 2008. - № 1.

8. Гамильтон А., Мэдисон Дж., Джей Дж. Федералист.-М.,1994.

9. Егоров С. А. Конституционализм в США. – М., 1994.

10. Зубков А. Ю. Англия и ее североамериканские колонии в преддверии войны за независимость // ННИ. – 1982 - №2.

11. История внешней политики и дипломатии СШ. 1775 – 1877 гг. – М., 1994.

12. Каримскийй А. М. Революция 1776 года и становление американской философии. – М., 1976.

13. Конституция США: история и современность. – М., 1988.

14. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.

15. Морозова Т. Л. О национальном своеобразии американского Просвещения.// История формирования американской литературы. – М., 1985.

16. Романова М.И. Британские виги и борьба североамериканских колоний за независимость (1760-е гг.)// Вопросы истории – 2007. - № 4

17. Политическая история США. Актуальные изменения. – М., 2000.

18. Согрин В. В. Буржуазные революции в США: общее и особенное.// ВИ. – 1983 - №3.

19. Согрин В. В. Идейные течения в американской революции XVIII века. - М., 1980.

20. Согрин В. В. Идеология в американской истории. - М.,1995.

21. Согрин В. В. Т. Джефферсон - мыслитель и политик.- М.,1989.

22. Согрин В. В. Война США за независимость как социально-политическая революция// ННИ. – 2005. - № 3.

23. Становление американского государства. - СПб., 1992.

24. США: Конституция и права граждан. - М.,1987.

25. Фурсенко А. А. Американская революция и образование США.- Л., 1978.

26. Шелтон Г. У. Политическая философия Томаса Джефферсона. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: