Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II

Неисчислимые богатства в виде дани, податей и добычи, поступавших из покоренных стран, доставались фараону, храмам и знати. Рамсес II щедро одарял святилища, стараясь снискать расположение и поддержку не только богов, но и их слуг-жрецов. В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире, религия играла огромную роль и в сочетании с возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов и ремесленных мастерских.

Не подлежит сомнению, что это был период экономического процветания Египта. Как я уже упомянула выше, без наличия больших продовольственных запасов в государственных закромах невозможны были бы ни длительные войны, ни широкое монументальное стромтельство в долине Нила.

Но общее стабильное положение в Египте отнюдь не означает, что все население жило безбедно. Стремление к роскоши и пышности одних неизбежно вело к лишениям, бедствиям и жестокой эксплуатации других. Так описывается участь земледельца в одном из школьных поучений: " Вот ты не помнишь участи земледельца при записи урожая. Берет червь половину ячменя, мыши многочисленны в поле, саранча опускается, скот ест, птицы воруют. Горе земледельцу!.. Писец причаливает к берегу. Он записывает урожай. Его помощники с палками, кушиты с жилами пальмовых листьев. Они говорят: " Дай ячмень! ". [ Но] ячменя нет. Они бьют его (то есть земледельца). Он связан и брошен в колодец. Он погружен в воду вниз головой, его жена связана..., его дети скручены. Его соседи оставляют их, убегая, и пропал их ячмень. "[8]

Кроме земледельцев в Египте было большое ремесленное население. Ведь строительство скальных гробниц и храмов требовало огромного количества рабочих рук: каменотесов, плотников, столяров, ваятелей,, живописцев. Бок о бок с ними трудились бальзамировщики и целая армия ткачей, портных, сапожников, ювелиров, обслуживавших мертвых. А если к этому добавить пекарей, мясников, рыболовов, водоносов... Рабочие кварталы были обнесены толстой стеной: египетские властители не особенно верили в покорность простых трудовых людей.

Сохранились материалы, рассказывающие о жизни ремесленников. Тяжелым был их труд, скудно и однообразно питание, убого жилище. Работа каждого тщательно учитывалась. Ученые нашли своего рода журналы, в которых ежедневно отмечался приход на работу. В них указывалась и причина неявки, является ли она уважительной.

Писцы, находившиеся в некрополе, аккуратно вели свои записи. Это были очень короткие деловые отчеты “о тех, которые приносят воду”, “о тех, которые приносят овощи”, “о тех, которые приносят рыб”, “о тех, которые спиливают деревья”, “о тех, которые делают гипс”. Делались также пометки о выдаче инструментов, продовольствия, одежды. Против многих имен стояли “птички” - пометки писца при проверке списков. [9]

Есть еще одна интересная запись: ”В этот день отряды ремесленников преодолели пять (имеется в виду пять застав) царского некрополя, чтобы сказать: ”Мы голодаем уже 18 дней”.

Они сели на окраине храма Тутмоса III.

И пришли: писец закрытого некрополя, оба начальника ремесленников, оба заместителя и оба квартальных и воззвали к ним, говоря: “Пойдемте внутрь!” (Очевидно внутрь поселения; начальство пыталось уговорить ремесленников вернуться.)

Но они (ремесленники) дали великую клятву, говоря: “Уходите! Есть у нас дело к фараону”.

Целый день провели они здесь, ночевали же в некрополе”.

Это открытый бунт, организованное выступление в защиту своих прав, прямое неповиновение начальству. Ремесленники бросили работу, вышли за пределы своего поселка, столпились вокруг храма и отказались вернуться, пока им не выдадут продовольствия.

Когда же “божьи отцы этого храма” вышли успокоить ремесленников, те заявили им:

“Мы пришли сюда из-за голода и жажды. У нас нет платья, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Сообщите об этом фараону...”[10]

Массовые выступления иногда приносили победу бастующим. Сохранилось несколько пометок о выдаче продовольствия сразу же после прекращения работы и переговоров с начальством. Иногда же чиновники и жрецы обманывали ремесленников. Они заставляли их возобновлять работу, обещая выдать продовольствие, но не сдерживали своего слова. В таких случаях ремесленники снова бросали работу.

О том, что массовые отказы от работы серьезно беспокоили фараона, свидетельствует тот факт, что несколько раз переговоры с бастующими вел сам главный фиванский сановник.

Борясь за свое существование, за кусок хлеба, ремесленники гневно протестовали против произвола чиновников. На уговоры вернуться однажды последовал такой ответ:

“Мы не вернемся! Скажи начальникам, что поистине мы преодолели стены не только голода. Мы должны высказать великое слово. Воистину творятся преступления в этих местах фараона...”[11]

Проследив маршрут выступления ремесленников, современные ученые сделали интересное наблюдение: бастующие всегда направлялись к тем храмам, в которых в этот день было скопление богомольцев. Они, очевидно искали сочувствия у народа, стремились, чтобы об их борьбе знало все население Фив. Поэтому бастующие располагались обычно возле храма или у самых оживленных дорог и кричали правителю города, когда он проходил Ремесленники еще верят в справедливость царя. Ему они адресуют свои жалобы и от него ждут защиты..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: