Мир повседневности. В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как китайские церемонии. Так называют в Европе строгие нормы поведения и мышления, сложившиеся

В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как китайские церемонии. Так называют в Европе строгие нормы поведения и мышления, сложившиеся на основе культа традиций и ритуалов. Именно ритуалы упорядочивали отношения между людьми, да и сам человек становился проекцией его общественной значимости. Не столько индивидуальность личности, сколько социальная роль, которую выполняет человек, стала ценностью в китайской цивилизации. Замечательной иллюстрацией этой особенности мировосприятия китайцев стал традиционный жанр портрета. В Западной Европе жанр портрета становится ведущим в эпоху Возрождения, обнаруживая открытие человеческой индивидуальности. В России XVIII в., с началом петровских преобразований также развивается в первую очередь портретное искусство. В китайской традиции жанр портрета выполняет принципиально иную задачу, чем в западной. Китайский художник выписывал не подробности внешности изображаемого, а отражение его духа. Фактически художник конструировал облик персонажа, основываясь на его моральных качествах.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

«В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое, ибо это отношение с редким упорством и последовательнос-

тью отрицает в женщине женское начало, присущие только женщине переживания, интересы и мечты. «Женщина сильнее мужчины», — гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину прежде всего как на работницу» (Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 542—543.) — отмечает В. В. Малявин в своей книге «Китайская цивилизация». Гуманизм Конфуция не помешал ему довольно резко отзываться о женщинах, даже запретить общение незнакомых мужчин и женщин. Женщины не могли уча­ствовать в мужских компаниях, девочкам с детства не разрешалось играть с мальчиками. Поскольку ритуалы, связанные с культом предков, осуществлялись исключительно мужчинами, то особенно ценилось появление на свет мальчиков, сыновей. Проблема выбора супруга была незнакома китайской женщине до такой степени, что даже в фольклоре исследователи не обнаруживают мотивы жалоб на замужество без согласия девушки, на ее брак с нелюбимым. Для семейного быта китайцев характерно представление о предосудительности публичных проявлений любовных отношений между мужем и женой. Только муж обладал правом на развод, а после его смерти жена не имела права снова выйти замуж. Женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие в поясе штаны, а также длинные халаты, скрывающие женские формы.

Миф мужского превосходства был в особенности характерен для конфуцианства, в то же время даосизм с его искусством гадания и врачевания становился религией для женщин. Строгие ограничения конфуцианской морали даосизм компенсировал утонченным искусством любовных отношений. В рамках даосизма была разработана особая сексуальная техника, традиции которой изучают современные западные сексологи. У даосов особая сексуальная практика стала частью духовного совершенствования. Воспитывая детей, китайцы старались внушить ребенку необходимость беспрекословного повиновения старшим, уважения по

отношению к родителям. Ради сплоченности семьи требовалось жертвовать личными интересами. Каждый ребенок твердо знал свое место в семейной иерархии. В целом китайские методы воспитания в первую очередь сдержанности и подчинения обнаруживают серьезное расхождение с западными принципами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: