Методические рекомендации. Жирондисты у власти (1792 г. - 1793 г.). Якобинская диктатура(1793-1794 гг.)

Занятие 2.

Жирондисты у власти (1792 г. - 1793 г.). Якобинская диктатура(1793-1794 гг.)

1. Жирондисты у власти (1792 - 1793)

а) начало революционных войн;

б) внутренняя политика и радикализация революционного движения;

в) борьба Горы и Жиронды.

2. "Декларация прав человека и гражданина" и ее историческое зна­чение.

3. Приход якобинцев к власти. Конституция 1793 г.2. Организация власти якобинской диктатуры.

4. Социально-экономическая политика якобинской диктатуры. Политика «максимумов» и ее сущность.

5. Борьба группировок среди якобинцев.

6. Проблемы якобинской диктатуры в современной историографии.

Источники и литература

1. Документы истории Великой французской революции: В 2 т. - М.,1990-1992.

2. Французская буржуазная революция 1789-1784 гг. / Сост.Н.А. Кислица. - М., 1968.-С.26-28, 95-109.

3. Хрестоматия по новой истории. - М.,1963.- T.I.- С.154-156, 163-164.

4. Кутон Ж. Избранные произведения. 1793-1794.-М.,1994.

5. Революционное правительство в эпоху Конвента / Под ред. Н. М. Лукина.- М,1957-С.230-243.

6. Робеспьер М. Избранные произведения: В 3-х т.- М,1965.- Т.2.

7. Хрестоматия по новой истории. - М.,1963.- T.I - С.182-185, 192-197.

***

8. Батентэр, Э. и Р. Кондорсе. – М., 2001.

9. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции.- М.,1993.

10.Буржуазия и Великая французская революция. - М.,1989.

11.Виллар Т. и К. Формирование французской нации (X – начало XIX вв.) – М., 1957.

12Великая французская революция и современность. – М., 1990.

13. Генифе П.Политика революционного террора 1789-1794. – М.,2003.

14..Генифе П. Террор: случайность или неизбежный результат революций? Из уроков французской революции

XVIII века. // ННИ. – 2003. – №3.

15. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из XXI века//ВИ. – 2007. - № 10.

16. Гордон А. В. Падение жирондистов - М.,1988.

17. Далин В.Н Историки Франции XIX-XX в. - М,1981.

18.Даниленко В Н. Декларация прав и реальность. - М,1989.

19. Кондратьева Т С Большевики-якобинцы и призрак Термидора. - М.,1993.

20. Кропоткин П.А Великая французская революция. 1789-1793. - М., 1979

21. "Круглый стол" Якобинство в исторических итогах Великой французской революции // ННИ.-1996.- №5.-

С. 73-99.

22. Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция. - М.,1983.

23.Матьез А Французская революция. – Ростов – на - Дону, 1995.

24. Молчанов Н.Н. Монтаньяры,- М,1989.

25. От Старого порядка к Революции. - Л,1988.

26 Пименова Л.А. Идея свободы во французской революции - XVIII в. // ННИ.-1992 - №1.- С.59-73.

27.Ревуненков В. Г. Очерки истории Великой французской революции. - Л. [Любое издание]

28. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. - Л,1990.

29 Россия и Великая французская революция конца XVIII в.- М.,1989.

30. Смирнов В П., Посконин B.C. Традиции Великой французской революции в идейно-политической жизни Франции. 1789-1989. - М.,1991.

31. Фурсенко А. А. Американская и французская революции XVIII в.: опыт сравнительной характеристики // ВИ. –

1977. - №12.

32. Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции. – М., 1996.

При рассмотрении внутренней политики жирондистов студенту следует прежде всего показать их неспособность решить аграрный вопрос и к чему это привело.

Уступая давлению санкюлотов, которые требовали всеобщего мак­симума, жирондистский Конвент был вынужден в мае 1793 г. принять декрет об установлении максимума цен на зерно. Надо отметить половинчатость этой меры. Цены на продовольствие продолжали расти. Приступая к изучению текста Конституции 1793 г., студент должен I четко представлять себе исключительно сложную обстановку, в которой принимался этот законодательный акт. Эта обстановка сделала невозможным проведение конституции в жизнь до окончания войны, а затем вопрос был снят вообще, т. к. 27 июля 1793 г. пала якобинская диктатура. Студенту надлежит показать, как в Конституции 1793 г. от­разились основные идеи якобинцев, и подумать о соответствии этих 1 идей условиям конкретной эпохи.

Особое внимание следует уделить анализу систем власти якобинской диктатуры. Надлежит четко показать роль Национального Конвента, его деятельность и структуру, партийный состав и разобрать его историческое значение. Надо также показать связь Конвента с народом, Якобинскими клубами и его филиалами, с народными комитетами; роль петиций, приносившихся санкюлотами в Конвент, публичность заседаний, освещение его работы в печати и т. д. Надо проанализировать деятельность комиссаров Конвента в армии. Серьезного внимания студента требует также анализ работы и структура центральных органов республики – КОСа и КОБа. Надо остановиться на исполнительных органах Конвента – министерствах, комиссиях.

Приступая к изучению текста Конституции 1793 г., студент должен четко представлять себе исключительно сложную обстановку, в которой принимался этот законодательный акт. Эта обстановка сделала невозможным проведение конституции в жизнь до окончания войны, а затем вопрос был снят вообще, т.к. 27 июля 1793 г. отразились основные идеи якобинцев, и подумать о соответствии этих идей условиям конкретной эпохи.

Среди мероприятий якобинской власти исключительное значение имело уничтожение элементов феодальных отношений в деревне. Особое внимание надо уделить анализу двух важнейших актов – декрета Национального Конвента 3 июля 1793 г. о продаже национальных имуществ и 17 июля 1793 г. о полном уничтожении феодальных прав. Правильное понимание этих важнейших документов якобинцев поможет объяснить и причины выдающихся военных побед армий Республики, и причины падения якобинской диктатуры.

Декрет Национального Конвента о всеобщем максимуме 20 сентября 1793 г. должен быть верно понят студентом. Следует четко уяснить, кому и почему был необходим максимум, кто от него выиграл, а кому он был ненавистен и почему. Уместно напомнить, что якобинская диктатура сохранила антирабочий закон Ле Шапелье 1791 г.

В своих выводах студенту надлежит показать, что из осуществленного якобинцами сохранилось и после падения Робеспьера как основа буржуазного строя Франции.

В завершении работы по данной теме студенту надо, опираясь на материалы «Круглого стола» (ННИ, 1996, № 5), работы С.Ф. Блуменау и В.Н. Далина, показать, как проблемы якобинской диктатуры нашли освещение в современной историографии (отечественной и зарубежной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: