М.В. Ломоносов

Примечания

Щедрость

Жалобы

§ 109. Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью. Если они будут видеть, что это доставляет им уважение, любовь и признание и что они не теряют при этом ни одного из своих преимуществ, они будут находить в этом больше удовольствия, чем в нахальном командовании, т.е., очевидно, в противоположном складе отношений. (...)

§ 110. Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими Друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда оказывается и самым богатым да вдобавок еще пользуется признанием и одобрением; и тогда они быстро научатся быть щедрыми на деле. Я полагаю, что таким путем вы сделаете братьев и сестер более ласковыми и вежливыми по отношению друг к другу, а следовательно, и к другим, чем десятками правил о хороших манерах, которыми обычно мучают и стесняют детей. Жадность и желание иметь в своем обладании и распоряжении больше, чем нам нужно, являются корнем всех зол, и эти качества следует поэтому искоренять с ранних лет и со всей тщательностью, а противоположную черту - готовность делиться с другими - всячески поощрять выражениями похвалы и одобрения, всегда при этом заботясь о том, чтобы ребенок ничего не терял из-за своей щедрости. Пусть всегда, во всех случаях проявления подобной щедрости, ребенок получает награду, и притом с процентами: и пусть он осязательно чувствует, что доброта, которую он проявляет по отношению к другим, небезвыгодна и для него самого, что она вызывает доброе отношение к нему со стороны как тех, которые воспользовались его добротой, так и тех, кто ее наблюдает со стороны. Делайте это предметом соревнования между детьми, чтобы они старались превзойти друг друга в этом отношении20. Когда же таким образом, благодаря постоянной практике, детям станет легко делиться тем, что они имеют, с другими, то добросердечие укоренится в них как привычка и они будут находить удовольствие и гордиться тем, что они добры, щедры и вежливы с другими.

Коменский Я.,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.

Педагогическое наследие.- М., 1987.- С. 143-164.

1 - Полемическое начало, отражающее материалистический монизм Локка, с позиций которого дано целостное представление о психофизическом развитии личности.

2 - Идеалистической концепции неоплатоников о врожденности знаний и нравственных качеств личности. Локк противопоставляет эмпирико-материалистическую точку зрения на формирование и развитие человека;

3 - Локк отрицает правомерность сословных привилегий, но как идеолог буржуазии считает, что имущественное неравенство является «естественным» результатом неравных индивидуальных способностей людей.

4 - Эти требования отражают разработанные Д. Локком положения о соответствии естественного закона морали требованиям разума и обусловленной этим необходимости самоограничения и самодисциплины.

5 - Солон (ок. 640-559 до н.э.) - афинский архонт (высшее должностное лицо), реформаторская деятельность которого способствовала преодолению пережитков родового строя и становлению государственности в Афинах; согласно преданию, ~ один из семи мудрецов античной Греции.

6 - Согласно античной мифологии, Сцилла и Харибда - два чудовища, находившиеся по обе стороны узкого пролива; оказаться между ними - значит подвергнуть себя опасности и с той и с другой стороны.

7 - Здесь и далее раскрывается значение опыта работы ребенка в нравственном воспитании, в связи с чем повторные действия (упражнения) в положительном поступке рекомендуются как метод формирования целесообразных привычек и навыков поведения.

8 - Здесь впервые высказана мысль о целесообразности создания воспитателем воспитывающих жизненных ситуаций, которая впоследствии получит широкую разработку в педагогическом романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1768).

9 - Локк обосновывает необходимость учета возрастных, а также индивидуальных особенностей детей как непременное условиеих воспитания и обучения.

10 - Здесь сформулировано положение о развивающих целях и задачах обучения.

11 - Здесь и далее самодеятельность ребенка рассматривается как необходимое условие раскрытия его сил и способностей, в связи счем воспитание и обучение интерпретируются как процесс взаимодействия между воспитателем и детьми.

12 - Автор опять подчеркивает значение опыта ребенка как источника формирования его нравственных представлений и привычек.

13 - Локк настаивает на необходимости формирования волевых качеств личности как важнейшей воспитательной задачи обучения.

14 - Локк показывает, что учет возрастных и индивидуальных особенностей немыслим без уважения к личности воспитанников и обоснования на доступномихуровню понимания предъявляемых кним педагогических требований.

15-Философско-педагогические сочинения Локка содержат характеристику специфических особенностей детского мышления.

18 - Идея наглядности обучения, выдвинутая Коменским, применяется Локком к нравственному воспитанию.

17 - Наблюдение, которое в дидактике Коменского применяется как одинизметодов обучения, Локк распространяет и на область нравственного воспитания.

18 - Данное требование противостоит царившей в школе XVII в. механической зубрежке, отражает ориентацию Локка на интересы и положительные эмоции детей как условиеих успешной познавательной деятельности.

19 - Требование стимулировать самодеятельность детей как необходимое условиеих развития характерно для идей педагогического активизма Локка.

20 - Локк рекомендует использовать соревнование в положительном поступке как активную форму организации повторных действий (упражнений) с целью выработки у детей нравственного опыта поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: