Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 8 страница

[1359] Кюнер H. В. Восточные урянхайцы по китайским источникам // Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. 6. Кызыл, 1958. С. 202–216.

[1360] Сулейменов О. О. Козёл // Улыбка бога / Татарская электронная библиотека: https://kitap.net.ru/sulejmenov/ulybkaboga1-07.php

[1361] Guruge, Ananda W.P. Mahavamsa. Calcutta, 1990; The Great Chronicle of Lanka // Translated from Pali by Wilhelm Geiger. The Mahavamsa. 6th Century BC to 4th Century AD. XII: https://lakdiva.org/mahavamsa/chap012.html

[1362] Литвинский Б. А. Распространение буддизма в Средней Азии // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 192–193. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. С. 35.

[1363] В Китае известен как Дамо; прибл. 440 — 528.

[1364] Судзуки Д. Дзен-буддизм. Бишкек. 1993. С. 34; Новокшонов Д. Е. Бокс, борьба и панкратий в древнегреческой эпиграмме. Дипломная работа по кафедре классической филологии. СПб, 1995.

[1365] Disanayaka J. B. What Buddhists believe about the Bodhi Tree // Soba Environmental Publication. Vol. 2, №2. Colombo, 1990. P. 20–23.

[1366] Топоров В. Н. Петух / Мифы народов мира (Онлайн энциклопедия): https://www.mifinarodov.com/p/petuh.html

[1367] Соколов M. H. Там же библиография: Gajek J. Kogut w wierzeniach ludowych. Lwow, 1934; Callisen S. A. The iconography of the cock on the column // The Art Bulletin. 1939. Vol. 21.

[1368] Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Вып. 3 // Памятники письменности Востока, 73, 2. Bibliotheca Buddhica, XXXIV / Изд. Г. М. Бонгард-Левина и М. И. Воробьевой-Десятовской. М., 1990. С. 59–63.

[1369] Личное наблюдение.

[1370] Санскр. अर्हत्, достойный.

[1371] Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб, 2000. С. 49–50; О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра») // Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. В. В. Мантанов. Новосибирск, 1986. С. 47–68.

[1372] 5, 1: Метафизика. / Пер. П. Первова и В. Розанова. Кн. 1-5. М., 2006; Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого. М.–Л., 1934.

[1373] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов. С. 343–344.

[1374] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. С. 343–344.

[1375] Энн Эпплбаум. Столовая // ГУЛАГ. Паутина Большого террора / (Пер. Л. Ю. Мотылева). М., 2006.

[1376] Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / Под ред. В. Е. Соколова. М., 1984. С. 187.

[1377] Blust R. Subgrouping, circularity and extinction: some issues in Austronesian comparative linguistics // Selected Papers from the Eighth International Conference on Austronesian Linguistics / E. Zeitoun and P. J.-K. Li. / Taipei: Symposium Series of the Institute of Linguistics, Academia Sinica, 1999; Stone R. Graves of the Pacific’s First Seafarers Revealed // Science Magazine. 21 April 2006. Vol. 312. №5772, P. 360: https://en.wikipedia.org/wiki/Lapita

[1378] Blaisdell A. P. Kosuke Sawa. Leising K. J. Waldmann M. R. Causal Reasoning in Rats // Science. 2006. Vol. 311: Пер. Е. Наймарк. Животные способны логически мыслить // Элементы большой науки. 26.02.06: https://elementy.ru/news/430136

[1379] Judea Pearl. Causality: Models, Reasoning, and Inference. Cambridge, 2009; GeNIe & SMILE: (genie.sis.pitt.edu); OpenBayes (https://github.com/abyssknight/OpenBayes-Forkhttp); ru.wikipedia.org/wiki/Байесовская сеть

[1380] Пётр Смирнов/ Крысы додумались до правил/ 28.03.08, 19:01 / Газета.ru: https://www.gazeta.ru/science/2008/03/28_a_2679970.shtml

[1381] Крыса / Сост. Н. Дяловская: https://www.litcetera.net/forum/113-573-1

[1382] Священные крысы / Необычные факты: https://factsite.ru/svyashhennyie-kryisyi.html

[1383] https://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Fina

[1384] 3, 279–309. Пер. С. В. Шервинского.

[1385] Gregorius Dialogus, Γρηγόριος ο Διάλογος, ок. 540 — 12 марта 604.

[1386] Ярхо В. Н. Первый Ватиканский мифограф. СПб, 2000. С. 5–42.

[1387] Согласно традиционной версии, Семела забеременела от Зевса и, желая удостовериться в его личности, попросила, чтобы он явился к ней со всеми атрибутами своего величия. От молнии в руках Зевса загорелся чертог и погибла сама Семела, Диониса же Зевс изъял из ее чрева и доносил в своем бедре. См. Гесиод. Теог. 940–942; Еврипид. Вакханки. 1–9, 88–98, 242–245, 286–297.

[1388] Назвали Фионой — по объяснению Диодора Сицилийского (3, 62, 9), Семела и Фиона — два имени Земли; первое — от прилагательного σεμνή — свято чтимая, второе, от существительного θυσία — жертва, которую приносят, сжигая, земле. Имя Фионы встречается уже у Сапфо (фр. 27, 10 LP), Пиндара (Пиф. III, 99) и в гомеровском гимне к Дионису, 21.

[1389] Дедовским именем — ход мысли здесь, по-видимому, следующий. С одной стороны, Кадм приходился правнуком Эпафу, сыну Зевса и Ио, родившемуся в Египте. С другой стороны, Зевс передал новорожденного сына Семелы на воспитание нимфам в Нисе, которую иногда локализовали тоже в Египте (см. Геродот. II. 146). Из родительного падежа имени предка Кадма Зевса (Διός) и названия Нисы можно было легко сконструировать имя Дионис.

[1390] Александр из Афродисиады (в Карии) — философ-перипатетик, комментатор Аристотеля; примерно с 198 г. н. э. читал лекции в Афинах. Принадлежность ему Физических проблем оспаривается, и приводимый ниже почти дословно отрывок из них в самом деле далек от учения Аристотеля.

[1391] Четыре образа вина — вероятно, подразумевается виноград, выжатый из него сок, бродящее вино и вино, готовое к употреблению. Или же см.: Apul. Florid. 20.

[1392] Пер. и комм. В. Н. Ярхо. Вестник древней истории. 1992 г. №3.

[1393] Домарадский И. В. Чума. М., 1998.

[1394] Энциклопедия: Кельтская мифология / Celtic Mythology. Geddes & Crosset / Пер. С. Головой и А. Голова. М., 2002.

[1395] 294–304. Пер. В. Г. Боруховича. Батрахомиомахия, или Война мышей и лягушек. Античный мир и археология. Вып. 1. Саратов, 1972. С. 154–162.

[1396] Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 91–92.

[1397] См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Maitreya

[1398] Йога-нидра в значении осознанного глубокого сна в Мандукья-упанишаде называется праджня. https://en.wikipedia.org/wiki/Yoga-nidra

[1399] https://en.wikipedia.org/wiki/Padma_(attribute)

[1400] Аквариум. Три сестры // Навигатор. 1995 (Аквариум).

[1401] Самая известная: шаолиньская.

[1402] Сафронова Е. С. Дзенский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980. С. 68–78: Hyers M. C. Zen and the Comic Spirit. L., 1974. P. 36, 86–87; Гессен А. Набережная Мойки, 12. М., 1960. С. 120.

[1403] Сафронова Е. С. С. 71: Durckheim K. Von. Hara, the Vital Centre of Man. L.–N. Y., 1971. P. 37.

[1404] Михайлов О. Н. Суворов. М., 1973. С. 260.

[1405] Met. 2, 31;. Пер. М. Кузмина.

[1406] И далее: Тарн В. Эллинстическая цивилизация / Пер. С. Я Лясковского / Пред. С. И. Ковалева. М., 1949. С. 192–217. Библиография у Тарна: E. Schürer, Gesch. D. Jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, III, 1909; E. R. Bevan, Jerusalem under the High Priests, 1924; Ed. Meyer, Ursprung und Anfänge des Christentums, II, 1921; Beer, Israel und Juda в RE; F. X. Kugler, Von Moses bis Paulus, 1922; W. Kolbe, Beiträge zur syrischen und jüdiscen Geschichte, 1926; N. H. Bayes, Israel among the nations, 1927; J. W. Hukin в Palestine in general history, 1929; (Schweich lectures 1926); R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old. Testament, 1913, и Religious development between the Old and New Testament, 1914; W. O. E. Oesterley, The books of the Apocrypha, 1915.

[1407] מכבים‎ или מקבים; греч. Μακκαβαῖο, от арамейского makkaba, молот, также связывается с еврейским makkevet с тем же значением.

[1408] Flavius. A. Jud. 15. 1–2. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г. Г. Генкеля. В 2-х томах. М., 1994: С. 417.

[1409] Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 131–132.

[1410] Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. Л. М. Глускиной. М., 1985. С. 3.

[1411] הוֹרְדוֹס‎; греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus. Ок. 73–74 гг. до н. э. — 4 до н. э.

[1412] Filmer W. E. The chronology of the reign of Herod the Great // Jour. Theol. Studies, XVII. 1966. P. 283–298.

[1413] Тарн В. С. 217.

[1414] Flavius. A. Jud. 18. 1–6.

[1415] Иисус Христос в документах истории (Античное христианство. Источники) / Сост., статья и комм. Б. Г. Деревенского. СПб, 1999.

[1416] Ивр. נָצְרַת‎; араб. الناصرة‎‎

[1417] Матф. 2, 13; Матф. 2, 15. Аверинцев С. С. Новый Завет // Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1960–1970.

[1418] Тарн В. С. 205–207.

[1419] Каждан А. П. Византийская культура (X — XII вв.). М., 1968. С. 14.

[1420] Тарн В. С. 208–209.

[1421] Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 гг.) — знаменитый еврейский историк и военачальник. Josephus Flavius, при рождении Йосеф бен Матитьяху (Иосиф, сын Маттафии), ивр. יוסף בן מתתיהו‎

[1422] Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.

[1423] Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского / Под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. М., 1994. С. 775–777.

[1424] Publius Cornelius Tacitus или Gaius Cornelius Tacitus; середина 50-х — ок. 120 года.

[1425] Ребрик В. В. Источники экскурса о евреях (Tac. Hist. V, 1–10) // Классическая филология. Материалы секции 41 Международной филологической конференции. 26–30 марта 2012 г. СПб, 2011. С. 11–15.

[1426] София Пескарин. Рим. Атлас чудес света. М., 2001. С. 38: https://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=322032121

[1427] Асадуллаев И. Тотем-осел. Гипотеза о первом объединении арийских родов и племен подтверждается?: https://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1345842000

[1428] Apuleius, род. в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка. Блаженный Августин учился в Мадавре.

[1429] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 73.

[1430] Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1960. С. 357–365.

[1431] Андерсон В. Роман Апулея и народная сказка. Т. 1. Казань, 1914; Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957. С. 41–45.

[1432] Priesteragie: Kiliaan. Etymologicvm Tevtonicae Lingvae: Sive Dictionarivm Tevtonico-Latinvm., 1599. Via de Digitale Bibliotheek voor de Nederlandse Letteren: https://www.dbnl.nl/tekst/kili001etym01_01/

[1433] Егип. wsjr, Ὄσιρις, Osiris.

[1434] Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период. II. М., 1918; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2003. С. 417–502; Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб, 1995. С. 108–110; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 303–304, 325 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Умирающий_и_воскресающий_бог).

[1435] https://en.wikipedia.org/wiki/Flying_Spaghetti_Monster

[1436] Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985. С. 65–72.

[1437] Павлов В. В. Ходжаш С. И. С. 70–71; https://en.wikipedia.org/wiki/Set_(mythology)

[1438] Левинская О. Л. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея как «роман с ключом»: египетский ключ // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XIV. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 21–23 июня 2010 г. Ч. 2. СПб, 2013. С. 120–132.

[1439] https://en.wikipedia.org/wiki/Osiris

[1440] 30. Пер. М. Кузьмина: Ac ne sacris suis gregi cetero permixtus deservirem, in collegium me pastophorum suorum immo inter ipsos decurionum quinquennales adlegit. Rursus denique quaqua raso capillo collegii vetustissimi et sub illis Syllae temporibus conditi munia, non obumbrato vel obtecto calvitio, sed quoquoversus obvio, gaudens obibam. Exin gaudio delibuti populares thallos verbenas corollas ferentes exosculatis vestigiis deae, quae gradibus haerebat argento formata, ad suos discedunt lares. Nec tamen me sinebat animus ungue latius indidem digredi, sed intentus <in praesentis> deae specimen pristinos casus meos recordabar.

[1441] 27. Пер. М. Кузьмина.

[1442] 17. Пер. М. Кузьмина: Tunc ex his unus, quem cuncti grammatea dicebant, pro foribus assistens coetu pastophorum — quod sacrosancti collegii nomen est — velut in contionem vocato indidem de sublimi suggestu de libro de litteris fausta vota praefatus principi magno senatuique et equiti totoque Romano populo, nauticis navibusque quae sub imperio mundi nostratis reguntur, renuntiat sermone rituque Graeciensi ploiaphesia. Quam vocem feliciter cunctis evenire signavit populi clamor insecutus.

[1443] https://greeklexicon.org/lexicon/search/?search=pastophor

[1444] Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию М. А. Коростовцева. Сб. 1. М., 1975. С. 82.

[1445] Güthling O. Menge-Güthling Griechisch-Deutsches und Deutsch-Griechisches Wörterbuch. Berlin–Schöneberg, 1906, 1910.

[1446] A priest, to whose office the divination from the victim's entrails also belonged.

[1447] Πάθος / De verborum significat // Boehmerus Justus Henningius. Dictionarium Juridicum. Berolini, 1745. P. 1100.

[1448] Ахунова О. Л. Роман Апулея Метаморфозы, или Золотой осел. История и генезис жанра. Автореферат доктора филологических наук. М., 2013.

[1449] Λουκιανὸς ὁ Σαμοσατεύς, лат. Lucianus Samosatensis; около 120 — 180 гг. н. э.

[1450] Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты — древнегреческий интеллигент эпохи упадка // Лукиан. Сочинения. Т. 1. СПб, 2001.

[1451] Лукиан. Сочинения. В 2 т. / Под общ. ред. А. И. Зайцева. На основе изд. 1935 г. СПб, 2001; Лукиан. Избранная проза / Пер., вступ. ст., коммент. И. Нахова. М., 1991.

[1452] Пер. Б. В. Казанского. 54–55: Luciani Samosatensis Opera. T. 3. Lipsia, 1829. P. 123–125

[1453] Пер. А. Б. Рановича в его: Лукиан. Гл. 3 // Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

[1454] 36. Пер. Д. Н. Сергеевского.

[1455] В тексте стоит пилофор, носящий шляпу. Пилос — дорожная шляпа с небольшими полями.

[1456] В тексте октаподес.

[1457] 1–2. Пер. и прим. Н. П. Баранова.

[1458] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria, 700 B.C. — 450 A.D. Stockport, 1997. Vol. 1. P. 40.

[1459] Попов А. А. Армия Греко-Бактрии / Греко-Бактрийское царство. СПб, 2008: https://www.roman-glory.com/popov-armiya-greko-baktrii

[1460] Дройзен И. Г. История эллинизма. Т. 2. М.–СПб, 2003. С. 658–659.

[1461] Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент. 2002. С. 41–42.

[1462] The Greek words for ginger and pepper also owe their origin to Tamil. The Tamil word cini for sugar indicates its origin. In Tamil classical works, Chinese silk is referred to as cinattuppattu: Varadarajan Mu. A History of Tamil Literature / Trans. From Tamil by E. Sa. Vasswanathan. New Delhi. Sahitya Akademi. 1988. P. 4–5; Srinivasa Iyengar P. T. History of the Tamil from the Earliest Times to 600 A. D. Madras, 1929. P. 36–43; Basham A. L. The Wonder that was India, L., 1954. P. 62.

[1463] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов // Индоиранское языкознание и типология языковых ситуаций. Сб. стат. к 75-летию А. Л. Грюнберга. Отв. ред. М. Н. Боголюбов. СПб, 2006. С. 345.

[1464] Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986; Аверинцев С. С. Типология отношения к книге в культурах древнего Востока, античности и раннего средневековья // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978 г. С. 6–28; Зелинский А. Н. Кушаны и махаяна. С. 227–230.

[1465] Дуров В. С. Как читали древние римляне // Hyperboreus. Petropoli. Vol. 7, 2001. Fasc. 1–2. C. 219–220 (Plaut. Curc. 288 sqq.).

[1466] См. например: Рабинович Е. Г. Латынь по-гречески // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XIV. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 21–23 июня 2010 г. Ч. 2. СПб, 2013. С. 267–287.

[1467] Ставиский Б. Я. Козловский В. А. Львиная капитель из Старого Термеза // Культурное наследие Востока. Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985. С. 196; Ставиский Б. Я Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 211–214.

[1468] В некоторых гностических текстах в роли матери Будды выступает Изида: Arkell A. F. Meroe and India. Aspects of Archaeology in Britain and Beyond. L., 1951. P 35.

[1469] Книга Премудрости Соломона. 7, 17 и сл.

[1470] Зелинский А. Н. Кушаны и махаяна. С. 227–230.

[1471] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л. 1964. С. 30–31.

[1472] Зелинский А. Н. С. 230–231.

[1473] Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. С. 11–31.

[1474] Казанский Н. Н. Крючкова Е. Р. Лексические свидетельства греко-индийских контактов. С. 344–345.

[1475] Литвинский Б. А. Распространение буддизма в Средней Азии. С. 193.

[1476] Камалиддинов Ш.С. Историческая география Северного Тохаристана // Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. Ташкент, 1996; Эдвард Ртвеладзе. Термез и его значение в истории Средней Азии: https://www.sanat.orexca.com/rus/archive/2-01/history_art1.shtml

[1477] Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 89.

[1478] Великий Закон, Махаяна, буддизм.

[1479] Дхьяна: дхарма, драма, действие.

[1480] Пустыня Гоби.

[1481] См.: 1) Рудова М. Л. Бодхисатва Гуаньинь в памятниках Дуньхуана; 2) Самосюк К. Ф. Художники-иностранцы в Китае VI–VII вв. (По трактату Чжан Яньюаня, IX в.) 3) Самосюк К. Ф. Свиток Цю Ина «Восемнадцать архатов» // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа XVII. Л., 1989. С. 57–60; 71–77; 78–83.

[1482] Область на землях нынешних Шэнси и Сычуань.

[1483] Область в нынешнем Ганьсу.

[1484] Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М. Е. Ермакова. M. Наука. 1991. С. 184–186.

[1485] Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии (Max Müller. The Six Systems of Indian Philosophy. L. Longmans, Green and C., 1899) М., 1995. К.: PSYLIB, 2009: https://poznaisebya.com/psylib/books/mullm01/txt06.htm

[1486] Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов / Ред. и прим. А. В. Парибка. СПб, 1995: https://abuss.narod.ru/Biblio/scherbatzkoj/scherbatzkoj2_1.htm

[1487] Ставиский Б. Я Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 179–182: Этот отрывок из Вэйлио, дошедший до нас в сочинении 429 г. н. э., многократно рассматривался китаистами и историками буддизма.

[1488] RG. 1, 117.

[1489] Штернберг Л. Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния (Предоставлено академиком Е. Ф. Карским в заседании Отделения исторических наук и филологии 10 марта 1926 года) // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. Л., 1926.

[1490] Альбердиль М. Ф. Волчок Б. Я. Кнорозов Ю. В. Исследования протоиндийских надписей // Забытие системы письма. Остров Пасхи, Великое Ляо, Индия. М., 1982. С. 268. См. также ссылку 638.

[1491] RG. 7, 70.

[1492] Штернберг Л. Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния.

[1493] https://en.wikipedia.org/wiki/Sanchi

[1494] https://www.archaeologyonline.net/artifacts/heliodorus-column.html

[1495] https://en.wikipedia.org/wiki/Heliodorus_pillar

[1496] Пер. https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонна_Гелиодора

[1497] https://en.wikipedia.org/wiki/Antialcidas

[1498] Санскр. गरुड, garuḍa, всепожирающее.

[1499] Краснодембская Н. Г. Птица в обыденном и сакральном пространстве // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. СПб, 2009. С. 117–142.

[1500] Новокшонов Д. Е. Троллинг: стратегия дискредитации & дискредитация стратегий // Речевая коммуникация в средствах массовой информации. Материалы II Международного научно-практического семинара 17–19 апреля 2013 г. / Под ред. В. В. Васильевой, В. И. Конькова. СПб, 2013. С. 224–227.

[1501] Деян. 8, 25: Οἱ μὲν οὖν διαμαρτυράμενοι καὶ λαλήσαντες τὸν λόγον τοῦ Κυρίου ὑπέστρεψαν εἰς Ἱερουσαλήμ, πολλάς τε κώμας τῶν Σαμαρειτῶν εὐηγγελίσαντο.

[1502] Деян. 14, 25: καὶ διελθόντες τὴν Πισιδίαν ἦλθον εἰς Παμφυλίαν, καὶ λαλήσαντες ἐν Πέργῃ τὸν λόγον κατέβησαν εἰς Ἀττάλειαν, 26 κἀκεῖθεν ἀπέπλευσαν εἰς Ἀντιόχειαν, ὅθεν ἦσαν παραδεδομένοι τῇ χάριτι τοῦ Θεοῦ εἰς τὸ ἔργον ὃ ἐπλήρωσαν.

[1503] Деян.16, 6: Διελθόντες δὲ τὴν Φρυγίαν καὶ τὴν Γαλατικὴν χώραν, κωλυθέντες ὑπὸ τοῦ ἁγίου Πνεύματος λαλῆσαι τὸν λόγον ἐν τῇ Ἀσίᾳ,

[1504] Деян.16, 32: καὶ ἐλάλησαν αὐτῷ τὸν λόγον τοῦ Κυρίου καὶ πᾶσι τοῖς ἐν τῇ οἰκίᾳ αὐτοῦ.

[1505] 1Кор. 2, 6–7: Σοφίαν δὲ λαλοῦμεν ἐν τοῖς τελείοις, σοφίαν δὲ οὐ τοῦ αἰῶνος τούτου, οὐδὲ τῶν ἀρχόντων τοῦ αἰῶνος τούτου τῶν καταργουμένων· ἀλλὰ λαλοῦμεν σοφίαν Θεοῦ ἐν μυστηρίῳ, τὴν ἀποκεκρυμμένην, ἣν προώρισεν ὁ Θεὸς πρὸ τῶν αἰώνων εἰς δόξαν ἡμῶν, ἣν οὐδεὶς τῶν ἀρχόντων τοῦ αἰῶνος τούτου ἔγνωκεν· εἰ γὰρ ἔγνωσαν, οὐκ ἂν τὸν Κύριον τῆς δόξης ἐσταύρωσαν.

[1506] Гоголь Н. В. Глава 1 // Мертвые души. Т. 1. https://ilibrary.ru/text/78/p.2/index.html

[1507] Новосадский Н. И. Культ кавиров в древней Греции. Варшава, 1891; Мифы народов мира. М., 1991–92. Т.1. С. 382–384; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т.1. С. 457–458; Схолии к Гомеру. Илиада III, 144, 242, версия восходит к «Гимну Диоскурам» Алкмана // Зайцев А. И. «Гимн Диоскурам» Алкмана и его эпические источники // Исследования по древнегреческой и индоевропейской поэзии. СПб, 2006. С.197.

[1508] Штернберг Л. Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния.

[1509] Соколова З. П. Находки в Шишингах (Культ лягушки и угорская проблема) // Советская этнография. №6. М., 1975. С. 151; Чернецов В. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Советская этнография. №2. М., 1939. С. 22–42.

[1510] Латеранский дворец: itlm.ru/article/латеранский-дворец-1

[1511] Смерть Нерона — 7 июня 68 г.

[1512] Колпак (pilleus), надевавшийся на раба при отпущении на волю, был символом свободы.

[1513] О другом Лженероне, появившемся в Греции в 70 г., упоминает Тацит (Ист., II, 8); третий Лженерон, настоящее имя которого было Теренций Максим, появился на Востоке в последние годы Веспасиана (Дион, 69, 19).

[1514] Suet. Nero. 57. И далее пер. и прим. М. Л. Гаспарова.

[1515] Кроме этих бедствий, Тацит упоминает ураган 65 г., опустошивший Кампанию.

[1516] Погребальные списки (ratio Libitinae) велись при храме Венеры-Либитины, где продавались похоронные принадлежности.

[1517] Поражение в Британии римляне потерпели в 61 г. от восставшего племени иценов во главе с царицей Боудиккой; разорены были города Камулодун и Веруламий, погибло (по Диону) 80 тыс. человек.

[1518] На Востоке в 62 г. Цезенний Пет был окружен парфянами в Армении и вынужден был покинуть край на унизительных условиях; но слух о том, что римское войско прошло под ярмом, оказался ложным (Тацит, Анн., XV, 15).

[1519] Suet. Nero. 39.

[1520] Долгая борьба между Римом и Парфией за протекторат над Арменией закончилась победой парфян: царем Армении стал парфянский принц Тиридат, и только для удовлетворения римской национальной гордости было оговорено, что Тиридат примет царскую власть в Риме из рук Нерона.

[1521] Тиара, род мягкого колпака, была обычным головным убором на Востоке.

[1522] Диадема была знаком царского достоинства.

[1523] Театр Помпея нарочно для приема Тиридата был весь вызолочен (Плиний, 33, 16, 54).

[1524] Suet. Nero. 13.

[1525] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 70–71.

[1526] In palatio Neronis, quod ex Iatere et rana dicis Lateranum а в одном списке к этому еще добавлено: rana quam latenter peperit Nero (лягушка): Морозов Н. А. Христос. V. Ч. 8. Гл. VII: https://doverchiv.narod.ru/morozov/5-00-0gl.htm

[1527] Штернберг Л. Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния. С. 11–18.

[1528] Санскр. कुबेर, имеющий уродливое тело.

[1529] Санскр. मञ्जुश्री, Mañjuśrī, великолепная слава, кит. упр. 文殊[師利], палл.: Вэньшу[шили].

[1530] Санскр. मञ्जुघोष, Mañjughoṣa, прелестный голос.

[1531] Санскр. मञ्जुनाथ, Mañjunātha, прекрасный заступник.

[1532] Санскр. वागीश्वर, vāgīśvara, господь речи.

[1533] Санскр. कुमारभूत, kumārabhūta, бывший принц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: