Обучение гимназистов

Глава третья

Проект регламента академической гимназии

Глава седьмая

Глава пятая

Проект регламента московские гимназий

ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ. ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), ученый-энциклопедист, педагог. Россия.

Родился в семье крестьянина-помора близ Архангельска, здесь же получил начальные знания, которые необычайно увлекли его. Добирается до Москвы, в 1736 г. блестяще заканчивает Славяно-греко-латинскую академию и до 1741г. продолжает образование в Германии. По возвращении работает в Академии наук, становится профессором, а затем академиком. Его сравнительно короткая жизнь насыщена Замечательным творчеством, выдающимися открытиями и начинаниями. Пушкин перечислял круг интересов и заслуг Л.: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец - он все испытал и все проник». Добавим к этому: философ, статистик, демограф, лингвист, астроном, географ и педагог со многими социальными идеями.

Мировоззрение Л. складывалось под влиянием научных достижений той эпохи, к которым он и сам был причастен, и происходящих общественных сдвигов в России и за рубежом. Убеждения Л. сделали его выдающимся ученым-организатором в области просвещения. Он добивался создания бессословной школы, видел в ней путь к широкому образованию народа, мечтал о «бесчисленных Ломоносовых», был убежден, что к наукам лучше приобщаются мальчики из простонародья, чем многие знатные, чуждающиеся этих занятий. Связывая возвышение России с просвещением, представил свой проект развития сети школ. В масштабе страны проект не был осуществлен, но созданные им в 1755 г. Московский университет и гимназию при нем Л. наполнял разночинцами, добивался вольностей для студентов.

Социально-педагогические взгляды Л. наиболее полно изложены в «Регламентах» московских гимназий и академической гимназии - своеобразных уставах школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку как деятельной личности, необходимости с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие («кто к чему привык, от того отвратить трудно»). Доказывал, что предоставленный самому себе ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством.

Л. заложил основы педагогической этики. Придавал огромное значение доброму примеру учителя, обосновывал, почему «учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно», стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. В соображениях о системе наказаний и поощрений делит те и другие на приватные и публичные, призывает к осторожности в их применении.

От Л. идет начало российского просвещения нового времени. Доказывая преимущества людей образованных перед неграмотными, он одним из первых обращается к 'идее народности воспитания. В целом педагогические идеи Л. оказали сильное влияние на становление отечественной педагогики как самостоятельной науки и на ее успехи в середине и второй половине XIX в.

О экзаменах, произведениях и выпусках школьников

§44

При выпуске из Гимназии студентов смотреть сверх сего лет, чтобы кто ради малолетства, вышел из строгого гимназического содержания, не испортил нравов, но приобрел бы вместо того и успехи в других языках. Итак, ежели кто к 15 летам своего возраста пройдет все классы российской, латинской и первых оснований нужнейших наук, того перевести в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия.

§46

Ежели который школьник за какими-нибудь извинительными причинами, как то за долговременными болезнями или за недовольною способностию, в Гимназии долго пробыл и уже в немалых летах, однако всегда учился по силе своей прилежно и вел себя порядочно, такого должно из Гимназии выпустить в другую команду по пристойности с рекомендациею или определить в учители нижних классов.

§47

Которые учатся на своем содержании, тех выпускать по тем условиям, на которых они в Гимназию приняты. Но ежели в ком усмотрена будет особливая острота и склонность к наукам, для тех употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках.

О награждениях и наказаниях

§57

Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения - за излишние в школe изучение и преимущества перед другими; публичные - за оказанные, при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях, приватные наказания - за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и школе поступки; публичные - за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.

М.В.Ломоносов.- М., 1996.- С. 97-100.

§21

При обучении гимназистов следует, во-первых, наблюдать

главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей. Если, например, какой-нибудь гимназист еще не умеет в совершенстве читать и писать по-русски, то он должен оставаться в первом классе, пока не научится читать и писать в совершенстве. При этом нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: